Теоретические основы процесса управления розничной торговли
В процессе товаропродвижения от изготовителя к потребителям розничная торговля является конечным звеном, замыкающим цепь хозяйственных операций. При розничной торговле материальные ресурсы переходят из сферы обращения в сферу коллективного, индивидуального, личного потребления, т. е. становится собственностью потребителя. Это происходит путем купли-продажи, поскольку потребители приобретают… Читать ещё >
Теоретические основы процесса управления розничной торговли (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Сущность и значение розничной торговли
Розничная торговля — это любая деятельность по продаже товаров или услуг непосредственно конечным потребителям для их личного некоммерческого использования. Любая организация, которая занимается этим, занимается розничной торговлей. При этом неважно как именно продаются товары или услуги (методом личной продажи, по почте, телефону или через торговый автомат) и где именно они продаются (в магазине, на улице, или на дому у потребителя).
В процессе товаропродвижения от изготовителя к потребителям розничная торговля является конечным звеном, замыкающим цепь хозяйственных операций. При розничной торговле материальные ресурсы переходят из сферы обращения в сферу коллективного, индивидуального, личного потребления, т. е. становится собственностью потребителя. Это происходит путем купли-продажи, поскольку потребители приобретают купленные товары в обмен на свои денежные доходы. Здесь создаются стартовые возможности для нового цикла производства и обращения, так как товар превращается в деньги.
Розничная торговля включает продажу товаров населению для личного потребления, организациям, предприятиям, учреждениям для коллективного потребления или хозяйственных нужд. Товары в основном продаются через предприятия розничной торговли и общественного питания. Вместе с тем продажа потребительских товаров осуществляется со складов предприятий изготовителей, посреднических организаций, фирменных магазинов, заготовительных пунктов, мастерских, ателье.
Показателем, характеризующим объем и качество розничной торговли, является товарооборот. Под розничным товарооборотом понимается объем реализации товаров в денежном выражении. Он отражает пропорции между производством и потреблением, спросом и предложением, реализацией и денежным обращением, объемом и структурой торговой сети, материальными и трудовыми ресурсами.
К розничному товарообороту относятся:
- — выручка от продажи товаров в розничной торговой сети за наличный расчет и в кредит.
- — отпуск из предприятии общественного питания продукции собственного производства и товаров
- — выручка от продажи одежды, обуви, головных уборов, белья из пошивочных мастерских по индивидуальным заказам потребителей.
- — выручка от продажи печатной продукции (газет, журналов, книг, плакатов) в розничной торговли и по подписке населению, организациям и предприятиям.
- — выручка мастерских за химическую чистку и крашение одежды;
- — выручка от ремонта одежды, обуви головных уборов, часов, радиоаппаратуры, мебели, предметов, выполненных предприятиями бытового обслуживания
- — выручка от ремонта и технического обслуживания автомобилей, мотоциклов, включая стоимость запасных частей осуществляемого специализированными предприятиями.
- — выручка от продажи автозаправочными станциями горючесмазочных материалов, запасных частей, других средств ухода за автомобилями, мотоциклами.
- — выручка от продажи сельхозпродукции, скота и птицы непосредственно сельскохозяйственными предприятиями, подсобными хозяйствами.
- — прочая выручка (за раскрой тканей при продажи, доставку товаров на дом, от продажи торгующими организациями прокатным пунктам соответствующих товаров и др.)
В издаваемом национальным бюро статистики ежеквартально и по итогам за год. «Социально-экономическое положение республики Молдова», в первом разделе основные макроэкономические показатели РМ из 16 основных показателей показатель: розничный товарооборот (всего, млн. лей) в том числе по торгующим предприятиям.
А также близкий к нему и имеющий связь с розничным товарооборотом, показатель товарные в торгующих организациях.
Такое присутствие этих двух показателей в основных макроэкономических показателей нашей экономики, говорит о том, что сфера торговли розничной, является важнейшим показателем экономики страны. Этот показатель анализируется, по итогам этого анализа Правительство, Парламент, Президент принимают важные решения, не только по развитию розничной торговли, но и по другим отраслям экономики, от которых зависит положение дел в этой сфере.
