Источники финансового права
Нормативными актами являются и соглашения между финансово-кредитными органами по различным финансовым вопросам, в том числе акты, которые регулируют часть отношений, складывающихся на финансовом рынке, и в частности на рынке ценных бумаг. К источникам финансового права также относятся международные договоры и соглашения, содержащие нормы, которые регулируют финансовые отношения между Российской… Читать ещё >
Источники финансового права (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Право имеет внешнюю форму своего выражения, которая проявляется в источниках.
Основным источником российского права служит нормативный акт.
Источники права — нормативные правовые акты — представляют собой пирамиду. Система источников финансового права представлена на рис. 4.
В этом смысле российская правовая система исторически сложилась в результате влияния континентальной, романо-германской правовой системы, где, как известно, основной и практически единственный источник права — нормативный акт.
В теории права к нормативным актам относятся следующие: Конституция, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента РФ, постановле;
Рис. 4. Система источников финансового права.
ния Правительства РФ, нормативные акты министерств и ведомств, законы и другие нормативные акты субъектов Федерации, нормативные акты местных органов власти.
Источниками финансового права являются законы и иные нормативные акты представительных и исполнительных органов государственной власти, местного самоуправления. В совокупности все эти акты составляют финансовое законодательство в широком смысле слова.
При изучении источников финансового права следует учесть следующие особенности:
- — отсутствие единого нормативного акта;
- — множество подзаконных нормативных актов на уровне указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, инструкций Минфина России, ЦБ РФ, ФНС России и т. д.;
- — постоянное изменение экономической ситуации в стране и изменение в связи с этим финансового законодательства. Кроме того, финансовое право — единственная отрасль права, один из основных законов которой — закон о федеральном бюджете — принимается ежегодно.
Основой всех источников финансового права выступает Конституция, конституционные акты субъектов Федерации. Все эти акты закрепляют правовые основы финансовой деятельности государства и служат базой для развития финансового законодательства в разных областях.
Основным источником любой отрасли прав является Конституция, принятая 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием.
Конституция устанавливает для финансового права основополагающие нормы.
В ст. 4 Конституции говорится, что Конституция и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ. Поэтому все остальные законы, в том числе и те, которые принимаются субъектами РФ, не могут противоречить Конституции и федеральным законам.
При этом надо иметь в виду, что согласно Конституции установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки, относятся к сфере исключительной компетенции Российской Федерации (п. «ж» ст. 71).
В соответствии со ст. 75 Конституции денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно ЦБ РФ.
Введение
и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются.
Защита и обеспечение устойчивости рубля в соответствии с той же статьей служит основной функцией ЦБ РФ, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти.
В Российской Федерации (ст. 8 Конституции) гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
Кроме того, каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ст. 34 Конституции).
Следующий уровень источников банковского права — федеральные законы.
Порядок их опубликования и вступления в силу предусмотрен Федеральным законом от 14.06.1994 № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» .
В соответствии со ст. 105 Конституции федеральные законы принимаются Государственной Думой. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовали более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации.
Нужно также иметь в виду, что финансовые законы в обязательном порядке должны быть рассмотрены в Совете Федерации. Это вытекает из положений ст. 106 Конституции, предусматривающей, что обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:
- — федерального бюджета;
- — федеральных налогов и сборов;
- — финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии.
Особое место среди федеральных законов занимают кодексы.
В настоящее время приняты БК и НК. Это, несомненно, основополагающие нормативные акты в области финансовой деятельности государства.
В последнее время принималось большое количество федеральных законов, регулирующих финансовые отношения. Они посвящены различным финансово-правовым институтам и будут подробно рассмотрены в других темах настоящего пособия. Из федеральных законов, регулирующих общие положения финансовой системы, можно отметить Федеральный закон от 29.12.1998 № 192-ФЗ «О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики». Данный закон служит примером регулирования бюджетных и налоговых отношений, возникающих в процессе реализации законодательства о федеральном бюджете погашения государственного долга.
Каждый финансово-правовой институт регулируется специальными законами, но не только законы являются источниками финансового права. Большое значение в финансовой деятельности государства имеют указы Президента РФ, нормативные правовые акты глав субъектов Федерации и местного самоуправления. Необходимость такого регулирования вызвана большой мобильностью и изменчивостью финансово-правовых отношений в условиях рынка, когда необходимо быстро реагировать на перемены в общественной жизни, в частности в области налогов, кредита, государственного внутреннего долга и т. д.
Нормы финансового права содержатся и в подзаконных актах органов исполнительной власти, которыми в первую очередь являются постановления Правительства РФ.
Немаловажную роль в регулировании финансовой деятельности государства занимают подзаконные акты Минфина России, ФНС России, ФТС России, ЦБ РФ.
Нормативными актами являются и соглашения между финансово-кредитными органами по различным финансовым вопросам, в том числе акты, которые регулируют часть отношений, складывающихся на финансовом рынке, и в частности на рынке ценных бумаг. К источникам финансового права также относятся международные договоры и соглашения, содержащие нормы, которые регулируют финансовые отношения между Российской Федерации и зарубежными государствами (государством), например Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма (заключена в Нью-Йорке 10 января 2000 г.), Конвенция о защите прав инвестора (заключена в Москве 28 марта 1997 г.), многочисленные соглашения между государствами об избежании двойного налогообложения. В соответствии со ст. 4 БК и ст. 7 НК в случае противоречия указанных норм нормам российского законодательства применяются правила и нормы международных договоров.