Специализированные разновидности альманаха (историко-типологическая модель)
Традиция научных альманахов складывается в отчетливом виде на рубеже 1840-х гг., когда появляются классические «учено-литературные» сборники, где альманашная «ученая» часть, восходящая к календарным рекомендациям, еще не вполне отделена от основной, литературной. Высвечивают данную тенденцию славянофильские «Московские ученые и литературные сборники» (М., 1846 1847). Гораздо более поздний… Читать ещё >
Специализированные разновидности альманаха (историко-типологическая модель) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Специализированные разновидности альманаха (историко-типологическая модель)
Специфика происхождения альманаха, на раннем этапе функционирования представлявшего собой календарь и сохранившего календарную основу, определяет особую, полифункциональную, прагматику явления. Основная разновидность альманаха на русской почве как в стране традиционно литературоцентрической литературная, классический альманах носил название «Календаря Муз». Альманахи данной типологической группы оказывают влияние на общественное сознание через реализацию эстетической функции. Однако поскольку альманах входит в парадигму периодики, а точнее, занимает промежуточное положение между периодическими и непериодическими изданиями, то, соответственно, он призван эксплицировать свой потенциал социальной прагматики. Общественная роль альманаха особенно ярко проявляется в таких его специализированных разновидностях, как юбилейные, благотворительные и научно-литературные сборники. Наряду с ними существуют и специализированные литературно-художественные альманахи: развлекательные (юмористические, сборники анекдотов), смешанные альманахи-антологии / хрестоматии, а также, к примеру, песенники, «чтецы-декламаторы». Узкоспециализированные альманахи не характерны для отечественной альманашной традиции.
Во второй половине XIX века в контексте вытеснения классического альманаха как издания общего (универсального) типа происходит активное утверждение других жанрово-тематических его вариантов.
В отличие от классического альманаха, специализированные его разновидности неизбежно в большей степени ориентированы на определенный читательский круг. Целевая установка юбилейных сборников, издаваемых «в честь» и «памяти» какого-либо деятеля, более последовательно проявляется в их содержании, нежели благотворительная. Юбилейные альманахи обычно включают любого рода неизданные тексты самого юбиляра (например, его эпистолярное наследие), воспоминания, посвятительные стихи. Устойчивая тематика благотворительных сборников связана, прежде всего, с голодом, бедностью, войной, необходимостью помощи учащейся молодежи. Тематическая доминанта формируется, главным образом, вступительной статьей («Из писем о голоде») [3] и отдельными текстами, специально написанными на заданную тему [1], иногда самостоятельным отделом. Так, в альманахе «Помощь пострадавшим от неурожая. Литературно-художественный сборник» (М., 1900), выпущенном газетой «Курьер», представлена отвечающая основному тематическому заданию сборника документальная рубрика, содержащая «отрывки из дневников»; финальный текст «Из воспоминаний о голодающих местах».
С целью расширения целевой аудитории издатели такого рода сборников-альманахов нередко прибегали к маркетинговым приемам. Например, один из ранних российских благотворительных сборников «Подарок бедным, альманах на 1834 год, изданный Новороссийским женским обществом призрения бедных» (Одесса, 1834), который открывает характерное вступление «О благотворительности общественной», для привлечения более широкого читательского круга в достаточно измененном виде одновременно был выпущен и на французском языке. Общая же тональность сборников благотворительной подгруппы определяется, в частности, тем, что для них не характерна юмористика.
Как справедливо отмечал книговедлюбитель и библиограф Н.П. Смирнов-Сокольский, «„благотворительная“ цель издания сборников… отразилась на идеологической сущности их содержания. Была создана арена для единовременного участия писателей всех направлений» [5, с. 28]. Согласно симптоматичному утверждению обобщающего характера, присутствующему в предисловии к альманаху 1890-х гг. под знаковым заглавием «На память», «участвуя в сборнике, преследующем… литературные и художественные цели, они (то есть писатели Ю.Б.) становятся вне партийности и раздоров, разделяющих наш журнальный мир на строго замкнутые кружки» [5, с. 402]. В этом смысле характерным благотворительным сборником, ставшим моделью для последующих, является достаточно представительный «толстый» альманах 1874 г. «Складчина», в состав редколлегии которого входил Н. А. Некрасов (альманах предназначался в помощь пострадавшим от неурожая).
