Официальные позиции как особая разновидность правовых позиций ВС РФ
В рассмотренных случаях имеет место не просто нормативное упоминание отдельных форм выражения правовых позиций высшего судебного органа. Законодателем постановления Пленума и президиума ВС РФ, а также утвержденные последним обзоры судебной практики наделены правовым значением, выходящим за рамки отдельного судебного спора. Правовые позиций ВС РФ, закрепленные в форме постановлений Пленума… Читать ещё >
Официальные позиции как особая разновидность правовых позиций ВС РФ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Для правоприменителя особенно важно определить такие правовые позиций ВС РФ, на которые допустимо публично опереться в обоснование принятых решений, оставаясь уверенным в их правильности. Не менее значим этот вопрос для граждан и организаций при выборе варианта поведения. Неотъемлемой чертой таких позиций должен являться приоритет среди иных позиций высшего суда, а также определенное формальное признание. Иными словами, речь идет об официальных правовых позициях ВС РФ, представляющих собой итоговое и публично признаваемое мнение высшего суда. В самом общем виде такие правовые позиции можно охарактеризовать особым юридическим авторитетом, что отражает их высшее положение в системе правовых позиций суда и юридическое закрепление в качестве ориентира правоприменения.
Однако остается открытым вопрос, какие именно позиции ВС РФ признаются официальным образцом судебного правоприменения. При этом как легального, так и научного определения официальных правовых позиций ВС РФ до настоящего времени не разработано.
Как уже отмечалось, в качестве средства обеспечения единства судебной практики ВС РФ признал позиции, содержащиеся в постановления Пленума ВС РФ, постановлениях Президиума ВС РФ; определениях судебных коллегий по конкретным делам, содержащих толкования норм материального и процессуального права, материалах официально опубликованных ВС РФ обзоров судебной практики и ответов на возникшие у судов вопросы при применении законодательства1. Вместе с тем нередки случаи, когда ВС РФ отказывается следовать ранее сформированной практике, что является естественным элементом процесса судебного правоприменения. Кроме того, далеко не все вышеперечисленные формы выражения позиций суда упомянуты нормативно. Высший судебный орган также избегает публичных оценок всех названных позиций как своей официальной, окончательной точки зрения.
Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»[1][2] непосредственно упоминает правовую позицию КС РФ и определяет ее юридическое значение. Именно нормативное закрепление привело к общему признанию конституционной правовой позиции. Соответственно, такое признание, прямое или же косвенное, путем перечисления форм выражения, могло бы выступать объективным критерием выделения официальной правовой позиции ВС РФ.
Поворотным моментом в нормативном признании правовой позиции ВС РФ стала судебная реформа по объединению высших судов Российской Федерации и изменению процессуального законодательства.
Вслед за изменениями в АПК РФ были внесены в ст. 392 ГПК РФ и вступили в силу с 1 января 2012 г. дополнения о признании постановлений Пленума и президиума ВС РФ основаниями для пересмотра судебных постановлений по новым обстоятельствам[3].
В связи с переподчинением ВС РФ системы арбитражных судов последним предоставлено право ссылаться в мотивировочной части решения на постановления Пленума ВС РФ и сохранившие силу постановления Пленума ВАС РФ по вопросам судебной практики, а также на постановления президиума ВС РФ и сохранившие силу постановления президиума ВАС РФ1.
Кроме того, согласно ч. 1 ст. 3 Федерального конституционного закона от 4 июня 2014 г. № 8-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и статью 2 Федерального конституционного закона «О Верховном Суде Российской Федерации» разъяснения по вопросам судебной практики применения законов и иных нормативных правовых актов арбитражными судами, данные Пленумом ВАС РФ, сохраняют свою силу до принятия соответствующих решений Пленумом ВС РФ[4][5].
Тенденция к дальнейшему расширению законодательного признания правовых позиций ВС РФ отразилась в сравнительно недавно принятом КАС РФ[6]. Положения ст. 180, 310, 350 данного нормативного акта предусматривают формы официальных правовых позиций высшего суда, которые могут быть приведены нижестоящими судами в мотивировочной части решений, выступать основанием для пересмотра судебных постановлений в апелляционном порядке или по новым обстоятельствам.
Логическим продолжением этого процесса являются положения п. 63 ст. 10 Федерального закона от 28 ноября 2018 г. № 451-ФЗ «О внесении изменении в отдельные законодательные акты Российской Федерации»[7]. Указанная норма дополняет ст. 198 ГПК РФ и допускает в мотивировочной части решения суда ссылки на постановления Пленума ВС РФ по вопросам судебной практики, постановления президиума ВС РФ, а также обзоры судебной практики, утвержденные президиумом ВС РФ. Подобные изменения, допускающие ссылку судов на обзоры судебной практики, упомянутый федеральный закон вносит в ст. 170 АПК РФ (п. 26 ст. 6), ст. 180 КАС РФ (п. 54 ст. 20). В отличие от всех вышеприведенных примеров законодатель впервые упомянул обзоры судебной практики ВС РФ, тем самым расширив имевшийся ранее список нормативно значимых актов разъяснений судебной практики.
