Юридически существенные свойства вещей
Деление вещей на движимые и недвижимые имеет в римском праве мало значения, так как юридические нормы для тех и других вещей по существу одинаковы. Разница проявляется лишь в отдельных положениях права: например, сроки давности различны для тех и других вещей; interd. uti possidetis и int. unde vi применялись только к недвижимостям: fundus dotalis неотчуждаем; furtum rei возможно только… Читать ещё >
Юридически существенные свойства вещей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
I. Движимые и недвижимые вещи, res mobiles и immobiles. Это деление сводится к следующему.
Недвижимые вещи суть те, которые не допускают перемещения без вреда для их субстанции. Сюда относятся земля (solum) и всякая ограниченная часть территории (fundus, praedium). Все вещи, органически связанные с землею, а также здания, прочно (фундаментом) прикрепленные к земле, по римскому воззрению не являются самостоятельными вещами, но считаются составными частями почвы — solum, а потому, согласно началам, изложенным в § 30, принадлежат всегда в собственность собственнику земли (superficies solo cedit jure civili et naturali — Gajus L. 2 D. 43, 18). Германское право допускает, напротив, отдельную собственность на дома и даже на этажи и комнаты здания[1].
Земельные участки делятся на praedia urbana и rustica, смотря по тому, застроены они или предназначены для земледелия[2].
Движимые вещи, т. е. те, которые без вреда для себя могут быть перемещаемы, делятся на res mobiles в тесном смысле и res se morentes, смотря по тому, обладает ли сама вещь способностью двигаться или нет[3].
Деление вещей на движимые и недвижимые имеет в римском праве мало значения, так как юридические нормы для тех и других вещей по существу одинаковы. Разница проявляется лишь в отдельных положениях права: например, сроки давности различны для тех и других вещей; interd. uti possidetis и int. unde vi применялись только к недвижимостям: fundus dotalis неотчуждаем; furtum rei возможно только относительно движимости. — Гораздо больше значения имеет это деление в современном праве, где юридические нормы, главным образом о приобретении и защите вещных прав, построены различно для движимых и недвижимых вещей.
II. Заменимые вещи. Каждая вещь имеет 1) свои индивидуальные признаки, которые отличают ее от всех других, и 2) признаки, общие ей с целым родом или видом вещей. По воззрениям, господствующим в обороте, по отношению к некоторым вещам преимущественное значение придается последним — родовым признакам. Эти вещи обозначаются, поэтому, обыкновенно 1) количеством их — pondus, numerus, mensura и 2) качеством их — сортом — genus. Источники называют эти вещи: res quae pondere, numero, mensura consistunt1; по современной терминологии они называются res fungibiles.
He следует смешивать этого различия с различием между obligationes generis и speciei[4][5]. Заменимые вещи являются таковыми по воззрениям, господствующим в обороте. Различие же между genus и species в обязательствах зависит от того, в каких выражениях стороны определили предмет обязательства: родовыми ли признаками или индивидуальными. Стороны могут в отдельных случаях определять и заменимую вещь индивидуальными признаками, и наоборот. Например, ценные бумаги — вещи заменимые; но если эти бумаги даны на сохранение с обозначением их номеров, то обязательство вернуть эти бумаги есть obligatio speciei, а не generis[6].
III. Потребляемые вещи. Так называются те вещи, которые при их нормальном хозяйственном употреблении или сразу уничтожаются (съестные припасы), или так изменяются, что не могут служить своей прежней цели (марки для писем), или же, наконец, быстро изнашиваются (повседневная одежда). Договоры о потребляемых вещах обыкновенно сводятся к обязанности вернуть не те же самые вещи, а лишь то же количество подобных вещей (заем и ссуда, ususfructus и quasiususfructus).
Деньги относятся с юридической точки зрения к потребляемым вещам: их назначение состоит в отчуждении их, которое для владельца равносильно потреблению. Переданных денег нельзя уже отыскивать in specie, ибо они смешиваются у получателя с другими подобными им монетами1. Деление на потребляемые и не потребляемые не всегда совпадает с делением вещей на заменимые и незаменимые (булавки, непереплетенные книги, ценные бумаги суть вещи заменимые, но не потребляемые).
IV. Делимые вещи. Делимыми в юридическом смысле называются те вещи, quae sine interim[7][8] или sine damno dividi possunt[9], т. e. те, которые можно делить на части, не изменяя их рода и ценности; все части в совокупности должны иметь, по крайней мере, не меньшую ценность, чем целое, и принадлежать к тому же роду вещей, как целое.
Делимыми считаются: 1) земельные участки (стоящие на них дома могут делиться вертикально, если имеют несколько входов); участки делятся помощью мысленно проводимых линий, которые затем прокладываются в натуре, в виде меж[10]; 2) движимые вещи, ценность которых заключается в материале, а не в их форме, или которые представляют массу однородных вещей (куча песку).
После деления возникает несколько самостоятельных вещей, каждая из которых является объектом особого права собственности. Источники иногда называют новую вещь pars pro diviso; но этот термин имеет почти только значение исторического указания на происхождение данной вещи из объекта прежней собственности. Pars pro indiviso, напротив, есть доля участия каждого собственника в пользовании выгодами от вещи, стоящей в общей собственности, т. е. неразделенной (см. § 12, III; Вещное право, § 5, III)[11].
V. Плоды. Под плодами (fructus) в юридическом смысле разумеются вещи, которые периодически получаются от другой вещи вследствие ее хозяйственной эксплуатации (т. е. пользования ею согласно ее экономическому назначению). Сюда относятся: 1) органические произведения вещей, которые получаются без уменьшения или уничтожения субстанции, производящей вещи (плоды дерева, приплод животных; но не приплод от рабынь, ибо рождение детей не входит в хозяйственное назначение рабынь)[12]; 2) те вещи, которые добываются путем хозяйственной эксплуатации недр земельного участка и путем охоты на участках, предназначенных для охоты[13].
Различаются следующие виды плодов. Fructus pendentes или stante и fructus separati, т. е. плоды, не отделенные и отделенные от производящей вещи. С момента отделения от производящей вещи fructus становятся самостоятельными вещами; до тех же пор они лишь составные части вещи (см. § 30 пр. 8). Fructus percepti, т. е. плоды не только отделенные, но и захваченные кем-либо во владение1. Fructus extantes и consumti, т. е. плоды еще наличные и уже потребленные; к числу fructus consumti относятся и отчужденные плоды. Fructus percipiendi, т. е. те плоды, которые не собраны с вещи, но были бы собраны с нее при применении к эксплуатации вещи надлежащей заботливости. Fructus industrielles и fructus mere naturales — различаются в зависимости от того, требуется ли для производства плодов затрата хозяйственного труда или нет[14][15].
Известное сходство с плодами имеют проценты с капитала, а также наемная и арендная плата. Это — также доход, периодически получаемый от хозяйственной эксплуатации капиталов или земли. Поэтому его обыкновенно причисляют к fructus[16]. В современной литературе эти плоды принято называть fructus civiles в отличие от naturales. Но сходство это — неполное. Fructus civiles состоят, прежде всего, не в вещах, а в правах требования; далее, получаются они не из вещей, а лишь при помощи вещей, например, благодаря юридической сделке относительно вещи. Поэтому нельзя все нормы о fructus naturales переносить на fructus civiles[17].
- [1] Новое германское уложение, впрочем, не знает отдельной собственности на этажии т. п., хотя оставляет ее в силе в тех случаях, где она была уже установлена согласнопрежнему праву. См.: EinfUhrungsgesetz к В. G. В., § 182; Cosack, Lehrbuch d. Deutsch.Burg. R., т. I, стр. 125.
- [2] L. 198 D. 50, 16 L. 1 pr. D. 8,4. — L. 4 § I D. 20, 2; Вещ. np., § 29, III.
- [3] L. 93 D. 50,16. Юридическое значение различия проявляется, напр., в положенияхюристов о consuetudo revertendi Gai И, 68. L. 5 § 5 D. 41, 1.
- [4] Gai III, 90. L. 2 § 1 D. 12, 1.
- [5] L. 54 pr. D. 45, 1; Дернбург, Обяз. пр., § 25.
- [6] Пример из источников. L. 108 § 10 D. 30 Africanus 5 quaest. Qui quinque in areahabebat ita legavit vel stipulanti promisit «decern quae in aera habeo»; et legatum et stipulatiovalebit, ita tamen, ut sola quinque vel ex stipulatione vel ex testamento debeantur, ut veroquinque quae deerunt ex testamento peti possint, vix ratio patietur: nam quodammodo certumcorpus, quod in rerum natura non sit, legatum videtur, quod si mortis tempore plena summafuerat et postea aliquod ex ea deperierit, sine dubio soli heredi deperit.
- [7] L. 35 § з D. 6,1.
- [8] См. ко всему изложенному: § 21. 2, 4.
- [9] L. 26 § 2 D. 30.
- [10] Применим ли этот способ деления также и к движимым вещам? Вопрос спорный; см.: Windscheid., I, § 142, пр. 4; Regelsberger, § 101, пр. 3 и Dernburg, I, § 76, пр. 4.
- [11] L. 29 D. 41, 1 L. 6§ 1 D. 8, 4. L. 25§ 1 D. 50, 16.
- [12] L. 27 pr. D. 5, 3. § 371. 2, 1. L. 28 D. 22, 1. Cf. L. 7 § 12 D. 24, 3. L. 10. 11. 12 pr. D. 7, 1.
- [13] L. 7 § 13. L. 8 D. 24, 3. L. 26 D. 22, 1. L. 77 D. 50, 16; Вещ. пр., § 9,1, 1.
- [14] L. 78 D. 6, 1 L. 13 D. 7, 4.
- [15] Cp.: L. 45 D. 22. 1. L. 48 pr. D. 41. 1.
- [16] L. 34. 36 D. 22,1. L. 29 D. 5, 3 Ulp. 15 ed. Mercedes plane a colonis acceptae loco suntfructuum, operae quoque servorum in eadem erunt causa, qua sunt pensiones: item vecturaenavium et jumentorum.
- [17] Отсюда Pompon: 6 Qu. Muc. L. 121 D. 50, 16. Usura pecuniae, quam percipimus, in fructu non est, quia non ex ipso corpore, sed ex alia causa est, id est nova obligatione. Весьмаинтересную попытку построить на новых основаниях учение о плодах делает Петра-жицкий (Petrazycki), Die Lehre vom Einkommen (1893—1895 гг.); ему следует Dernburg, I, § 78; краткое изложение этой теории и возражения против нее см. у Windscheid-Kipp, I, § 144, пр. 12.