Аналогичный состав участников альманаха, специфика которого может быть непосредственно соотнесена с проявлением общего свойства календарности, вполне типичен и для сборников, объединенных на основе жанрового принципа. Это многочисленные юмористические сборники, основная часть которых появилась в последнюю треть XIX века; наиболее крупные юмористические журналы указанного периода («Будильник», «Стрекоза», «Осколки», «Развлечение») выпускали собственные альманахи в качестве приложений.
Наиболее устойчивая для альманаха развлекательная разновидность была представлена фактически до 1840-х гг. сборниками анекдотов и пародийными альманахами, а затем юмористическими сборниками, предназначенными «для пользы и увеселения». Последние иногда содержат указания на конкретное «эмпирическое» назначение альманаха: «для дач, железных дорог, пароходов» («Веселый попутчик». СПб., 1881). Тем самым здесь отчетливо проявляется такое универсальное свойство, как память явления о первоначальном характере его использования.
Из наиболее ранних сборников, во многом еще сохраняющих самую непосредственную, прямую зависимость от календарного прототипа, можно выделить «Сборник анекдотов» популярного писателя конца XVIII столетия Матвея Комарова, автора лубочных романов. Его альманах предшествовал гораздо более известным альманахам Н. М. Карамзина «Аглая» и «Аониды», которые открывали новый этап в развитии русского альманаха, сформированный модой на изящные ежегодные «карманные книжки». Иными словами, литературный альманах отчетливо существовал на русской почве примерно с последней трети XVIII века, но не в том модифицированном виде, в котором он начинает культивироваться на данном этапе в Западной Европе.
В «Сборнике анекдотов» между разнообразными в жанровом отношении литературными произведениями (сонетами, повестями, эпиграммами и другими), были, в частности, помещены альманашные практические сведения: «Примечания о будущих погодах», «Чтобы куры лучше неслись», «Как огурцы в уксус класть», «О некоторых простых лекарствах» [4]. Чрезвычайно показательна посвятительная надпись, сделанная Б. В. Шкловским (автором исторической повести о Матвее Комарове) на экземпляре альманаха, подаренного Н.П. Смирнову-Сокольскому: «Это альманах-хрестоматия, собранная для таких, которые не имеют способа читать многие книги» [5, с. 46]. Вероятно, на оценку Шкловского повлияла не только содержательная «разнородность», но и сильная «практичность» этого оригинального сборника. Тот факт, что сборник анекдотов не содержит ни одного собственно анекдота, не является развлекательным в точном смысле (слово «анекдот» употреблено, скорее, в первоначальном значении: греческое апекСо^э «неизданный»), представляется симптоматичным, дополнительно влияющим на атрибуцию данного издания именно как альманаха. Важнейшей типологической чертой альманаха является факт первой публикации неизданных произведений. В этом смысле антиподом альманаха выступает дайджест.
Специальное задание как таковое наиболее последовательно реализуется в научно-литературных альманахах, главным образом, историко-литературного и шире общенаучного характера. Так, «Сборник статей об А. С. Пушкине по поводу столетнего юбилея» (Киев, 1899) абсолютно очевидным и недвусмысленным образом атрибутируется как альманах потому, что включает, правда, единственное, оригинальное стихотворение одного из участников. По следам альманашного бума 1820 начала 1830-х гг. выходит в свет «Летопись факультетов на 1835 год, изданная в двух книгах А. Галичем и В. Плаксиным» (СПб., 1835. Кн. 1−2). Данный альманах — «летопись» отличает тематическое разнообразие, наряду с едва ли не обязательной для этого периода стихотворной частью, он содержит прозу и критику, а также статьи по «врачебной науке», «истории человечества», статистике, географии. Такого рода энциклопедичность обусловлена, с одной стороны, общей спецификой периодики эпохи, а с другой актуализирует календарный прообраз альманаха.
Традиция научных альманахов складывается в отчетливом виде на рубеже 1840-х гг., когда появляются классические «учено-литературные» сборники, где альманашная «ученая» часть, восходящая к календарным рекомендациям, еще не вполне отделена от основной, литературной. Высвечивают данную тенденцию славянофильские «Московские ученые и литературные сборники» (М., 1846 1847). Гораздо более поздний «Сборник Общества любителей российской словесности на 1890 год» (М., 1890) выступает как «учено-литературный» потому, что построен на основе свободного чередования разного рода текстов, например, писем самих писателей (среди которых и зарубежные классики) со статьями, отчасти комментирующими эти тексты («Заметка о словаре, составленном Гоголем» Н.С. Тихонравова). Вместо традиционного для альманаха предисловия сборник открывает «передовая» статья «Законы дружеского литературного общества», а замыкает обзорная заметка «Из хроники общественной жизни в Москве в XVIII столетии».
Фактически сразу по своем возникновении данная альманашная подгруппа начала контаминироваться с юбилейной, а затем и благотворительной (историко-литературные сборники «в честь» и «памяти»), благодаря чему осуществлялось ее конкретное функциональное прикрепление. Аналогичным образом фрагментарная «ученая» часть достаточно устойчиво входит в студенческие сборники «Опыты», а их ученическая специфика в принципе способна дополнительно мотивировать альманашный, относительно свободный характер издания. Так, в юбилейном «учено-литературном» издании «Памяти А. С. Пушкина. Сборник статей преподавателей и слушателей историко-филологического факультета Санкт-Петербургского университета» (СПб., 1900) статьи авторов, имеющих различный академический статус, находятся в одном ряду. На рубеже XIX XX веков происходит обособление целостного научно-популярного отдела (ср. «Привет. Художественно-научно-литературный сборник». СПб., 1898).
Параллельно с научно-литературными альманахами функционируют собственно научные сборники, как таковые к альманашному типу издания непосредственного отношения не имеющие. Так, Академия наук и университеты традиционно издают свои «Записки» («Ученые записки») / «'Известия» / «Труды». Научный сборник возможно опознать как альманах при следующих условиях: первый и главный отличительный признак вытекает из принципиальной альманашной «пестроты». «Ученый» альманах неизменно отличает отчетливо смешанный характер: жанровый (неоднородность жанрового репертуара), тематический (связанный с различием самого материала, положенного в основу научного анализа); он реализует себя и концептуально через «разность» исследовательских позиций (например, «Московский лингвистический альманах: Спорное в лингвистике». М., 1996. Вып. 1). Кроме того, традиционно научный альманах содержит специфически альманашный, и не только чисто литературный материал, в ряде случаев, соответственно, направленный на то, чтобы в известном смысле замещать последний. Данную функцию выполняютбиографические материалы, мемуарные зарисовки, факсимиле рукописей, портреты и фотографии.
Несколько более косвенным и никак не самодостаточным критерием выступают альманашные прагматические привязки, включая особые «календарные» сроки издания. Чаще всего научные издания являются ежеквартальниками, что отвечает типично альманашным сезонным срокам выхода в свет, моделирующим альманах как издание переходного типа. Однако и на этом уровне обнаруживается возможность определенной дифференциации. Дело в том, что собственно научные издания, как правило, оказываются либо периодическими, либо непериодическими, тогда как «типовой» альманах является продолжающимся изданием, выходящим без строгой периодичности, «от случая к случаю». В то же время необходимо признать, что в своих специализированных ипостасях альманах относится, скорее, к разряду изданий непериодических.
Ю.М. Лотман в предисловии к специальной рубрике журнала «Декоративное искусство СССР» под названием «Пушкинский альманах» писал, что этот небольшой «ученый» альманах, являющийся составной частью журнала, «призван, думается, воссоздать воздух времени, напомнить об облике жизни той эпохи. И сделать это не в виде обширных исследований или ученых комментариев, а в форме миниатюр, стоящих на грани научного и художественного» [2, с. 29].
Традиционно литературная составляющая устойчиво входила в специализированные сборники-альманахи (юбилейные, благотворительные, научно-литературные, студенческие, детские, военные, экономические и другие). Между тем на современном этапе на первый план выдвигаются узкоспециализированные, «внелитературные» альманахи (например, альманах «Хлеб. Традиции Петербурга. 1927 2007». СПб., 2007). Данный процесс обусловлен не только маркетологической необходимостью предельно дробной сегментации аудитории, но и общим процессом кризиса слова, резким разрывом с традиционной словесной культурой.
альманах литературный общественный специализированный
- 1. Литературный сборник, изданный студентами Санкт-Петербургского университета в пользу раненых буров / Под ред. проф. И. Н. Жданова. СПб., 1900.
- 2. Лотман Ю. М. Об альманахах пушкинской поры (вместо напутствия) // Декоративное искусство СССР. 1985. № 6.
- 3. Отклик: Литературный сборник в пользу голодающих. Одесса, 1892.
- 4. Сборник анекдотов. Разные письменные материи, собранные для удовольствия любопытных читателей Матвеем Комаровым. М., 1791.