В рассмотренных случаях имеет место не просто нормативное упоминание отдельных форм выражения правовых позиций высшего судебного органа. Законодателем постановления Пленума и президиума ВС РФ, а также утвержденные последним обзоры судебной практики наделены правовым значением, выходящим за рамки отдельного судебного спора. Правовые позиций ВС РФ, закрепленные в форме постановлений Пленума и Президиума, являются основанием для пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений или повлечь отмену ранее данных разъяснений ВАС РФ. Они также могут быть отражены в мотивировочной части судебных решений в качестве аргументации выводов суда. Следует отметить тот факт, что правила КАС РФ и АПК РФ, а в скором времени ГПК РФ фактически закрепляют существующую практику нижестоящих судов ссылаться в своих постановлениях на мнение высшего суда. В этой связи отсутствие в законодательстве права судов общей юрисдикции ссылаться на постановления Пленума и Президиума при рассмотрении уголовных дел и дел об административных правонарушениях можно отнести к числу юридических коллизий, обусловленных временем принятия соответствующих процессуальных законов.
Общей характеристикой таких правовых позиций ВС РФ является законодательное признание за ними свойства выступать ориентиром судебного правоприменения. Данный вывод прямо следует из содержания вышеприведенных норм права.
Подобная «легализация» отдельных правовых позиций высшего суда свидетельствует об их особом юридическом статусе в качестве средства обеспечения единства судебной практики, что позволяет говорить об отдельной категории официальных правовых позиций ВС РФ. Данные позиции остаются по существу правоприменительными позициями суда, но в силу нормативного закрепления приобретают дополнительное значение при разрешении судами аналогичных дел. Принятие ВС РФ данных правовых позиции имеет вполне конкретные, установленные законом юридические последствия как для нижестоящих судов, так и для сторон спора.
В этом смысле иные правовые позиции ВС РФ, к примеру, позиции коллегий в судебных актах по конкретным делам, не включенных в обзоры судебной практики, нормативно в качестве официальной формы выражения мнения высшего суда не закреплены и каким-либо юридическим статусом законодательно не наделены. Такие позиции либо возникли исторически в качестве средства обобщения и разъяснения судебной практики, что в последующем было закреплено внутренними документами ВС РФ, либо объективно формируются в качестве как позиции по единичному делу, с которой потенциально может не согласиться высшая надзорная инстанция в лице Президиума. В сравнении с ними позиция Президиума ВС РФ прямо предусмотрена в качестве средства преодоления разобщенности судебной практики. В частности, в ст. 391.9 ГПК РФ указано, что основанием для отмены в порядке надзора Президиумом ВС РФ судебных постановлений является нарушение единообразия в толковании и применении судами норм права. Тем carlo
мым правовая позиция, выраженная Президиумом, является итоговой позицией ВС РФ, принимаемой в целях обеспечения единства судебной практики. Позиции ВС РФ, не относящиеся к официальным, свое значение приобретают в большей мере благодаря фактическому авторитету высшего суда и его готовности следовать им на практике.
Необходимо отметить особое значение официальной правовой позиции и для самого ВС РФ. Наличие нормативно установленных последствий принятия такой позиции делает ее обязательной для самого высшего суда. Иные позиций могут быть в последующем отвергнуты, и обязанности следовать им для ВС РФ не установлено. Отступление от ранее принятой позиций каких-либо правовых последствий непосредственно не влечет. Однако официальная позиция ВС РФ, прежде всего в постановлениях Пленума, в определенной мере связывает его. Изменение таких позиций возможно, но в этом случае возникает необходимость пересмотра постановлений нижестоящих судов в силу требований процессуального закона.
С учетом изложенного нормативное закрепление отдельных форм выражения правовых позиций ВС РФ в качестве средства обеспечения единства судебной практики придает последним особый юридический статус. Общей характеристикой таких правовых позиций ВС РФ является законодательное признание за ними свойства выступать ориентиром судебного правоприменения. По данному основанию выделяются официальные правовые позиции ВС РФ, к числу которых действующее законодательство позволяет отнести позиции Пленума, Президиума ВС РФ, в том числе в форме утвержденных последним обзоров судебной практики. Тенденция к расширению законодательного признания правовых позиций ВС РФ отразилась в недавно принятом КАС РФ, а также актуальных дополнениях ГПК РФ, нормы которых ввели правила, ранее неизвестные судам общей юрисдикции. Положения действующего процессуального законодательства предусматривают, что официальные правовые позиций высшего суда могут быть приведены в мотивировочной части решений судов, выступать основанием для пересмотра судебных постановлений по новым обстоятельствам или в порядке надзора и служить критерием соблюдения требований единства судебной практики. Таким образом, при всем многообразии правовых позиций ВС РФ его официальные позиций составляют отдельную немногочисленную, но наиболее значительную по своей важности в сфере правоприменения группу.
- [1] Постановление Президиума Верховного суда РФ от 12 июля 2006 г. № 3-ПВ06 //Бюллетень Верховного суда РФ. 2007. № 5. С. 26.
- [2] Российская газета. 1994. № 138—139.
- [3] Федеральный закон от 9 декабря 2010 г. № 353-ФЗ «О внесении изменении в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» // Российская газета. 2010. № 281.
- [4] Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 186-ФЗ «О внесении изменении в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» // Российская газета. 2014.№ 184.
- [5] Российская газета. 2014. № 127.
- [6] Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 8 марта 2015 г. № 21-ФЗ // Российская газета. 2015. № 49.
- [7] Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. № 451-ФЗ «О внесении изменении в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета. 2018.№ 272.