Валютное законодательство Российской Федерации, акты органов валютного регулирования и акты органов валютного контроля
Относительно действия во времени актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования следует иметь в виду, что они применяются к отношениям, возникшим после вступления указанных актов в силу, за исключением случаев, прямо предусмотренных Законом о валютном регулировании или иными федеральными законами. К отношениям, возникшим до вступления в силу соответствующих актов… Читать ещё >
Валютное законодательство Российской Федерации, акты органов валютного регулирования и акты органов валютного контроля (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В системе источников валютного права выделяется особая группа нормативных правовых актов — валютное законодательство РФ, акты органов валютного регулирования и акты органов валютного контроля. Такое обособление правовых актов в валютной сфере осуществлено ст. 4 Закона о валютном регулировании, в которой определяется структура валютного законодательства, дается понятие акта валютного законодательства, определяется соотношение норм международных договоров и Закона о валютном регулировании, устанавливаются общие положения о действии во времени актов валютного законодательства, актов органов валютного регулирования, определяется предмет регулирования актами органов валютного контроля. Фактически Закон о валютном регулировании устанавливает систему источников валютного права в узком смысле.
В зависимости от субъектов правотворчества рассматриваемая статья выделяет три вида правовых актов, принимаемых в валютной сфере:
- 1) акты валютного законодательства РФ;
- 2) акты органов валютного регулирования;
- 3) акты органов валютного контроля.
Наличие иных видов правовых актов, входящих в систему актов валютного законодательства, актов органов валютного регулирования и актов валютного контроля не допускается. Рассматриваемая норма Закона о валютном регулировании имеет прямое действие и часто применяется в судебной практике. Например, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в постановлении от 25.12.2007 № ?33−8805/07-?02−9375/07 указал, что в состав валютного законодательства РФ не входит Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, поскольку исчерпывающий перечень видов актов валютного регулирования дан в ч. 1 ст. 4 Закона о валютном регулировании.
Закон о валютном регулировании не содержит понятия валютного законодательства, но определяет структуру последнего. Так, согласно ч. 1 ст. 4 названного Закона валютное законодательство РФ состоит из Закона о валютном регулировании и принятых в соответствии с ним федеральных законов; Закон о валютном регулировании и соответствующие федеральные законы являются актами валютного законодательства РФ.
Включение в систему валютного законодательства только федеральных законов объясняется положениями п. «ж» ст. 71 Конституции, согласно которому валютное регулирование относится к исключительной компетенции Российской Федерации.
В настоящее время в российской правовой системе нет федеральных законов, принятых в соответствии с Законом о валютном регулировании. Однако этот Закон содержит отсылочные нормы, которые должны найти развитие в иных федеральных законах. Например, федеральными законами могут вводиться правила осуществления валютного контроля (ч. 1 ст. 22 Закона о валютном регулировании).
Процессы интеграции Российской Федерации в международное экономическое пространство способствовали появлению в валютном законодательстве норм о приоритете норм международного договора РФ. В ч. 2 ст. 4 Закона о валютном регулировании содержатся правила действия международных договоров в сфере валютного регулирования и валютного контроля на территории РФ.
Названная норма является конкретизацией норм ч. 4 ст. 15 Конституции. Закрепленные в Конституции положения о верховенстве норм международного договора РФ над внутренним законодательством являются следствием проводимой в Российской Федерации политики вхождения в общемировые процессы, что, безусловно, предполагает унификацию норм валютного законодательства.
Международные договоры РФ непосредственно применяются к валютным отношениям, за исключением случаев, когда из международного договора РФ следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта валютного законодательства РФ. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Законом о валютном регулировании, то применяются правила указанного международного договора.
Изъятием из этого общего правила является случай, когда из самого международного договора РФ вытекает, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта валютного законодательства РФ.
Необходимо отметить что рассматриваемая норма Закона о валютном регулировании имеет не только декларативный характер, но и может подлежать частому применению, так как Российская Федерация является участницей многих международных договоров, нормы которых регулируют валютные операции. Например, в случае противоречия положений актов национального законодательства РФ требованиям Соглашения о Международном валютном фонде от 27 декабря 1945 г. должен быть применен соответствующий международно-правовой акт.
Правило приоритета международных договоров соответствует положениям ст. 5 Закона о международных договорах в правовой системе РФ:
- — международные договоры РФ наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются в соответствии с Конституцией составной частью ее правовой системы;
- — если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора;
- — положения официально опубликованных международных договоров РФ, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. Для осуществления иных положений международных договоров РФ принимаются соответствующие правовые акты.
Таким образом, международные договоры РФ следует считать составной частью валютного законодательства РФ, причем такие договоры имеют приоритет перед актами внутреннего валютного законодательства РФ в случае возникновения коллизии между ними.
Органы валютного регулирования — Правительство РФ и Банк России — издают нормативные правовые акты по вопросам валютного регулирования только в случаях, предусмотренных Законом о валютном регулировании. Соответственно, акты органов валютного регулирования являются подзаконными актами и обладают меньшей юридической силой по сравнению с названным Законом. Нормативные акты органов валютного регулирования занимают подчиненное положение по отношению к актам валютного законодательства РФ. Издание таких актов допустимо только в случаях, предусмотренных Законом о валютном регулировании. Иные федеральные законы не могут служить основанием для издания актов органов валютного регулирования.
В силу норм Закона о валютном регулировании и Закона о Банке России Банк России как орган валютного регулирования вправе издавать нормативные акты (в форме указаний, положений и инструкций), обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также всех юридических и физических лиц.
Определением Конституционного Суда РФ от 14.12.2000 № 268−0 «По запросу Верховного Суда Российской Федерации о проверке конституционности части третьей статьи 75 Федерального закона „О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)“» подтверждено, что Банк России осуществляет полномочия, которые по своей природе относятся к функциям государственной власти, и нормотворческие полномочия Банка России предполагают его исключительные права и обязанности по установлению обязательных для органов государственной власти, всех юридических и физических лиц правил поведения по вопросам, отнесенным к его компетенции и требующим правового регулирования.
В соответствии с валютным законодательством Банк России вправе принимать нормативные акты по большинству вопросов валютного регулирования, устанавливающие в частности:
- — единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления (а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям);
- — порядок осуществления валютных операций по сделкам между уполномоченными банками, совершаемых ими от своего имени и за свой счет;
- — требования для кредитных организаций к оформлению документов при купле-продаже наличной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте;
- — порядок открытия уполномоченными банками счетов (вкладов) в банках за пределами Российской Федерации;
- — порядок открытия и ведения открываемых на территории РФ банковских счетов (банковских вкладов);
- — порядок открытия и ведения банковских счетов резидентов в иностранной валюте в уполномоченных банках, а также порядок перевода физическим лицом — резидентом валютных средств из Российской Федерации и в Российскую Федерацию без открытия банковского счета;
- — единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами.
При этом нормативные акты Правительства РФ могут устанавливать порядок представления резидентами (за исключением физических лиц, дипломатических представительств, консульских учреждений РФ и иных официальных представительств РФ, находящихся за пределами территории РФ, а также постоянных представительств РФ при межгосударственных или межправительственных организациях) налоговым органам по месту своего учета отчетов о движении средств по счетам и вкладам в банках за пределами территории РФ с подтверждающими банковскими документами (по согласованию с Банком России).
Осуществляя нормотворчество, органы валютного регулирования не вправе вводить ограничения, не предусмотренные Законом о валютном регулировании. Если порядок осуществления валютных операций, порядок использования счетов (включая установление требования об использовании специального счета) не установлены органами валютного регулирования, валютные операции осуществляются, счета открываются и операции по счетам проводятся без ограничений.
Относительно действия во времени актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования следует иметь в виду, что они применяются к отношениям, возникшим после вступления указанных актов в силу, за исключением случаев, прямо предусмотренных Законом о валютном регулировании или иными федеральными законами. К отношениям, возникшим до вступления в силу соответствующих актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, указанные акты применяются в части прав и обязанностей, возникших после вступления их в силу. Таким образом, по общему правилу акты валютного законодательства РФ и акты органов валютного регулирования обратной силы не имеют.
Обратная сила актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования может быть предусмотрена лишь актами валютного законодательства, но не актами органов валютного регулирования (за исключением случая, предусмотренного в ч. 4 ст. 4 Закона о валютном регулировании, которой определена возможность придания обратной силы актам органов валютного регулирования самими такими актами).
В ч. 4. ст. 4 Закона о валютном регулировании перечисляются случаи, когда акты валютного законодательства РФ и акты органов валютного регулирования обратной силы не имеют и когда они могут иметь обратную силу.
Так, акты валютного законодательства РФ и акты органов валютного регулирования, устанавливающие новые обязанности для резидентов и нерезидентов или ухудшающие их положение, обратной силы не имеют.
В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Как указал Конституционный Суд РФ в Постановлении от 30.10.2003 № 15-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона „Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“ в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы и жалобами граждан С. А. Бунтмана, К. А. Катаняна и К. С. Рожкова», публичные интересы, перечисленные в ч. 3 ст. 55 Конституции, могут оправдать правовые ограничения прав и свобод, только если такие ограничения отвечают требованиям справедливости, являются адекватными, пропорциональными, соразмерными и необходимыми для защиты конституционно значимых ценностей, в том числе прав и законных интересов других лиц, не имеют обратной силы и не затрагивают само существо конституционного права, т. е. не ограничивают пределы и применение основного содержания соответствующих конституционных норм.
В отличие от этого правила акты валютного законодательства РФ и акты органов валютного регулирования, отменяющие ограничения на осуществление валютных операций или иным образом улучшающие положение резидентов и нерезидентов, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
Относительно действия нормативных актов Банка России следует учитывать, что в ст. 7 Закона о Банке России без какихлибо изъятий установлено, что нормативные акты Банка России не имеют обратной силы. Однако это правило имеет исключение для нормативных актов Банка России по вопросам валютного регулирования: такие акты могут иметь обратную силу при условиях, предусмотренных ст. 4 Закона о валютном регулировании.
Акты валютного законодательства РФ и акты органов валютного регулирования подлежат официальному опубликованию. Акты валютного законодательства РФ — федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом РФ.
Официальным опубликованием федерального закона считается первая публикация его полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете» или Собрании законодательства Российской Федерации либо размещение на Официальном интернет-портале правовой информации (pravo.gov.ru) (ст. 4 Закона о вступлении в силу законов).
" Парламентская газета" является официальным периодическим изданием Федерального Собрания РФ, и федеральные законы подлежат обязательному опубликованию в ней.
Федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу (ст. 6 Закона о вступлении в силу законов).
Собрание законодательства Российской Федерации также является официальным периодическим изданием, в котором публикуются федеральные законы (ст. 7 Закона о вступлении в силу законов).
Акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования. Иные акты Правительства РФ, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания.
Согласно ст. 7 Закона о Банке России нормативные акты Банка России вступают в силу по истечении десяти дней после дня их официального опубликования в официальном издании Банка России — «Вестнике Банка России» .
Неопубликованные акты валютного законодательства РФ и акты органов валютного регулирования не применяются. Исключением из этого правила являются акты или отдельные положения актов органов валютного регулирования, содержащие сведения, составляющие государственную тайну в соответствии с Законом РФ от 21.07.1993 № 5485−1 «О государственной тайне» .
Органы валютного контроля могут издавать акты валютного контроля по вопросам, отнесенным к их компетенции, только в случаях и пределах, предусмотренных валютным законодательством РФ и актами органов валютного регулирования. Акты органов валютного контроля не должны содержать положения, касающиеся вопросов регулирования валютных операций.
Актами органов валютного контроля являются акты Банка России и Росфиннадзора. Но Банк России одновременно и является органом валютного регулирования, и вправе принимать нормативные акты в данной сфере, поэтому положение, согласно которому акты органов валютного контроля не должны содержать положения, касающиеся вопросов регулирования валютных операций, распространяется только на Росфиннадзор.
Поскольку в валютных правоотношениях Банк России имеет двойной статус — органа валютного регулирования и органа валютного контроля, то практически невозможно определить, в каком качестве выступал Банк России при издании того или иного нормативного акта.
Важно учитывать, что нормативные правовые акты по вопросам валютного регулирования издают органы валютного регулирования, а Росфиннадзор — орган валютного контроля — издает акты ненормативного характера в сфере валютного контроля, т. е. индивидуальные правовые акты (подп. «б» и «в» п. 4 Указа Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»; п. 6 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15.06.2004 № 278), например:
- 1) предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования (п. 1 ч. 2 ст. 23 Закона о валютном регулировании; п. 5.14.3 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора);
- 2) акты, принимаемые в рамках производства по делам об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена ст. 15.25 КоАП, т. е. протоколы об административных правонарушениях (п. 80 ч. 2 ст. 28.3 КоАП; приказ Росфиннадзора от 17.11.2004 № 102 «О должностных лицах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, уполномоченных составлять протоколы в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях»);
- 3) постановления и определения по делу об административных правонарушениях (ст. 23.60 и 29.9 КоАП).
Нормативные акты в области валютного регулирования и валютного контроля должны иметь достаточную определенность, что закреплено ч. 6 ст. 4 Закона о валютном регулировании, согласно которой все неустранимые сомнения, противоречия и неясности любых актов в области валютного регулирования и валютного контроля должны толковаться в пользу резидентов и нерезидентов.
Данная норма является новеллой валютного законодательства и введена по аналогии с положением п. 7 ст. 3 НК о том, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).