Ответственность за нарушение обязательств при перевозке
Такой признак гражданско-правовой ответственности при перевозках, как присущие ей конкретные неблагоприятные последствия для должника, проявляется в известных формах умаления имущественного положения перевозчика в виде возмещения ущерба и выплаты неустойки. С этим признаком тесно связаны такие два признака гражданско-правовой ответственности при перевозках, как ее имущественный характер… Читать ещё >
Ответственность за нарушение обязательств при перевозке (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Общие положения. Понятие и признаки ответственности за нарушение обязательств по перевозке.
Ответственность за нарушение обязательств по перевозке предусмотрена гл. 40 ГК РФ и соответствующими транспортными уставами и кодексами. В ст. 793 ГК РФ установлено, что в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную ГК РФ, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
При этом соглашения транспортных организаций с пассажирами и грузовладельцами об ограничении или устранении установленной законом ответственности перевозчика недействительны, за исключением случаев, когда возможность таких соглашений при перевозках груза предусмотрена транспортными уставами и кодексами.
Что касается признаков ответственности при перевозках, то к ним относятся следующие. Первый признак, по которому гражданско-правовая ответственность предусмотрена законом или договором, вытекает из п. 1 ст. 793 ГК РФ, согласно которому при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную ГК РФ, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Согласно второму признаку, гражданско-правовая ответственность при перевозках является следствием правонарушения. Перечень деяний, отнесенных к правонарушениям, закреплен в транспортных уставах и кодексах. Например, нарушение общего срока доставки груза (ст. 75 УЖТ РФ, п. 1 ст. 109 КВВТ РФ), невыполнение нормы перевалки груза (ст. 78 УЖТ РФ) и некоторые другие.
Что касается вопроса о фиксации фактов правонарушений при перевозках, то в транспортных уставах и кодексах предусмотрены специальные главы или разделы, регулирующие виды, формы и порядок составления соответствующих документов, в которых удостоверяются обстоятельства нарушения. Основными из них являются коммерческий акт и акт общей формы, которыми удостоверяются факты несохранности, повреждения и порчи груза. Исключение составляет КТМ РФ, в котором этот вопрос не нашел регламентации. Данные о нарушении сроков выполнения договорных обязательств указываются в транспортных документах, которые применяются и при перевозках в прямом смешанном сообщении для фиксации обстоятельств нарушений.
Следующий признак гражданско-правовой ответственности при перевозке — применение ее, как правило, в порядке государственного принуждения. Однако он имеет ту принципиальную особенность, что принуждению предшествует в обязательном порядке претензионная процедура разрешения спора, т. е. решение вопроса о добровольном несении перевозчиком ответственности. Только в случае его отказа удовлетворить претензионные требования возможно применение государственного принуждения на основе судебного решения в рамках искового производства.
Такой признак гражданско-правовой ответственности при перевозках, как присущие ей конкретные неблагоприятные последствия для должника, проявляется в известных формах умаления имущественного положения перевозчика в виде возмещения ущерба и выплаты неустойки. С этим признаком тесно связаны такие два признака гражданско-правовой ответственности при перевозках, как ее имущественный характер и направленность на восстановление имущественного положения пострадавшей стороны. Последний имеет важное значение в деле реализации принципа справедливости, присущего российскому праву1. Однако следует отметить, что направленность на восстановление имущественного положения потерпевшего реализуется не в полной мере. В соответствии с транспортным законодательством перевозчик возмещает, во-первых, только реальный ущерб, но не упущенную выгоду, а во-вторых, сам реальный ущерб возмещается им не в полном объеме. Так, при несохранности груза подлежит возмещению ущерб только в размере стоимости утраченного или недостающего груза или в размере суммы, на которую понизилась стоимость груза в случае его повреждения (ст. 796 ГК РФ). Установленные признаки гражданскоправовой ответственности при перевозке грузов являются основой для формулировки ее определения.
Таким образом, с учетом рассмотренных признаков, ответственность при перевозках можно определить как претерпевание участником транспортной деятельности неблагоприятных последствий имущественного характера в виде установленных санкций, предусмотренных ГК РФ, транспортным уставом или кодексом, а также соглашением сторон, осуществляемое в добровольном порядке или в порядке государственного принуждения и направленное на восстановление имущественного положения грузоотправителя, грузополучателя, соперевозчиков и других субъектов перевозки.