Сущность и стили руководства
Под стилями руководства психологи понимают индивидуально-типические особенности целостной, устойчивой системы способов, методов, приемов воздействия руководителя на коллектив с целью эффективного и качественного выполнения управленческих функций. Пессимист. Мало внимания уделяет решения задачи и больше интересуется потребностями и возможностями человека. В руководстве группой придерживается… Читать ещё >
Сущность и стили руководства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Управление — необходимый вид деятельности. Оно осуществляется руководителем или менеджером.
Обычно руководителя характеризуют по его роли в организации. В социологии роль определяется как поведение, которое ожидается от человека, занимающего определенное положение и обладающего определенным статусом.
Руководитель занимается управлением — это его основная функция. Управление нередко рассматривают как процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь цели организации.
Уровни руководителей.
Руководителей традиционно делят на группы.
- 1. Технологический уровень — ежедневно осуществляющиеся операции и действия.
- 2. Управленческий уровень — координирует работу внутри организации, согласовывая разные формы деятельности.
- 3. Институционный уровень — занимаются разработкой долгосрочных планов, установлением целей, изменениями политики организации, ее связями с другими организациями.
Эти группы соответствуют 3 уровням управления:
- 1) низовое звено;
- 2) среднее звено;
- 3) высшее звено.
Рассмотрим характеристики каждого уровня.
Руководители низового звена. Руководители низового звена, или первого ранга имеют много общего независимо от того, в какой сфере они работают.
Руководители этого ранга выполняют следующие функции:
- — осуществляют контроль за выполнением производственных заданий;
- — постоянно поучают информацию о ходе выполнения заданий;
- — распоряжаются выделенным им сырьем и оборудованием, несут ответственность за его сохранность;
- — распределяют задания среди работников.
Руководители этого ранга занимают должности, имеющие следующие названия: мастер, бригадир, сержант, заведующий отделом, старшая медсестра, старший специалист и т. д. Этот уровень управления присутствует во всех организациях. В среднем срок выполнения заданий руководителем такого уровня небольшой — около 2−3 недель.
Как правило, этим руководителям в основном приходиться общаться со своими подчиненными, что требует от них соответствующих качеств, которые должны учитываться при приеме на работу. Руководители среднего звена. В большой организации, имеющей несколько уровней управления, может быть и несколько уровней руководящего среднего звена. Чаще всего их 2 — верхний и низший.
К этим должностям относятся: заведующий отделом, декан в общеобразовательном учреждении, директор филиала, менеджер, армейские офицеры от лейтенанта до полковника.
Руководители этого ранга возглавляют крупные подразделения организации, например отдел.
Руководители среднего звена выполняют следующие функции:
- — выполняют работу руководителя высшего звена, если этой должности переданы соответствующие полномочия;
- — принимают решения по работе своего подразделения;
- — определяют возникающие проблемы, выносят их на обсуждение;
- — организуют разработку предложений по улучшению работы;
- — подготавливают информацию для вышестоящего руководителя и для своих подчиненных;
- — доводят решения вышестоящего руководителя до своих подчиненных, реализуют их.
Руководители этого звена характеризуются тем, что они наиболее часто подвергаются перестановке, а их должности наиболее часто сокращаются, видоизменяются. Большая часть их рабочего времени проходит в переговорах с другими руководителями.
Руководители высшего звена.
Это самый малочисленный слой руководителей по сравнению с другими звеньями. В организации руководителей высшего звена всего несколько человек.
Общими для всех руководителей высшего звена являются следующие функции:
- — принимают важнейшие решения;
- — выполняют больший объем работ в высоком темпе;
- — постоянно находятся в плену своих проблем и на работе и дома.
Бывают случаи ухудшения работы руководителей. Это нередко связано с разными вещами.
Следует учитывать характеристики, показывающие начало деградации руководителей. К ним нередко относят:
- 1) основным мотивом занятия вышестоящей должности является получение высокого жалования;
- 2) руководителя начинают больше всего волновать «символы» его должностного положения;
- 3) руководитель теряет интерес к улучшению положения своих подчиненных и заботится только о себе;
- 4) руководитель отгораживается от коллектива, теряет общение с подчиненными, не проявляет интереса к информации;
- 5) руководитель начинает скрывать свои мысли и чувства от подчиненных;
- 6) руководитель утрачивает возможность видеть перспективу и перестает поддерживать предложения по изменению работы;
- 7) руководитель теряет веру в успех своего дела, перспективы фирмы.
Стили руководства.
Под стилями руководства психологи понимают индивидуально-типические особенности целостной, устойчивой системы способов, методов, приемов воздействия руководителя на коллектив с целью эффективного и качественного выполнения управленческих функций.
Использование руководителем навыков профессионального общения наиболее ярко проявляется в стилях руководства.
Существуют различные подходы к оценке этих стилей. Самой распространенной классификацией стилей руководства является использование следующих:
- а) авторитарный;
- б) демократический;
- в) либеральный.
Характеристики известных в психологии стилей руководства рассмотрим в схематическом виде — таблица 2.
Таблица 2 — Стили руководства:
Общие психологические характеристики руководителя. | Отношение к подчиненным. | Характеристики групповых отношений. |
I. Авторитарный стиль. | ||
Руководитель часто хмур, озабочен, предельно раздражен, резок с людьми. Около 90% его действий состоит из команд и приказов. | Официальность в общении. Не склонен считаться с мнением других. | Отсутствие доверительности, враждебность, повышенная конфликтность. |
II. Демократический стиль. | ||
Руководитель активен, ровен в общении, самокритичен. | Главная черта — постоянный контакт с людьми. Склонность к делегированию власти. Поощрение самостоятельности. | Минимум агрессивность друг к другу, дружелюбие, отсутствие конфликтов, поощрения творчества. |
III. Либеральный (попустительский, анархический) стиль. | ||
Недостаточно активен, боится конфликтов, стремится к безответственности. | Панибратство в отношениях, согласия с мнением подчиненных. Обязанности в группе не распределены. Оценка деятельности людей основана на стихийности. | Состояние неуверенности, отсутствие целеустремленности, плывет по течению, могут возникать неожиданные ситуации и конфликты. |
Компетентный, авторитетный руководитель, имеющий отработанные навыки профессионального общения с членами рабочей группы, создает в группе благоприятный психологический климат и сплачивает сотрудников для выполнения организационных целей.
Ориентация каждого руководителя, несмотря на однотипность целей, может расходиться. Один из руководителей в большей степени нацелен выполнить задачи, не обращая внимания на проблемы человека и его потребности. Другой больше внимания уделяет человеческому фактору, часто в ущерб выполнению профессиональных требований.
Существует типология руководителей по 2 основным критериям:
- — внимание к людям;
- — ориентация на цель организации.
Эта типология носит условный характер.
- 1. Демократ. Заботится больше всего о состоянии межличностных отношений в рабочей группе. Слабо учитывает потенциальные возможности работников. В связи с этим не всегда наилучшим образом выполняет задачу.
- 2. Диктатор. Основная ориентация — решение профессиональное задачи оптимальным способом и в срок. Проблемы человека его не интересуют. Считает, что для решения управленческой задачи основой являются профессиональная подготовка.
- 3. Пессимист. Мало внимания уделяет решения задачи и больше интересуется потребностями и возможностями человека. В руководстве группой придерживается анархического стиля, считая, что работа в одиночку значительно эффективнее коллективных действий.
- 4. Организатор. Сочетает в себе все качества руководителя творческой группы. Дает возможность каждому работнику, проявить инициативу и творчество. Решение управленческих задач под руководством такого лидера осуществляется самым рациональным путем.
- 5. Манипулятор. Основной задачей своей деятельности считает улаживание отношений внутри группы. Умеет гасить острые моменты в отношениях между людьми. Считает, что согласованность действий членов рабочей группы является основным условием решения задач управления.
руководство лидерство менеджер
Рис. 2 — Типология руководителей: