Анализ ассортимента и экспертиза качества сахаристых изделий на примере ИП Железина
Качество шоколада характеризуют такие органолептические показатели, как внешний вид. Шоколад должен быть с блестящей лицевой поверхностью. У шоколада с крупными добавлениями допускается неровная поверхность. Не допускается поседение шоколада. Вкус и запах должны быть характерными для вида шоколада, без посторонних привкусов и запахов. Форма должна быть правильная, без деформации. Консистенция… Читать ещё >
Анализ ассортимента и экспертиза качества сахаристых изделий на примере ИП Железина (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Краткая организационно-экономическая характеристика ИП Железина
ИП Железина зарегистрировано 05.12.2003 г. по адресу р.п. Сапожок, ул. Советская, д. 26 на основании Свидетельства о постановке на учет 62 N 121 304 и внесено в Единый государственный реестр под номером 62 1 926 400.
Магазин представляет собой торговое предприятие, имеющее универсальный ассортимент продовольственных товаров, а так же широкий ассортимент сопутствующих непродовольственных товаров частого спроса. Это магазин самообслуживания. В магазине используется количественно-стоимостной учёт, применяются методы штрихового кодирования, а также магазин оснащен современными контрольно-кассовыми машинами. Магазин работает с 8−00 до 20−00. Основной целью деятельности предприятия является извлечение прибыли. Торговая площадь магазина составляет 160 мІ, общая площадь магазина составляет 240 мІ. Торговые помещения состоят из следующих частей: торговый зал, помещения для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже. К помещениям для приемки относятся приемочные и разгрузочные, к помещениям хранения — кладовая, склад и охлаждаемые камеры для хранения скоропортящихся продуктов. Подсобные помещения включают помещения для хранения тары и контейнеров, коридоры, тамбуры.
К административно-бытовым помещениям относятся служебные помещения аппарата управления, питания персонала, санитарно-бытовые помещения.
Все помещения магазина расположены с учетом обеспечения рациональной взаимосвязи между ними.
Так, планировка торговых помещений, а также помещений (зон) для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже, подсобных и административно-бытовых помещений отвечает следующим основным требованиям:
торговые помещения непосредственно связаны с помещениями для хранения и подготовки товаров к продаже, чтобы можно было обеспечить оперативное пополнение товарных запасов в торговом зале, используя кратчайшие пути движения товаров;
торговый зал связан с помещениями приемки товаров кратчайшим путём;
помещения для хранения товаров непроходные, с максимально приближенными к ним помещениями для приемки и подготовки товаров к продаже;
место для хранения тары, упаковочных материалов и инвентаря располагается непосредственно у приемочной или разгрузочной рампы;
административно-бытовые помещения связаны с торговыми помещениями, а также с помещениями для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже.
Гардероб, санузел, моечные связаны со всеми группами помещений магазина.
Рабочие места продавцов расположены ближе к помещениям, в которых осуществляются хранение и подготовка к продаже товаров.
Для магазина ИП Железина характерна линейная структура управления: Директор — товаровед — продавцы — кассиры. В такой структуре линейные связи обеспечивают единство целей.
Динамика розничного товарооборота ИП Железина рассмотрена в таблице 2.
Таблица 2. Динамика розничного товарооборота ИП Железина.
Годы. | Фактич. т/оборот тыс. руб. | Индекс цен, %. | Т/об. в сопост. ценах тыс. руб. | темпы роста. | |||
в фактич. ценах. | в сопостав. ценах. | ||||||
цепной. | базисный. | цепной. | базисный. | ||||
100,00. | ; | ; | ; | ; | |||
99,56. | 45 826,64. | 105,04. | 105,04. | 105,51. | 105,51. | ||
100,53. | 49 015,22. | 113,45. | 106,96. | 112,85. | |||
104,24. | 52 523,02. | 111,11. | 126,05. | 107,16. | 120,93. |
Товарооборот предприятия в фактических ценах увеличился на 11,11% по сравнению с 2012 годом и на 26,05% по сравнению с 2010 годом. Что говорит о развитии предприятия за счет ежегодного роста товарооборота.
Товарооборот в сопоставимых ценах увеличился на 7,16% по сравнению с 2012 годом и на 20,93% по сравнению с 2010 г .
Товарооборот увеличивается ежегодно со среднегодовым темпом роста 108% в фактических ценах и 106,53% в сопоставимых ценах Распределение товарооборота в магазине по отделам показано в таблице 3:
Таблица 3 — Распределение товарооборота ИП Железина по отделам (тыс. руб.).
Отделы. | отклонен. | Темп роста. | ||||
У. | Уд. вес,%. | У. | Уд вес,%. | |||
Мясо, рыба, овощи. | 21 336,08. | 43,3. | 22 830,75. | 41,7. | 1494,67. | |
Гастроном. | 4631,85. | 9,4. | 5529,75. | 10,1. | 897,9. | 119,39. |
Бакалея, кондитерские изделия. | 22,9. | 12 592,5. | 1308,5. | 111,6. | ||
Вино-водочный. | 10 002,82. | 20,3. | 11 661,75. | 21,3. | 1658,93. | 116,58. |
Сопутств. тов. | 2020,27. | 4,1. | 2135,25. | 3,9. | 114,98. | 105,69. |
Итого. | 49 275,02. | 111,11. |
Увеличение удельного веса по группам крупа, масло растительное, хлебобулочные изделия, макаронные изделия, кондитерские изделия может быть результатом расширения рынка данного товара. А уменьшение удельного веса муки и сахара является результатом снижения спроса на данные виды товаров.
Распределение товарооборота по месяцам представлено в таблице 4:
Таблица 4. -Распределение товарооборота по месяцам.
месяц. | |||
54,3. | 55,1. | 75,1. | |
51,1. | 54,3. | 77,7. | |
54,3. | 57,4. | 69,9. | |
50,4. | 55,8. | 72,4. | |
54,2. | 54,7. | 76,6. | |
54,4. | 52,9. | 78,4. | |
53,7. | 56,7. | 74,8. | |
52,4. | 58,3. | 78,4. | |
54,0. | 60,3. | 76,4. | |
56,7. | 59,6. | 81,2. | |
58,3. | 63,1. | 79,4. | |
56,8. | 60,1. | ||
итого. | 650,6. | 688,3. | 919,3. |
Из проведенных расчетов видно, что величина товарооборота по месяцам с января по сентябрь включительно меньше среднемесячного товарооборота и только в четвертом квартале она значительно увеличивается.
Таблица 5 — Расчет индексов сезонности по реализации кондитерских изделий за период 2011;2013г.
месяц. | Отклонение от среднемесячного товарооборота 2011. | Отклонение от среднемесячного товарооборота 2012. | Отклонение от среднемесячного товарооборота 2013. | Индекс сезонности. |
98,5. | 97,5. | |||
94,3. | 94,6. | 101,4. | 96,8. | |
100,2</… Форма резной пастилы правильная, прямоугольная, без искривления граней и рёбер; у зефира — овальная или шарообразная. В упаковочной единице допускается до 4% (по счёту) незначительно деформированных изделий. Структура всех видов пастильных изделий равномерная, мелкопористая, без раковин. Допускается наличие семян в изделиях с добавлением ягодных пюре и припасов. Консистенция зефира и клеевой пастилы мягкая, легко поддающаяся разламыванию; заварной пастилы — мягкая, слегка затяжистая. Допускается слегка затяжистая консистенция для зефира и клеевой пастилы на пектине и с различными добавлениями, а также затяжистая консистенция у зефира и клеевой пастилы на желатине и желирующем крахмале. Цвет пастильных изделий равномерный, свойственный наименованию, мягких тонов. Допускается сероватый оттенок у зефира, пастилы на пектине, желирующем крахмале и фурцелларане. Вкус и запах ясновыраженные, свойственные наименованию введённых добавок (ванилина, мёда и так далее). Не допускаются посторонние запахи, резкий вкус и запах применяемых эссенций, привкус сернистого ангидрида. Варенье По качеству варенье делят на 3 сорта: Экстра, высший и первый; сорт устанавливают по органолептическим показателям. При экспертизе внешнего вида обращают внимание как на состояние ягод, так и на состояние сиропа. Плоды должны быть одинаковыми по величине, не сморщенными, равномерно распределёнными в жидком сиропе, без признаков засахаривания. Стандартом нормируется слой сиропа над плодами в зависимости от вида и сорта варенья; этот показатель находится в пределах от 1,0 см (сорт Экстра) до 2.5 см (1 сорт). Допускается в варенье из косточковых плодов наличие плодов с треснувшей кожицей (с сохранением формы): в высшем сорте- 10%, в 1-м сорте-25%; в варенье из брусники, голубики, жимолости, клюквы, рябины, смородины, черники этот показатель не нормируется. Для первого сорта допускается до 15% сморщенных плодов и ягод. Цвет варенья должен быть однородным и близким к цвету свежего варенья. Для варенья из лепестков розы — от светлорозового до тёмнорозового (в 1 сорте может быть светло коричневый оттенок); для варенья из грецких ореховот тёмножёлтого до тёмнокоричневого с фиолетовым оттенком. Вкус и запах — ясно выраженные (в сорте Экстра ярко выраженные), свойственные сырью. Вкус сладкий или кисло-сладкий; в 1 сорте допускается привкус карамелизации. Консистенция. Сырьё должно быть хорошо проваренным, но не разваренным. В варенье из голубики, ежевики, земляники (клубники), малины, шелковицы допускаются разваренные ягоды (в %, не более): сорт Экстра — 15, высший сорт- 20, 1 сорт — 35. Джем По качеству джем подразделяется на высший и 1-й сорта. По внешнему виду и консистенции джем представляет собой мажущуюся массу непротёртых плодов и ягод, не растекающуюся на горизонтальной поверхности. Медленное растекание допускается в высшем сорте для джема абрикосового, сливового, земляничного, дынного, вишнёвого, малинового, ежевичного, черничного, клюквенного. Джем не должен быть засахаренным. Вкус и запах должны быть свойственными сырью: вкус — приятный, от сладкого до кислосладкого. В 1- м сорте допускаются менее выраженные вкус и аромат, с наличием лёгкого вкуса карамелизации. Цвет — однородный, соответствующий цвету плодов. Допускается для джема из светлоокрашенных плодов в высшем сорте светлокоричневый оттенок, в 1- м сорте — коричневый оттенок (для джема из плодов с тёмной мякотью — буроватый оттенок). Повидло В зависимости от показателей качества повидло изготавливают высшим и 1- м сортом. При экспертизе качества повидла определяют следующие показатели. По внешнему виду повидло должно представлять собой однородную протёртую массу, без семян, семенных гнёзд, косточек, непротёртых кусочков кожицы. Вкус и запах повидла кисловато-сладкий — в высшем и 1-м сортах, кислый — в домашнем. В 1-м сорте вкус и запах могут быть менее выраженными. Цвет должен быть свойственным цвету пюре, из которого изготовлено повидло; в повидле из светлоокрашенных плодов могут быть в высшем сорте светлокоричневые оттенки, в 1- м сорте — коричневые; в повидле 1-го сорта из тёмноокрашенных плодов — буроватый оттенок. Консистенция повидла из семечковых плодов — мажущаяся, густая; повидла из косточковых — мажущаяся. Засахаривание повидла не допускается. Карамель. Форма карамели должна быть правильной, без деформации и перекоса шва. Поверхность — сухая, без трещин, вкраплений, гладкая или с четким рисунком. Не допускаются открытые швы и следы начинки на поверхности. Открытая карамель не должна слипаться в комки. Карамель, глазированная шоколадной глазурью должна быть блестящей, без жирового и сахарного поседения. Цвет карамели должен быть свойственный наименованию. Окраска равномерная. Оболочка из неокрашенной карамельной массы должна быть светлой. Темный цвет неокрашенной карамели — это показатель нежелательных изменений ее состава при уваривании. Вкус и запах карамели должны соответствовать наименованию, не иметь постороннего привкуса и запаха. Карамель, содержащая жир, не должна иметь салистого, прогорклого или другого неприятного привкуса. Сочетание вкусовых свойств начинки и оболочки должно быть гармоничным. Шоколад. Качество шоколада характеризуют такие органолептические показатели, как внешний вид. Шоколад должен быть с блестящей лицевой поверхностью. У шоколада с крупными добавлениями допускается неровная поверхность. Не допускается поседение шоколада. Вкус и запах должны быть характерными для вида шоколада, без посторонних привкусов и запахов. Форма должна быть правильная, без деформации. Консистенция твердая. Структура однородная, для пористого шоколада — ячеистая. Излом — матовый у шоколада без добавлений. |