Организация процесса самовоспитания учащихся и его важнейшие методы
Самообязательство. Этот метод по своей сущности близок к методу самоубеждения. Суть его состоит в том, что учащийся, задавшись целью преодолеть у себя тот или иной недостаток или выработать какое-то положительное качество, например аккуратное выполнение домашних заданий по математике и языкам, берет на себя обязательство не проявлять поспешности, хорошо обдумывать порядок выполнения заданных… Читать ещё >
Организация процесса самовоспитания учащихся и его важнейшие методы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В основе самовоспитания лежит принцип опережающего отражения в сознании человека тех действий и поступков, которые он собирается совершить, определение тех черт и качеств, которые он предполагает выработать у себя. Если подобная «мысленная программа» формируется, она побуждает личность к практическим действиям по ее реализации, создает стимулы для проявления волевых усилий. Вот почему, когда v человека появляется потребность в преодолении тех или иных недочетов в своем характере или поведении, важно поставить четкую цель и обосновать необходимость ее достижения, иногда даже полезно определить сроки.
" Работа над собой, — пишет А. И, Кочетов, — требует от человека точных и ясных целей, твердой организации всей своей жизни, постоянного волевого усилия и умения пользоваться методами самовоспитания… Самовоспитание начинается с того момента, когда человек твердо определил, что он будет делать (цель) и каким хочет стать, чтобы достигнуть цели (идеал, образ самого себя в будущем). При этом он должен знать, каким он является в настоящий момент" .
Все это, естественно, требует тщательного обдумывания, поиска аргументов для доказательства важности выдвигаемой цели, взвешивания всех «за» и «против», пока окончательно она не будет поставлена и мысленно сформулирована. Эту цель полезно в течение нескольких дней проговаривать вслух или про себя, пока она не закрепится прочно в сознании.
Одновременно с этим нужно составить детальную программу самовоспитания и определить то, чего конкретно необходимо достичь. Начинать, конечно, лучше с более простых программ, например: изжить употребление бранных слов; не совершать необдуманных поступков; преодолеть дурную привычку перебивать в разговоре собеседника; всегда держать свое слово и т. д. Программы по мере приобретения опыта самовоспитания, естественно, должны усложняться, совершенствоваться и становиться более долговременными. Очень четко определил когда-то программу работы над собой Л. Н. Толстой: «Важнее всего для меня в жизни исправление от трех главных пороков: Бесхарактерности, Раздражительности и Лени» .
Бенджамин Франклин (1706 — 1790) — выдающийся американский просветитель и государственный деятель, один из авторов декларации независимости США, опираясь на нравственные ценности своего времени, в молодости составил для себя «комплекс добродетелей» с соответствующими направлениями и в конце каждой недели отмечал случаи и их нарушения. (Таблица 1). Эту цель полезно в течение нескольких дней проговаривать вслух или про себя, пока она не закрепится прочно в сознании. [4].
Таблица 1.
Нравственные ценности.
Воздержание. | Нужно есть не до пресыщения и пить не до опьянения. |
Молчание. | Нужно говорить только то, что может принести пользу мне или другому; избегать пустых разговоров. |
Порядок. | Следует держать все свои вещи на местах; для каждого занятия иметь свое время и место. |
Решительность. | Нужно решаться выполнить то, что должно сделать; неукоснительно выполнять то, что решено. |
Трудолюбие. | Нельзя терять время попусту; нужно быть всегда занятым чем-то полезным; следует отказываться от всех ненужных действий и контактов. |
Искренность. | Нельзя обманывать, надо иметь чистые и справедливые мысли и помыслы. |
Справедливость. | Нельзя причинять кому бы то не было вред; нельзя избегать добрых дел, которые входят в число твоих обязанностей. |
Чистота. | Нужно не допускать телесной грязи; соблюдать опрятность в одежде и жилище. |
Спокойствие. | Не следует волноваться по пустякам. |
Умеренность. | Следует избегать крайностей; сдерживать, насколько ты считаешь уместным, чувство обиды от несправедливостей. |
Чтобы составить личный план развития, надо высказать собственное отношение к основным четырем сферам жизни человека, отвечая на вопросы:
- 1. Деятельность — обучение в вузе и самореализация личности студента.
- 1) Хорошо ли я представляю выбранную специальность?
- 2) Помогает ли мне обучение в вузе при достижении жизненных целей?
- 3) Какую работу я бы хотел выполнять по окончании вуза?
- 4) Что мной руководит и подталкивает к получению знаний сейчас? А через 5 лет?
- 5) Что может убедить меня, будто моя будущая работа будет отвечать моим личнвм требованиям?
- 2. Человеческие отношения — в семье, в вузе, в общении с друзьями.
- 1) Искренне ли я интересуюсь мнением и точкой зрения других людей?
- 2) Интересуют ли меня чужие заботы и проблемы?
- 3) Умею ли я слушать?
- 4) Навязываю ли я другим свое мнение и свои мысли?
- 5) Умею ли я ценить людей, с которыми общаюсь?
- 3. Здоровье — психофизическое состояние.
- 1) Каково мое самочувствие?
- 2) Соблюдаю ли я режим дня, режим труда и отдыха?
- 3) Занимаюсь ли я спортом?
- 4) Каков мой вес?
- 5) Достаточно ли я сплю?
- 6) Забочусь ли я о своем теле?
- 7) Какие меры я могу предпринять для улучшения своего физического состояния?
- 4. Душевный комфорт — психическое состояние.
- 1) Занимаюсь ли я саморазвитием?
- 2) Стремлюсь ли я быть хорошо информированным? В чем?
- 3) Посещаю ли выставки, концерты, театры?
- 4) Есть ли у меня какое либо хобби?
- 5) Умею ли я владеть собой, своими эмоциями, состояниями?
- 6) Достаточно ли развита моя воля?
- 7) Что я могу сделать для душевного комфорта?
Великий русский педагог Ушинский в юности составил для себя следующие правила самовоспитания:
- 1) Спокойствие, по крайней мере, внешнее, в любых обстоятельствах.
- 2) Прямота в словах и поступках.
- 3) Обдуманность действий.
- 4) Решительность с правом ответственности за поступок.
- 5) Не говорить о себе без нужды ни одного слова.
- 6) Делать то, что хочется, а не то, что случится.
- 7) Издерживать свои силы только на необходимое или приятное, а не на страсти издерживать.
- 8) Каждый вечер добросовестно давать отчет в своих поступках.
- 9) Ни разу не хвастать ни тем, что было, ни тем, что будет.
Разрабатываемые личностью программы и правила самовоспитания имеют большое значение. По терминологии академика П. К. Анохина, они выполняют функцию «акцептора действия» (от лат. acceptor — принимающий), или механизма сличения и контроля за выполнением этой программы и правил и тем самым стимулируют усилия человека в работе над собой. Чем детальнее и четче разработаны программа самовоспитания, правила поведения, тем эффективнее будет проходить работа над собой.
Намечая программу самовоспитания, необходимо также определить ее методы. Важнейшими из них являются следующие: а) самоубеждение, б) самообязательство, в) самокритика, г) мысленный перенос себя в положение другого человека (эмпатия, от греч. empatea — сопереживание), д) самопринуждение (самоприказ), ж) самонаказание и др. В чем же заключается сущность каждого из этих методов?
Метод самоубеждения. Сущность его состоит в том, что ученик, выявив свои недостатки, например неумение держать свое слово, убеждает себя в необходимости изжить этот недостаток, при этом нельзя ограничиваться только мысленным самоубеждением. Гораздо эффективнее оно становится тогда, когда учащийся будет вслух убеждать себя, т. е. несколько раз проговаривать: «Нехорошо давать слово и lie держать его», «Надо постараться всегда держать свое слово» и т. д.
О важной роли проговаривания намеченной программы саморазвития писал проф. С. Я. Долецкий." Я считаю, — подчеркивал он, — что в основе процесса самовоспитания лежит необходимость самооценки. Надо ясно оценивать собственные качества, поступки, привычки, поставить, как говорят врачи, диагноз. Надо составить список всего, что ты считаешь в себе хорошим и дурным, и почаще в него заглядывать. И обязательно надо говорить о своих недостатках. Да, да, именно говорить! Давайте откровенно: ведь мы нередко осуждаем себя за какой-нибудь поступок, но осуждаем мысленно. И мысленно довольно быстро и легко находим ему оправдание и прощаем себя. Высказанное вслух признание простить себе труднее" .
Метод самовнушения. Его сущность заключается в том, что человек сам стремится воздействовать на собственную психику и чувства, сам, как правило, вслух внушает себе, как он будет вести себя или каких действий не будет делать. Например, ученик, который решил покончить со сквернословием, внушает себе, проговаривая вслух:" Я никогда не употреблю плохих слов", «Я не допускаю сквернословия», «Скверные слова позорят того, кто их употребляет», и т. д. Такое самовнушение нужно осуществлять до того времени, пока не будет преодолен этот недостаток. Воздействие самовнушения обусловливается тем, что, закрепившись в сознании и чувствах ученика, оно определяет его поведение.
Самообязательство. Этот метод по своей сущности близок к методу самоубеждения. Суть его состоит в том, что учащийся, задавшись целью преодолеть у себя тот или иной недостаток или выработать какое-то положительное качество, например аккуратное выполнение домашних заданий по математике и языкам, берет на себя обязательство не проявлять поспешности, хорошо обдумывать порядок выполнения заданных учителем упражнений, чтобы не допускать ошибок и поправок. Это самообязательство нужно неоднократно проговорить, чтобы оно закрепилось в сознании. В таком случае оно и будет побуждать ученика к достижению намеченной цели и способствовать формированию, соответствующей привычки. [6].
Метод самокритики. Сущность его в том, что ученик, который выявил у себя тот или иной недостаток и поставил перед собой цель изжить его, подвергает себя самокритике с тем, чтобы мобилизовать свои волевые усилия к его быстрейшему преодолению. Например, школьник, обративший внимание на свою небрежность в отношении к учебникам и тетрадям, а также к своему внешнему виду, начинает упрекать себя в этом: «Какой я небрежный! Надо мной смеются в классе. Небрежность — это же примета бескультурья» и т. д. Естественно, подобную самокритику нужно практиковать до того времени, пока не будет достигнута поставленная цель.
Метод эмпатии, или мысленного переноса себя в положение другого человека, сопереживания его чувств. Этот метод весьма хорош, когда речь идет о самовоспитании отзывчивости к людям, стремления к взаимопомощи. Сущность его отражена в самом названии. Она заключается в том, что в процессе самовоспитания школьник вырабатывает у себя положительные качества и преодолевает отрицательные, ставя себя в положение другого человека, сопереживая его чувствам, и таким образом побуждает себя к самосовершенствованию. Когда, например, ученик видит, с какой неприязнью воспринимают люди черствость, бездушие, грубость, и сопереживает их чувствам, он задумывается над тем, чтобы преодолеть у себя эти недостатки.
Самопринуждение, или самоприказ. Это очень действенный метод самовоспитания. Он применяется в тех случаях, когда учащийся определил те или иные правила поведения, например вставать утром ровно в 7 часов, но не проявляет достаточной силы воли в соблюдении данного правила. Самопринуждение, или самоприказ, тут как раз кстати. Проснувшись в указанное время, учащийся должен заставить себя встать с постели, проговаривая вслух или про себя следующие слова: «Немедленно вставай! Хватит лежать. Уже 7 часов». Этот метод нужно применять и во многих других случаях, когда ученик чувствует у себя недостаток волевых усилий.
Метод самонаказания. Как следует из его названия, оп применяется тогда, когда в процессе самовоспитания человек делает те или другие отступления от намеченных им самим правил поведения. Обнаружив такие отступления, нужно обязательно использовать определенные санкции по отношению к самому себе и применить то или иное наказание. Например, восьмиклассник, поставивший перед собой цель изжить плохие оценки, начал хорошо готовиться к занятиям. Но однажды, договорившись со своим другом пойти в кино, не подготовился как следует к занятиям и на второй день получил двойку. В порядке самонаказания он лишил себя возможности в следующий раз пойти в кино. В этом смысле исторический интерес представляет такой факт. Томас Мор, будучи канцлером, т. е. премьер-министром Англии, имел в своем рабочем кабинете специальную плеть, которой он «наказывал» себя, когда допускал неверные действия. Пример этот, разумеется, приводится здесь не для копирования. Он имеет значение в том смысле, что, когда человек занимается самовоспитанием, нельзя обходиться без контроля и определенных санкций в случае отступления от установленных для себя правил и требований.
Изложенное показывает, что если представить процесс самовоспитания в целом, то в его структуре можно выделить следующие компоненты: критический анализ, оценка своих недостатков и постановка конкретной цели самовоспитания; разработка программы самовоспитания; определение его методов; аутотренинг, т. е. непосредственная работа личности над собой; самоконтроль. [5].