Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Место права в системе социальных норм

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Если раньше, в предшествующие эпохи развития человечества, право представляло собой в первую очередь орудие господства определенной части общества, обладающей средствами производства (рабовладельцы, феодалы, промышленная и торговая буржуазия), то ныне в развитых цивилизованных странах оно выражает волю всего общества в целом. Право направлено на то, чтобы охранять и защищать интересы личности… Читать ещё >

Место права в системе социальных норм (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Легче составлять законы, чем исполнять их.

Наполеон I (Бонапарт), французский император (17691815)

В результате изучения главы 3 студент, слушатель (учащийся) должен: знать понятие и сущность права, его основные признаки, принципы и функции, его место в системе социальных норм, основные положения механизма реализации прав и свобод человека и гражданина;

уметь оперировать соответствующим понятийным аппаратом, оценивать степень эффективности правового регулирования, самостоятельно изучать как отечественную, так и зарубежную юридическую литературу;

владеть навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм, являющихся объектами правового регулирования.

Понятие и сущность права

Как было показано ранее, происхождение права в истории общества обусловлено общественными потребностями перехода от первобытнообщинного строя к новой ступени развития человечества — цивилизации, давшей новые, не существовавшие ранее источники социального и духовного прогресса. Средством удовлетворения насущных потребностей государства и стало право, как особый вид социальных норм поведения, а также взаимосвязанных с ними прав и обязанностей участников социального общения (общественных отношений) и представлений членов общества об этих нормах, правах и обязанностях, т. е. правового сознания.

По вопросу о сущности права существует несколько точек зрения. С позиции марксизма, сущность права — в его классовости. Всякое право выражает интересы господствующего класса, на втором плане в праве находятся общесоциальные интересы, подчиненные классовым. Либеральный подход к сущности права — в понимании, что оно закрепляет социальное согласие и выражает идеи справедливости. Исходя из такого подхода, получившего широкое распространение среди российских правоведов, «право — это нормативно закрепленная и реализованная справедливость».

Следует также иметь в виду, что в юридической науке понятие «право» используется и в следующих двух значениях:

  • — объективное право, или право в объективном смысле — это совокупность общеобязательных правил поведения, выраженных в системе юридических норм;
  • — субъективное право, или право в субъективном смысле (право субъекта) — это право, принадлежащее конкретному лицу.

Если раньше, в предшествующие эпохи развития человечества, право представляло собой в первую очередь орудие господства определенной части общества, обладающей средствами производства (рабовладельцы, феодалы, промышленная и торговая буржуазия), то ныне в развитых цивилизованных странах оно выражает волю всего общества в целом. Право направлено на то, чтобы охранять и защищать интересы личности, согласовывать потребности различных социальных слоев в государстве (предприниматели, интеллигенция, фермеры, расовые, национальные и иные общности и т. д.), координировать их интересы, быть арбитром в разрешении конфликтов между людьми и их коллективами. Это средство достижения оптимального согласования между общественными, групповыми и индивидуальными интересами, общенациональным благом и частными потребностями конкретного индивида.

Без права не может существовать современное общество, это объективно необходимый элемент мировой цивилизации. Прежде всего оно является важным инструментом регулирования экономических отношений в обществе, обеспечения нормального функционирования хозяйственного механизма внутри страны, а также оптимальной организации международного экономического сотрудничества. В условиях рыночной экономики право, гарантируя свободу предпринимательства и частной собственности, суверенитет предпринимателя, выполняет иные функции. Оно определяет общие условия нормального функционирования хозяйственного механизма, обеспечивает ритмичную, согласованную работу всех его звеньев.

Закон устанавливает и гарантирует равноправное существование различных форм собственности (частной, государственной, муниципальной и др.), определяет права и обязанности участников хозяйственного оборота, порядок разрешения имущественных споров, ценообразование, защиту прав потребителей. Он также устанавливает меры юридической ответственности за неисполнение договорных обязательств и имущественный вред, за порочные, вредные для общества и отдельной личности формы ведения хозяйства (злоупотребление рекламой, товарным знаком, монополизацию отдельных отраслей экономики, производство наркотиков и др.), обеспечивает заботу о социально незащищенных слоях населения (инвалидах, пенсионерах, многодетных семьях, безработных и др.). Наконец, без закона невозможна бюджетно-финансовая деятельность в государстве (налоговая политика, кредитование хозяйственной деятельности, банковское дело, составление государственного бюджета и контроль за его исполнением и т. д.).

В российской теории права получило развитие понимание сущности права как меры свободы («либертарная теория» — В. С. Нерсесянц) либо справедливостиэтическая» концепция — Р. 3. Лившиц), возникающей в обществе еще «до закона», до создания норм позитивного права. То есть право и закон здесь четко разведены. Воплощение идеалов свободы и справедливости — цель правового развития общества. С этими идеалами государство должно сверять свои законы и практику их реализации, а каждый гражданин — свое поведение.

