Конституция 1889 г
Парламентский контроль выражался в праве запроса правительству не менее чем 30 депутатов, при этом министры могли уклоняться от ответа на запрос, который мог быть отнесен к разряду «секретных». У японского парламента отсутствовал и такой мощный рычаг давления на правительство, как контроль над финансами, так как в конституции не предусматривалось ежегодного парламентского вотирования бюджета… Читать ещё >
Конституция 1889 г (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В 1889 г. от имени императора Японии народу была дарована конституция, отменить или изменить которую мог только сам император. Образцом для японской конституции послужила конституция Пруссии 1850 г.
В ст. 1 конституции Японии закреплялась власть японского императора, который «занимал престол на вечные времена» и правил «в силу своего происхождения» (ст. 4). Особа императора объявлялась «священной и неприкосновенной». Император как глава государства имел право объявлять войну и заключать мир, договоры, назначать всех должностных лиц, созывать и распускать парламент, руководить вооруженными силами, жаловать дворянство и пр. Законодательная власть, согласно конституции, также вверялась «императору и парламенту» (ст. 5). Император утверждал законы и предписывал их исполнение. На основании ст. 8 конституции императорские указы, изданные в случае «настоятельной необходимости поддержания общественного порядка», имели силу закона. Эти указы обычно появлялись во время парламентских каникул, которые длились девять месяцев в году. Императору также принадлежало право введения в стране осадного положения.
Парламент по конституции состоял из двух палат: палаты пэров и палаты представителей. Каждая палата имела право выступать с «представлениями правительству, касающимися законов и другого рода предметов». Для решения вопросов в палатах требовалось абсолютное большинство голосов. В ст. 71 конституции парламенту запрещались какие-либо суждения, касающиеся изменений в статусе императорского дома.
По избирательному закону 1890 г. нижняя палата избиралась на основе высокого (25 лет) возрастного ценза, а также имущественного ценза (15 иен прямого налога) и ценза оседлости (1,5 года). Женщины и военнослужащие не получали избирательных прав. Избирательным правом, таким образом, пользовалась незначительная часть населения Японии, около 1%. Членами верхней палаты были принцы крови, представители титулованной аристократии, крупные налогоплательщики и лица, имеющие «особые заслуги» перед императором. Срок полномочий нижней палаты составлял четыре года, верхней — семь лет. Министры были призваны лишь «подавать совет императору». Институт «вотум недоверия» в конституции отсутствовал.
Парламентский контроль выражался в праве запроса правительству не менее чем 30 депутатов, при этом министры могли уклоняться от ответа на запрос, который мог быть отнесен к разряду «секретных». У японского парламента отсутствовал и такой мощный рычаг давления на правительство, как контроль над финансами, так как в конституции не предусматривалось ежегодного парламентского вотирования бюджета. В случае отклонения бюджета парламентом правительство могло применить бюджет предыдущего года. Кроме того, в ст. 68 конституции предусматривался постоянный расходный фонд, утверждаемый па несколько лет, а также денежные суммы «для осуществления правомочий самого императора» и для расходов, «связанных с обязательствами правительства». Расходы правительства без согласия парламента могли быть указаны и самим императором.
В конституции нашла отражение относительно самостоятельная роль военщины и правящей монархической бюрократии. Это выражалось, в частности, в особом, привилегированном положении таких звеньев государственного аппарата, как Тайный совет, Генро (совет старейшин), министерство двора, в ведении которого находились огромные земельные владения императора, а также руководящей верхушки армии. Тайный совет, состоящий из высших военно-бюрократических кругов, был независим как от парламента, так и от кабинета министров. Ему по ст. 56 конституции предписывалось обсуждать государственные дела по запросу императора. Фактически каждое сколько-нибудь важное решение в государстве должно было быть согласовано с членами Тайного совета, от него же исходило одобрение императорских указов и назначений. Внеконституционный орган Генро состоял из пожизненно занимающих свои места представителей знати бывших юго-западных княжеств и длительное время оказывал решающее влияние на политику страны.
В 1889 г. император установил, что все наиболее значимые вопросы, относящиеся к армии и флоту, начальники соответствующих штабов докладывают ему, минуя правительство, даже военного и морского министров. Военщина могла тем самым влиять на решение императора о замещении двух главнейших постов в правительстве — военного и морского министров. В 1895 г. это положение было законодательно закреплено. Посты военного и морского министров могли замещать лишь военные, находящиеся на действительной военной службе.
В посвященном правам и обязанностям японских подданных специальном разделе конституции на первое место были поставлены обязанности (платить налоги и нести военную службу), а среди свобод назывались свобода выбора местожительства, перемещения, свобода от произвольных арестов, слова, печати, вероисповедания, собраний, петиций, союзов. Однако все эти свободы допускались «в установленных законом пределах» .