Государственное сопровождение процесса управления розничной торговли выражается. В утверждении Парламентом страны нужных законодательных актов для розничной торговли, а также координации государственных структур, которые участвуют в этом процессе:
- — министерство экономики и торговли;
- — департаменты торговли в муниципии Кишинэу и Белць, отдел примарий районов,
- — налоговых инспекций, статистических органов;
- — Департамента по стандартизации и метрологии.
- — Контролирующих органов и т. д.
В этом же статистическом документе выделяется раздел Внутренняя торговля и услуги в котором приводятся статистические данные по развитию данной сферы:
Показатель розничного товарооборота рассмотренный в первом разделе Основных макроэкономических показателей РМ, детализируется по следующей схеме:
I. Объем розничного товарооборота, в том числе:
Торгующие организации рынки Из общего объема розничного товарооборота:
- — продовольственные товары
- — непродовольственные товары.
II. Структура розничного товарооборота.
- 1. торгующие организации
- 2. рынки.
III. Структура розничного товарооборота по формам собственности:
- а) публичная
- б) частная
- в) смешанная (публичная +частная)
- г) совместная (с участием иностранного капитала) и иностранная
IV. Динамика розничного товарооборота по торгующим организациям в территориальном разрезе:
Объем всего В том числе Муниципий Бэлць Муниципий Кишинэу Районы и т. д.
Статистика розничной торговли на основании вышеуказанных показателях позволяет дать достоверную картину в этой сфере и принять конкретные решения по устранению проблем, негативных моментов в управлении этой сферой деятельности. В процессе управления розничной торговли на всех ее уровнях занят огромный управленческий аппарат государственных чиновников. Проверяющих Центром работы, подготовкой законов в Парламент для утверждения центральным звеном в управленческом процессе розничной торговли является Министерство экономики и торговли. В организации процесса управления розничной торговли данное министерство сотрудничает:
- — с национальным банком РМ;
- — министерством финансов;
- -налоговыми и контролирующими органами;
- — органами местного самоуправления муниципий и районов;
- — статистическими органами и т. д.
Основные функции розничной торговли и стратегия управления.
Розничная торговля — это огромная система, крупномасштабной и быстроменяющейся социально-экономической среды. Действующая система непрерывно принимает сигналы о потребностях и желаниях покупателей. Для удовлетворения этих потребностей розничная торговля выполняет следующие функции:
- — закупку товаров;
- — транспортирование;
- -хранение;
- — подсортировку, подработку, приведение к товарному виду;
- — продажу товаров;
- — принятие на себя риска;
- — финансовую деятельность.
Чтобы выжить и добиться успеха, розничному предприятию совершенно необходимо выработать стратегию управления — подробный и детальный план действий и мер, предусматриваемых для согласования всех аспектов функционирования магазина с требованиями рынка. Ведь в условиях острой конкурентной борьбы потребитель только тогда покупает товар, когда стоимость покупки эквивалентна пользе, удовольствию, чувству психологической и социальной удовлетворенности, которое он надеется извлечь из акта приобретения товара.
Руководитель торговли должен пристально и постоянно следить за новшествами конкурентов, не допускать чтобы его розничное предприятие стало устаревшим, уязвимым, неконкурентоспособным.
Основными аспектами стратегии управления предприятием розничной торговли непродовольственными товарами являются.
Оценка месторасположения будущего магазина есть не одноразовый акт, предшествующий строительству, но именно такая оценка должна стать ориентиром дальнейшей прибыли. Динамичная игра конкурентов и других сил выводит рынок из состояния равновесия. Магазин который вчера торговал на бойком месте и давал хорошую прибыль, сегодня может оказаться не у дел.
2. При решении вопроса о том, где расположить новый магазин или куда перенести старый можно предложить воспользоваться площадью сдаваемой в аренду торговым центром. В торговом центре ярко проявляется синергетический эффект — совместная группировка большого числа магазинов, приводящая к тому, что каждый из них привлекает больше покупателей. Однако нельзя полностью полагаться на правильность решения тех, кто выбрал месторасположение самого торгового центра. В каждом случае руководитель розничной торговли должен подвергнуть потенциальные возможности выбранного варианта размещения тщательному анализу.
Ученый Ричард Нельсон сформулировал закон синергетического эффекта: Данное количество магазинов торгующих товарами одного и того же ассортимента, добьется более высокого оборота, если магазины расположены тесной группой или неподалеку один от другого, чем если они разбросаны на большой площади. Именно поэтому крупные универмаги размещают неподалеку один от другого в старых центральных торговых районов городов, именно в этом и заключается одно из преимуществ торговых центров.
3. Этот же исследователь Р. Нельсон ввел понятие совместимости: совместимы те магазины, которые выигрывают (в увеличении оборота) от соседства друг с другом.
Однако от совместного расположения магазинов потенциальный покупательский спрос, естественно не увеличивается.
Оба магазина действительно увеличивают свой оборот, повышая свою долю в удовлетворении имеющихся у покупателей потребностей.
Вопросы архитектуры, дизайна, планировки и расположения площадей являются неотъемлемой частью стратегии управления в розничной торговле.
- 4. Дизайн магазина создает среду, в которой он функционирует. Он должен создавать спокойную стимулирующую атмосферу как для покупателей, так и для торгового персонала, учитывать психологию масс, сохраняя при этом чувство меры.
- 5. Рациональная планировка способствует более эффективной торговле как с точки зрения продавца, так и с точки зрения покупателя. Составление отчетности, ведение учета, инвентаризация товарных запасов, закупка товаров, оценка и контроль их качества — все эти работы упрощаются рациональной планировкой. С точки зрения покупателя продуманная планировка облегчает процесс покупки, который состоит из поиска требующихся товаров, осмотра и оценки качества товаров и принятие решения о покупке.
Каждый квадратный метр торговой площади должен использован. Маршрут движения покупателей обычно начинается в зоне наиболее интенсивной торговли. Здесь размещены товары, которые привлекательны для покупателей, дают большую валовую прибыль, отличаются быстрой оборачиваемостью и приобретаются импульсивно. Далее, продолжая обход торгового зала, покупатели встречаются с товарами, расположенными при входе. Наконец потребители попадают в отделы, где наплыв покупателей не столь интенсивен туда, где выложены товары повседневного спроса. Покупатель за ними и пришел в магазин, так или иначе он приобретает эти товары.
Под вспомогательные помещения выделяют те участки, которые не могут быть использованы в качестве торговой площади. При этом расположении подсобных помещений (для приемки, хранения и подготовке товаров к продаже0 должно облегчать выполнение основной функции магазина. Рациональная планировка может свести к минимуму затрат на продвижение товарной массы в пределах магазина.
6. Размещение товарных отделов и секций в той или иной торговой зоне осуществляется в соответствии со сложившейся практикой и традициями, а также покупательскими привычками.
Как правило участки товарным отделам отводят в зависимости от того, насколько велик объем их оборота. На неприметных участках размещают отделы, торгующие товарами, которые пользуются эпизодическим спросом. Если же товары отдела пользуются большим, то такому отделу будут отведены самые выигрышные участки торговой площади.
- 7. Взаимное расположение товарных отделов торгующих сопутствующими товарами, они расположены около основных, и устанавливаются для увеличения объема реализации этих товаров.
- 8. Эффективность использования и распределения пространства, которое обеспечивало бы получение максимальной валовой прибыли.
Опытные торговые работники утверждают, что качество использования пространства в розничном магазине оказывает не меньше влияние на объем реализации, чем его величина.
Наиболее дальновидные менеджеры стремятся найти разумный компромисс между уровнем доходности торговли отдельными товарами и потребностью в них у покупателей. Ведь «положительный образ» магазина формируется у потребителей в том случае, если они могут удовлетворять в нем все свои запросы.