На протяжении всей истории существования права так и не сложилось единое общее, устраивающее всех определение права, поскольку это очень сложное и многоаспектное явление. Даже в русском языке слово «право» используется в разных значениях («правило поведения», «правда», «справедливость» и т. п.). Тем не менее можно выделить два основнъис подхода к определению понятия права. С позиции первого из них, право обычно определяется как «совокупность общеобязательных норм, установленных или санкционированных государством»; второй подход основан на включении в понятие права трех элементов — правосознание, нормы права, правоотношения. Такой подход исходит из того, что правовые нормы являются нормативным воплощением доминирующих в обществе правовых идей. В то же время эти нормы остаются в области благих пожеланий, пока они не реализуются в конкретных общественных отношениях (правоотношениях). С позиции разных правовых школ, роль этих трех элементов определяется по-разному. В так называемых идеологических школах права (психологическая теория, теологическая теория и т. п.) главное место отводится правосознанию, в нормативистских школах подчеркивается особая роль норм права, социологические теории акцент делают на правоотношениях.

Право проявляется как особый вид социальных норм поведения, а также взаимосвязанных с ними прав и обязанностей участников социального общения (общественных отношений). Чем же отличается право, как особый вид социальной регуляции, от обычаев родового строя, от других видов социальной регуляции — нравственности, традиций, от технических приемов использования орудий труда и природных условий в жизни людей?

Внешним, наиболее очевидным из таких отличительных свойств права по сравнению с другими видами социальной и технической регуляции поведения людей является тот факт, что само возникновение и существование права тесно связано с возникновением и функционированием государства, с деятельностью государственного механизма. Государство осуществляет свои функции установления в обществе единого порядка путем издания обязательных для всех законов либо санкционирования установившихся обычаев и создания судебных прецедентов. Через свои органы оно также обеспечивает исполнение норм права и предусмотренных ими прав и обязанностей и их охрану от нарушения. Право, юридические права и обязанности, акты применения права необходимы, таким образом, для функционирования государственной власти. В то же время сами правовые нормы не могут возникнуть и приобрести общеобязательное значение в обществе без официального законодательного решения государства. Применение, реализация правовых норм всегда поддерживается государственным принуждением в силу наличия общественных противоречий, конфликтов, антагонизмов. Для этого существует специальный аппарат надзора и контроля, пресечения нарушений, судебного рассмотрения споров, наказания виновных и т. п.

Связь права с государством выражается и в системе официального воспитания населения в духе уважения к законам, в различных государственных поощрениях за добросовестное исполнение законов и т. п. Однако эти взаимосвязи характерны и для иных форм социального регулирования. Первые же две — установление государством и обеспеченность мерами принуждения типичны именно для государственной политико-правовой системы.

Наряду с правом в цивилизованном обществе действуют другие социальные нормы: нормы нравственности, обычаи, нормы общественных организаций, религиозные ритуалы, заповеди и предписания. Они также играют важную роль в регулировании общественных отношений. На их основе возникают моральные, традиционные, корпоративные либо религиозные права и обязанности людей.

Однако право, выступая общеобязательным государственным регулятором общественных отношений, существенно отличается от иных социальных норм.

Во-первых, право представляет собой единственную систему норм, обязательных для всех членов общества. Другие нормы обязательны для отдельных социальных групп или не являются обязательными для всех. Например, многие обычаи в развитом цивилизованном обществе имеют либо местное, либо внутрисословное значение. Нормы общественных организаций обязательны для членов данной организации. Религиозные предписания, обряды и ритуалы разнятся для лиц, исповедующих различные религии.

Во-вторых, если исполнение норм права и защита прав обеспечиваются и защищаются государством, то все иные социальные нормы лишь поддерживаются государством при условии, что они соответствуют его законам или иным нормам права. Однако их соблюдение не обеспечено государственным принуждением.

В-третьих, если нормы права устанавливаются или санкционируются государством, все другие социальные нормы либо возникают в форме стабильных убеждений людей, общественного мнения (нравственные и религиозные нормы, обычаи), либо устанавливаются общественными объединениями (корпоративные нормы).

В-четвертых, нормы права обязательно выражены в официальной форме: закреплены в законах, иногда — в судебных решениях и т. п. Они обладают наибольшей степенью формальной определенности, четкости закрепления прав и обязанностей по сравнению с моралью и обычаем. Нормы права образуют также разветвленную и детализированную систему, отличающуюся внутренним единством, логической взаимосвязью. Нормы обычая и морали закрепляют главным образом общие принципы или эталоны поведения. Нормы общественных организаций более ограничены по сфере своего действия, различны по содержанию для разных видов организаций, т. е. не образуют единой системы, менее детализированы, чем система правовых норм.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой