Незаконные экспорт из Российской Федерации или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг) , которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189 УК РФ)
В числе предметов преступления находятся следующие. Сырье — это вещества и материалы естественного происхождения, служащие основным компонентом при создании вооружения и военной техники или оружия массового поражения, средств его доставки. Материалы представляют собой компоненты создаваемого вооружения и военной техники или оружия массового поражения, средств его доставки. Они могут быть как… Читать ещё >
Незаконные экспорт из Российской Федерации или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг) , которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189 УК РФ) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Общественная опасность преступления выражается возможности бесконтрольного распространения материалов, технологий, которые приведут к созданию оружия массового поражения у государств, не обладающих ядерным потенциалом и даже у преступных организаций, что грозит непредсказуемыми последствиями для мирового сообщества.
Объектом преступления следует рассматривать установленный законом порядок экспорта или передачи сырья, материалов, оборудования, а равно совершения иных действий предусмотренных в диспозиции ст. 189 УК РФ. Преступление, описанное в ст. 189 УК РФ, не всегда причиняет вред финансовым интересам государства (если все сборы и платежи будут уплачены, но не соблюдены условия оказания услуг). В этом случае будет нанесен ущерб национальной безопасности государства1 или политический вред[1][2], а не экономический.
Непосредственный дополнительный объект — это отношения, обеспечивающие обязательства государства по нераспространению оружия массового поражения[3].
Такие отношения урегулированы Федеральными законами от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеэкономической деятельности», от 19.07.1998 № 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами».
Порядок экспорта регламентируется Указами Президента РФ от 17.12.2011 № 1661 «Об утверждении Списка товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль» и от 08.08.2001 № 1005 «Об утверждении Списка оборудования, материалов и технологий, которые могут быть использованы при создании ракетного оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль».
Положения, содержащиеся в указах Президента, раскрыты в постановлениях Правительства РФ от 07.06.2001 № 447 «Об утверждении Положения об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники» и от 16.04.2001 № 296 «Об утверждении Положения об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении оборудования, материалов и технологий, которые могут быть использованы при создании ракетного оружия». Регламентация рассматриваемых отношений осуществляется и ведомственными нормативными актами, например, приказом Федеральной таможенной службы от 27.03.2012 № 575 «О контроле за экспортом товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль».
Под экспортным контролем понимается комплекс мер, обеспечивающих реализацию федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядка осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов (ст. 1 Федерального закона от 18.07.1999 № 183-ФЗ «Об экспортном контроле»).
Методами, которые используются при экспортном контроле, являются следующие: идентификация контролируемых товаров и технологий, а также определение действующих в отношении таких товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности запретов и ограничений внешнеэкономической деятельности; разрешительный порядок осуществления внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами, предусматривающий лицензирование или иную форму их государственного регулирования; таможенный контроль при совершении таможенных операций в отношении контролируемых товаров и технологий; организация и проведение проверок соблюдения российскими участниками внешнеэкономической деятельности требований, установленных в отношении порядка осуществления внешнеэкономических операций.
Осуществление внешнеэкономической деятельности в военно-технической сфере предполагает выдачу лицензий, если внешнеторговая деятельность связана с выполнением Российской Федерацией международных обязательств, обеспечением безопасности и обороноспособности государства (ст. 19 Федерального закона от 08.12.2003 № 164-ФЗ). Лицензии в свою очередь выдаются на основании результатов государственной экспертизы внешнеэкономической сделки, порядок осуществления проведения такой экспертизы предусмотрен ст. 21, а порядок выдачи лицензии ст. 22 Закона (ст. 24 Закона).
Необходимо отметить, что в ряде случаев решение о выдаче лицензии принимается при участии других заинтересованных органов, таких как Министерство обороны РФ, Министерство иностранных дел РФ, Государственные корпорации («Роскосмос»), «Росатом», заинтересованные органы федеральной власти.
В отдельных случаях ввоз (вывоз) продукции осуществляется исключительно по решению Президента РФ1.
Президент РФ по представлению Правительства РФ утверждает список продукции военного назначения, разрешенной к экспорту с территории РФ, и номенклатуру научно-исследовательских и опытноконструкторских работ в военно-технической области (список № 1) и список государств, в которые разрешен экспорт данной продукции (список № 2)[4][5].
Решением Президента РФ может быть запрещен или ограничен вывоз продукции военного назначения в отдельные государства в целях обеспечения выполнения решений Совета Безопасности ООН о мерах по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности, а также в целях защиты национальных интересов России[6].
Экспорт предметов, в отношении которых установлен экспортный контроль, осуществляется на основе договоров. В договоре (контракте, соглашении), предусматривающем экспорт, могут содержаться обязательные условия, регламентирующие передачу товаров и технологий, таможенный контроль и таможенное оформление, и другие обязательные процедуры[7].
Федеральная таможенная служба в лице своих органов принимает непосредственное участие в организации экспортного контроля предметов, указанных в ст. 189 УК РФ[8].
Экспорт, о котором говорится в ст. 189 УК РФ, будет незаконным, если нарушаются условия внешнеэкономической деятельности, в частности: осуществляются внешнеэкономические операции с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в отношении которых действует экспортный контроль. Это осуществление внешнеэкономической деятельности без лицензий (генеральных лицензий) или разрешений. Экспорт будет незаконным, если осуществляется по просроченным лицензиям, лицензиям, полученным с нарушением установленного порядка, например, по поддельным документам, на основе документов, содержащих недостоверные сведения.
Незаконность экспорта означает и то, что оборудование, материалы, технологии передаются для использования при осуществлении деятельности по созданию ядерных взрывных устройств; для использования ядерных взрывных устройств; если передача противоречит цели нераспространения ядерного оружия, а также при отсутствии в контракте обязательных положений, предусмотренных нормативными актами[9][10].
В числе предметов преступления находятся следующие. Сырье — это вещества и материалы естественного происхождения, служащие основным компонентом при создании вооружения и военной техники или оружия массового поражения, средств его доставки. Материалы представляют собой компоненты создаваемого вооружения и военной техники или оружия массового поражения, средств его доставки. Они могут быть как естественного, так и синтетического происхождения. Оборудование — это специально созданные системы и приспособления, позволяющие перерабатывать исходные компоненты (сырье и материалы) с использованием соответствующих технологий в конечный продукт — вооружение и военную технику или оружие массового поражения, средства его доставки. Под технологиями понимается совокупность специальной информации, которая используется для разработки, производства и применения любого вида вооружения и военной техники или оружия массового поражения, средств его доставки. Научно-техническая информация представляет собой материальные носители информации: о стадиях разработки (проектировании, проектных исследованиях, анализе проектных вариантов, выработке концепций проектирования, сборке и испытании прототипов (опытных образцов)); о стадиях производства (сооружении, изготовлении, интеграции, монтаже (сборке), испытаниях и др.); об использовании (эксплуатации, установке, техобслуживании и т. д.), вооружения и военной техники или оружия массового поражения, средств его доставки. Вооружение и военная техника включает комплексы различных видов оружия и средств обеспечения его боевого применения, в том числе средств доставки, системы наведения, пуска, управления, а также другие специальные технические средства, предназначенные для оснащения вооруженных сил, боеприпасы и их компоненты, запасные части, приборы и комплектующие изделия к приборам, учебное оружие (макеты, тренажеры и имитаторы различных видов вооружения и военной техники).
Объективная сторона преступления содержит следующие признаки, характеризующие поведение виновного: экспорт, передача, выполнение работ, оказание услуг. Прежняя редакция ст. 189 УК РФ не знала таких признаков, как «передача», «незаконное выполнение работ», выделившихся из понятия «экспорт». Указанные изменения в названии ст. 189 УК РФ и в тексте ее отражают различие в характере действий с предметами, подлежащими специальному экспортному контролю, поскольку наряду с понятием «экспорт» употребляются такие понятия, как «сдача в аренду», «временный вывоз», «передача», «деятельность» и другие.
Поскольку понятие «экспорт» говорит о том, что вывоз за границу не требует возвращения на территорию РФ (ст. 2 Федерального закона от 08.12.2003 № 164-ФЗ), можно сказать, что в случае возврата вывозимых оборудования, технологий и прочих предметов следует использовать понятие «передача».
В Положении об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники, сказано, что передача может состоять в раскрытии иностранному лицу контролируемых технологий в форме технической помощи, в том числе путем обучения, оглашения на конференциях, симпозиумах и в ходе других мероприятий. Понятие выполнение работ многомерно и может выражаться в различных действиях. Например, его можно рассматривать как деятельность, характеристика которого включает создание устройств, разработку, проектирование, испытание, эксплуатацию, техническое обслуживание и прочие действия1.
Под оказанием услуг понимается незаконное обучение (повышение квалификации), консультирование, ремонт, модернизация предметов, перечисленных в ст. 189 УК РФ.
Для установления содержания используемых понятий в ст. 189 УК РФ следует обращаться к тезаурусу, имеющемуся в ряде нормативных актов[11][12].
Все вышеуказанные действия совершаются незаконно, т. е. вопреки предусмотренному порядку их совершения, установленному в законах, указах Президента, постановлениях Правительства РФ, иных нормативных актах РФ.
Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной формой вины. Умысел при свершении преступления прямой.
Субъект преступления общий — лицо, достигшее 16-летия. Федеральным законом от 02.11.2013 № 302-ФЗ исключено примечание, согласно которому субъектом преступления являлся лишь специальный субъект. Судебная практика свидетельствует, что преступление совершается специальным субъектом — руководителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем.
В ч. 2 ст. 189 УК РФ предусмотрено отягчающее обстоятельство преступления — группа лиц по предварительному сговору.
В ч. 3 ст. 189 УК РФ предусмотрена ответственность за те же деяния, что в ч. 1 ст. 189 УК РФ, но в отношении предметов, которые могут быть использованы для создания оружия массового поражения и средств его доставки, т. е. ядерного, химического, биологического и токсинного оружия. Под средствами доставки такого оружия понимаются ракеты и беспилотные летательные аппараты, способные доставлять оружие массового поражения (ст. 1 Федерального закона «Об экспортном контроле»).
В диспозиции ст. 189 УК РФ говорится о том, что преступление имеет место при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных ст. 2261 и 275 УК РФ. Это дает основание говорить, что совокупность рассматриваемых преступлений невозможна. Иначе говоря, если имеют место способы перемещения предметов, перечисленных в ст. 189 УК РФ и присущих контрабанде, то деяние подпадает под ст. 2261 УК РФ. Эти преступления отличаются также по месту совершения преступления. Преступления, предусмотренные ст. 189 и 275 УК РФ, могут быть совершены на территории РФ или на территории зарубежного государства (при отсутствии признаков контрабанды).
Невозвращение на территорию Российской Федерации культурных ценностей (ст. 190 УК РФ).
Общественная опасность преступления обусловлена возможностью утраты для народов России культурных ценностей, составляющих неотъемлемую часть культурного наследия созданного предшествующими и живущими поколениями людей.
Объект преступления составляют отношения, определяющие установленный порядок вывоза за пределы территории РФ культурных ценностей, перечисленных в диспозиции ст. 190 УК РФ, и порядок их возвращения в Россию.
Основным нормативным актом, регламентирующим отношения по временному вывозу за пределы России культурных ценностей, является Закон РФ от 15.04.1993 № 4804−1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей». Наряду с этим Законом следует назвать Соглашение о вывозе и ввозе культурных ценностей от 28.09.2001, Положение о временном вывозе из Российской Федерации в целях экспонирования или научного изучения ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации и государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации (утверждено постановлением Правительства РФ от 28.11.2002 № 844), приказ Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия от 14.03.2008 № 117 «О перечне культурных ценностей, подпадающих под действие Закона Российской Федерации от 15 апреля 1993 г. № 4804−1"О вывозе и ввозе культурных ценностей», и документации оформляемой на право их вывоза с территории Российской Федерации".
Предмет преступления — культурные ценности. Для характеристики понятия обратимся к Закону РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей». Перечень предметов, которые определены как «культурные ценности, пространен, в нем мы находим и исторические, и художественные, и археологические ценности. Они подробно перечислены в ст. 7 Закона.
Культурные ценности составляют: исторические ценности, в том числе связанные с историческими событиями в жизни народов, развитием общества и государства, историей науки и техники, а также относящиеся к жизни и деятельности выдающихся личностей (государственных, политических, общественных деятелей, мыслителей, деятелей науки, литературы, искусства); предметы и их фрагменты, полученные в результате археологических раскопок; художественные ценности, в том числе: картины и рисунки целиком ручной работы на любой основе и из любых материалов; оригинальные скульптурные произведения из любых материалов, в том числе барельефы; оригинальные художественные композиции и монтажи из любых материалов; художественно оформленные предметы культового назначения, в частности иконы; гравюры, эстампы, литографии и их оригинальные печатные формы и другие.
Применительно к преступлению следует говорить о предметах, указанных в ст. 27 Закона, т. е. тех, которые вывозятся с обязательством их обратного ввоза на территорию РФ.
К ним принадлежат культурные ценности, не подлежащие вывозу с территории РФ (имеется в виду вывоз без обратного ввоза). Перечень этих культурных ценностей в общем виде дается в ст. 9 Закона: движимые предметы, представляющие историческую, художественную, научную или иную культурную ценность и отнесенные в соответствии с действующим законодательством к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, независимо от времени их создания; движимые предметы, независимо от времени их создания, охраняемые государством и внесенные в охранные списки и реестры в порядке, установленном законодательством РФ; культурные ценности, постоянно хранящиеся в государственных и муниципальных музеях, архивах, библиотеках, других государственных хранилищах культурных ценностей Российской Федерации. По решению уполномоченных государственных органов данное правило может быть распространено на иные музеи, архивы, библиотеки; культурные ценности, созданные более 100 лет назад, если иное не предусмотрено законом.
Вывоз их осуществляется для организации выставок; для осуществления реставрационных работ и научных исследований; в связи с театральной, концертной и иной артистической деятельностью; в иных необходимых случаях. Причем вывоз не распространяется на движимые предметы, представляющие историческую, художественную, научную или иную культурную ценность и отнесенные в соответствии с действующим законодательством к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, независимо от времени их создания.
Временный вывоз культурных ценностей осуществляется музеями, архивами, библиотеками, другими юридическими, а также физическими лицами. Свидетельство на право вывоза культурных ценностей дает Министерство культуры РФ1. В отдельных случаях требуется разрешение Федерального архивного агентства[13][14] или иных органов исполнительной власти, в ведении которых находится учреждение, ходатайствующее о временном вывозе культурных ценностей.
Вывозимые культурные ценности подлежат экспертизе. Экспертное заключение (в письменной форме) выносится на основе всестороннего анализа культурных ценностей с определением их подлинности, авторства, наименования, времени и места создания, состояния сохранности и прочих сведений о предмете экспертизы. Оно содержит выводы относительно возможности или невозможности временного вывоза.
Необходимым документом, дающим право вывоза культурных ценностей, является договор с принимающей стороной о целях и условиях временного вывоза культурных ценностей, документы, дающие гарантии принимающей стороны, обеспечивающие страховые риски. Кроме того заключается договор стороны, ходатайствующей о временном вывозе, и Министерства культуры РФ.
Объективная сторона преступления выражается в невозвращении вывезенных культурных ценностей на территорию РФ в установленный срок. Это срок определен в договоре и других документах (свидетельстве). Невозвращение предполагает, что культурные ценности не были возвращены без уважительных на то причин, если отсутствовали так называемые «фосмажорные» обстоятельства: стихийные бедствия, военные действия, решения властей принимающей стороны и пр. В большинстве работ авторы указывают на формальный состав преступления, хотя есть исключения1.
Преступление, как нам представляется, окончено с момента истечения срока, установленного для возвращения культурных ценностей из-за границы при отсутствии препятствий для такого возвращения. Л. Клебановым высказана мысль о длящемся характере преступления. Автор полагает, что преступление только начинается с момента истечения срока возврата культурных ценностей и длится на стадии оконченного преступления до момента привлечения лица к уголовной ответственности или исполнения условий договора, т. е. возврата культурных ценностей после установленного срока[15][16]. Что касается обязанности возвратить культурные ценности, то она лежит в плоскости не уголовноправовых отношений и в случае уничтожения этих ценностей не будет выполнена в принципе.
Субъективная сторона преступления выражается в прямом умысле на невозвращение культурных ценностей лицом, в обязанности которого входит обеспечение такого возвращения.
Субъектом преступления является лицо, достигшее 16 лет, с которым заключался договор. Таким лицом может быть собственник культурных ценностей. Субъектом преступления может быть представитель учреждения, осуществлявшего вывоз предметов культурного наследия (ценностей). Не исключено, что таким лицом явится должностное лицо.
Рассматриваемое преступление следует отличать от контрабанды, предусмотренной ст. 2261 УК РФ. Контрабанда предполагает, что предметы контрабанды вывозятся без разрешения. Преступление следует отличать от хищения, при котором виновное лицо с корыстной целью завладевает предметом в той или иной форме в своих интересах или интересах третьих лиц. Если за пределами территории РФ виновный совершает хищение предмета преступления, что исключает возможность возвращения его на территорию РФ, то в его деянии содержится два преступления: хищение и невозвращение на территорию РФ культурных ценностей[17].
Уклонение от уплаты таможенных платежей (ст. 194 УК РФ).
Общественная опасность преступления заключается в потерях, которые несет доходная часть бюджета РФ и стран Евразийского экономического союза от неуплаты таможенных платежей1.
Объектом уклонения от уплаты таможенных платежей являются отношения, складывающиеся в сфере таможенного регулирования экономической деятельности по поводу перемещения товаров и уплаты таможенных платежей.
Предметом преступления являются денежные средства, поступающие в виде таможенных платежей[18][19].
Предмет преступления составляют денежные средства, поступающие в бюджет через механизм таможенных платежей. Согласно ст. 70 Таможенного кодекса Таможенного союза[20] (далее — ТК ТС) видами таможенных платежей являются: ввозная таможенная пошлина; вывозная таможенная пошлина; налог на добавленную стоимость (НДС), взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза; акциз (акцизы), взимаемый (взимаемые) при ввозе товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза[21]; таможенные сборы.
Базовыми законами, определяющими вид таможенного платежа и порядок расчета его величины, являются ТКТС, Закон РФ от 21.05.1993 № 5003−1 «О таможенном тарифе», НК РФ.
Порядок уплаты ввозных и вывозных пошлин регламентируется в ТК ТС, порядок уплаты акцизов и НДС — в НК РФ. Особенности налогообложения подакцизных товаров при перемещении их через таможенную границу РФ предусмотрены в ст. 185 НК РФ, а особенности налогообложения НДС — в ст. 151 НК РФ.
Виды и ставки таможенных сборов устанавливаются законодательством государств — членов Евразийского экономического союза.
Помимо названных видов таможенных платежей могут уплачиваться и иные их виды, в частности разновидности таможенных сборов. Виды и ставки таможенных сборов устанавливаются законодательством государств — членов Евразийского экономического союза.
Таможенные пошлины, налоги не уплачиваются: при помещении товаров под таможенные процедуры, не предусматривающие такую уплату, при соблюдении условий соответствующей таможенной процедуры и иных случаях предусмотренных п. 3 ст. 80 ТК ТС.
Если осуществляется незаконное перемещение товаров1, то лица обязаны осуществить уплату таможенных платежей (ст. 81 ТК ТС). При незаконном перемещении товаров через таможенную границу сроком уплаты таможенных пошлин, налогов считается день пересечения товарами таможенной границы, а если этот день не установлен, — день выявления факта незаконного перемещения товаров через таможенную границу.
Если имело место недостоверное декларирование, то сроком уплаты таможенных пошлин, налогов считается день регистрации таможенным органом таможенной декларации, поданной для помещения товаров под таможенную процедуру, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита.
Если определить сумму подлежащую уплате таможенных пошлин, налогов невозможно она определяется исходя из наибольшей величины ставок таможенных пошлин, налогов, а также количества и (или) стоимости товаров, которые могут быть определены на основании имеющихся сведений.
Товары, помещаемые под ту или иную таможенную процедуру, подлежат декларированию (ст. 179 ТК ТС). Декларация может быть подана в электронном виде. В декларации должны содержаться сведения, необходимые для взимания таможенных платежей, налогов (ст. 180 ТК ТС).
Таможенные платежи взимаются в случаях, прямо предусмотренных ТК ТС, взимание таможенных платежей либо освобождение от их уплаты зависит от вида таможенной процедуры, применяемой в отношении товара.
Физические лица, перемещающие товары через таможенную границу Евразийского экономического союза обязаны уплачивать таможенные платежи и налоги, за исключением перемещения товаров определенных в Соглашении Правительств России, Беларуси и Казахстана[22][23].
Судебная и следственная практика свидетельствует, что уголовные дела возбуждаются в связи уклонением от уплаты ввозной или вывозной таможенных пошлин, от уплаты акциза или НДС при ввозе товаров на территорию РФ и вывозе с территории РФ. Статья 194 УК РФ практически не применялась при уклонении от уплаты таможенных сборов, не связанных с перемещением товаров через таможенную границу1.
Объективная сторона преступления в ст. 194 УК РФ определена как уклонение от уплаты таможенных платежей.
В уголовно-правовой литературе понятие «уклонение» и его содержательная сторона определялись, хотя и не всегда одинаково, но смысл понятия передавался однозначно. «Уклонение, — пишет Т. В. Пинкевич, — это невыполнение требования таможенного органа об уплате таможенных платежей в сроки, определенные таможенным законодательством…»[24][25] Совершая преступление, виновный не выполняет правовую обязанность, закрепленную в таможенном и налоговом законодательстве. При этом применяются активные способы поведения, направленные на избежание уплаты таможенных платежей. А. П. Кузнецов относит к уклонению от уплаты таможенных платежей совершение действий, направленных на неправомерное освобождение от таможенных платежей или их занижение либо направленных на необоснованный возврат уплаченных таможенных платежей, а равно неуплату таможенных платежей в установленные сроки при реальной возможности их уплаты[26]. Уклонение от уплаты главным образом осуществляется при перемещении товаров через таможенную границу при импорте и экспорте товаров, где способом уклонения от уплаты платежей является недостоверное декларирование товаров и таможенной стоимости товаров, однако не исключаются и иные способы.
Представление о видах (способах) уклонения от уплаты таможенных платежей дает обращение к ст. 16.1—16.4, 16.17, 16.19, 16.20 КоАП РФ.
Профессор Н. А. Лопашенко в авторском комментарии пишет, что уклонение может выражаться в прямом отказе от уплаты, использовании прикрытия экспорта и импорта товаров перемещением их по транзиту, перемене места жительства и др.[27]
Результатом уклонения от уплаты таможенных платежей должно быть неисполнение обязанности по уплате платежей к установленному сроку и в размере, указанном в примечании к ст. 194 УК РФ. Они составляют следующие суммы: крупный размер, если сумма неуплаченных таможенных платежей за товары, перемещенные через таможенную границу Евразийского экономического союза, в том числе в одной или нескольких товарных партиях, превышает 2 млн руб., а особо крупный размер превышает 6 млн руб.
В литературе высказывалось мнение о том, что по ст. 194 УК РФ следует квалифицировать действия лиц, направленные на возврат уплаченных платежей, получение выплат и иных возмещений1. Законодательство о налогах и сборах предусматривает возврат или зачет сумм, уплаченных в виде акциза или НДС, исходя из наличия либо отсутствия у налогоплательщиков недоимок и пени, а также цели самих налогоплательщиков, если таковых задолженностей нет. Поэтому, как верно пишут А. А. Сапожков и В. Ф. Шепельков[28][29], в случае, если цель состоит в получении налоговых «послаблений», то содеянное следует квалифицировать по ст. 198 или 199 УК РФ. Если же умысел лиц направлен на получение из бюджета денежных средств, то содеянное следует квалифицировать по ст. 159 УК РФ.
Квалификация по ст. 194 УК РФ возможна, если налогоплательщик, уплативший акциз при ввозе товара на территорию РФ, представляет в налоговый орган недостоверные данные, свидетельствующие о возможности применения вычетов, и эти вычеты зачитываются в счет последующих платежей по акцизу. Если вычеты по акцизу относятся на расходы, принимаемые при исчислении налога на прибыль (п. 1 ст. 199, ст. 203 НК РФ), то правильнее применить ст. 199 УК РФ, поскольку налог на прибыль не является таможенным платежом. Статья 194 УК РФ может быть применена, если неправомерные действия привели к зачету по налогам, пени и налоговым санкциям за счет вычета сумм НДС, уплаченных налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию (ст. 171 НК РФ).
Если виновное лицо незаконно возвращает уплаченные в связи с перемещением на таможенную территорию суммы акцизов или НДС, то есть основания квалифицировать такие действия как хищение по ст. 159 УК РФ, поскольку средства возвращаются из бюджета, и следовательно, являются собственностью государства[30]. Таким образом, квалификация незаконных действий, направленных на уклонение от уплаты таможенных платежей или возмещение сумм, уплаченных в виде таких платежей, возможна по различным статьям УК РФ в зависимости от ряда обстоятельств. Назовем наиболее существенные: уплачивались ли реально такие платежи; происходит ли реальный возврат сумм или уплаченные суммы, подлежащие налоговым вычетам, зачитываются в счет последующих платежей либо идут на погашение задолженности перед бюджетом; на счет каких объектов налогообложения отнесены суммы налогов (платежей), которые в последующем возмещаются.
Состав преступления, предусмотренный ст. 194 УК РФ, сконструирован как материальный, здесь обнаруживается сходство с составами налоговых преступлений. «Момент окончания преступления связан с наступлением конкретных вредных последствий — неполучением федеральным бюджетом таможенных платежей в крупном размере и в установленный законом срок»1.
В случае незаконного перемещения товаров через таможенную границу с недостоверным декларированием сроком уплаты таможенных пошлин, налогов считается день регистрации таможенным органом таможенной декларации, поданной для помещения товаров под таможенную процедуру, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита (ст. 81 ТК ТС). Этот день и следует считать днем совершения преступления.
ТК ТС предусмотрены и иные сроки уплаты таможенных платежей и налогов, так, например, они указаны в ст. 81, 161, 166, 172, 197, 211, 214, 227, 228, 237, 250, 261, 274, 283, 290, 300, 306, 344 и 360 Кодекса.
Субъективная сторона преступления выражается в умышленной форме вины. Практически все специалисты считают, что единственно возможным для уклонения от уплаты таможенных платежей является прямой умысел[31][32]. Для прямого умысла характерно осознание общественной опасности уклонения от уплаты таможенных платежей, предвидение того, что в результате совершения действий, направленных на уклонение от обязанности уплатить таможенные платежи, суммы денежных средств не будут уплачены. Виновное лицо желает действовать таким образом.
Субъектом преступления является плательщик таможенных пошлин и налогов. К таким лицам ТК ТС относит декларантов и иных лиц, на которых таможенным законодательством возлагается обязанность уплачивать таможенные пошлины и налоги. ТН ТС предусмотрел обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу у лиц, незаконно перемещающих товары, лиц, участвующих в незаконном перемещении, если они знали или должны были знать о незаконности такого перемещения, а при ввозе товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза — также у лиц, которые приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные товары, если в момент приобретения они знали или должны были знать о незаконности ввоза (п. 2 ст. 81 ТК ТС). С позиции доктрины уголовного права уголовная ответственность упомянутых лиц не вызывает сомнения, сложнее определить, в качестве кого они ее понесут — исполнителей или соучастников. Представляется, что лица, участвовавшие в перемещении товаров наряду с декларантом, должны признаваться соучастниками преступления. Юридическим основанием такого подхода является положение, сформулированное в ч. 4 ст. 34 УК РФ.
Если на лице, приобретшем товары и знавшем о незаконности ввоза их на таможенную территорию РФ, лежит обязанность уплаты таможенных платежей, и оно эту обязанность не исполняет, его следует считать исполнителем преступления.
Согласно ст. 186 ТК ТС декларантом является лицо государства Евразийского экономического союза, заключившее внешнеэкономическую сделку либо от имени (по поручению) которого эта сделка заключена; имеющее право владения, пользования и (или) распоряжения товарами — при отсутствии внешнеэкономической сделки; физическое лицо, перемещающее товары для личного пользования; лицо, пользующееся таможенными льготами в соответствии с гл. 45 ТК ТС; организация, имеющая представительство, созданное на территории государства — члена, в установленном порядке, — при заявлении таможенных процедур временного ввоза, реэкспорта, а также таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления только в отношении товаров, ввозимых для собственных нужд таких представительств; лицо, имеющее право распоряжаться товарами не в рамках сделки, одной из сторон которой выступает лицо государства — члена Евразийского экономического союза.
Помимо декларанта обязанность в определенных ТК ТС случаях возлагается на таможенного представителя, таможенного перевозчика, владельца склада временного хранения, владельца таможенного склада, владельца магазина беспошлинной торговли.
Основания возникновения обязанности уплаты таможенных платежей для этих юридических лиц различны. Так, например, основания уплаты таможенных платежей для таможенного перевозчика и для владельца склада временного хранения предусмотрена в ст. 172 ТК ТС.
Естественно уголовная ответственность возможна лишь для физических лиц, поэтому ответственность наступает для тех физических лиц, которые представляли интересы организации и на которых возложена обязанность совершать действия по уплате таможенных платежей.
Часть 2 ст. 194 УК РФ содержит два отягчающих наказание обстоятельства совершения преступления: а) группой лиц; б) в особо крупном размере. Понятие особо крупного размера содержится, как уже было отмечено, в примечании к ст. 194 УК РФ.
Что касается группы лиц (определение которой содержится в ч. 2 ст. 35 УК РФ), хотелось заметить следующее. Если исходить из доктрины уголовного права, группу лиц должны образовывать специальные субъекты (если норма права предусматривает ответственность специального субъекта). По мнению профессора Б. Волженкина, группа лиц возможна, если в нее входят не только декларанты, а и другие лица, принявшие участие в выполнении объективной стороны преступления. Преступление имеет определенное сходство с преступлением, предусмотренным ст. 199 УК РФ1. В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 № 64 «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления» дается рекомендация по квалификации совершенного преступления группой лиц. Если следовать ей, то группа лиц будет иметь место, если ее образуют лица подписывающие документы, представляемые для уплаты таможенных платежей от имени юридического лица (таможенного брокера). Указанные лица должны заранее договориться о совместном совершении действий, направленных на уклонение от уплаты таможенных платежей.
В ч. 3 ст. 194 УК РФ закреплены особо отягчающие обстоятельства совершения преступления: а) должностным лицом с использованием своего служебного положения; б) с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль.
В свое время эти признаки разъяснялись в ныне утратившем силу постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27.05.2008 № 6 «О судебной практике по делам о контрабанде». В п. 17 постановления указывалось, что «контрабанда, совершенная должностным лицом с использованием своего служебного положения, не требует дополнительной квалификации по ст. 285 УК РФ». В п. 18 этого же постановления характеризовалось насилие к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль. Под ним понималось любое физическое воздействие (например, нанесение ударов, связывание) совершаемое с целью принудить его не препятствовать незаконному перемещению товаров или иных предметов через таможенную границу РФ.
Причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего[33][34], а также его убийство не охватывается ч. 3 ст. 194 УК РФ и требует квалификации по совокупности преступлений.
Особо квалифицированный состав (ч. 4 ст. 194 УК РФ) предусматривает совершение преступления, предусмотренного ч. 1, 2 или 3, организованной группой.
- [1] На данное свойство преступления не единожды указывалось в научной литературе. См., например: Яни П. С. Уголовная ответственность за таможенные нарушения //Закон. 1995. № 3. С. 92.
- [2] См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / под ред.В. Т. Томина, В. В. Сверчкова. 6-е изд. М., 2010. С. 667.
- [3] В научной и учебной литературе по уголовному праву встречаются и иные точкизрения, в частности, отмеченный объект считается основным. См., например: Уголовный кодекс Российской Федерации: научно-практ. комментарий / под ред. Л. Л. Кругликова и Э. С. Тенчова. Ярославль, 1994.
- [4] См., например: Положение о комиссии по вопросам военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами: утверждено УказомПрезидента РФ от 10.09.2005 № 1062.
- [5] См.: Список оборудования, материалов и технологий, которые могут быть использованы при создании ракетного оружия и в отношении которых установлен экспортныйконтроль: утвержден Указом Президента РФ от 08.08.2001 № 1005.
- [6] Указ Президента РФ от 18.02.1993 № 235 «О порядке введения эмбарго на поставкувооружения и военной техники, оказание услуг военно-технического характера, а такжена поставку сырья, материалов, оборудования и передачу технологии военного и двойного назначения зарубежным государствам, в том числе участникам СНГ»
- [7] См.: Положение об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении оборудования и материалов двойного назначения, а также соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях: утверждено постановлением Правительства РФ от 14.06.2001 № 462; Положение об осуществлении контроляза внешнеэкономической деятельностью в отношении товаров и технологий двойногоназначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военнойтехники: утверждено постановлением Правительства от 07.06.2001 № 447.
- [8] См.: Приказ ГТК РФ от 23.05.1996 № 315 «О контроле за ввозом в РоссийскуюФедерацию и вывозом из Российской Федерации химикатов, оборудования и технологий, которые могут быть использованы при создании химического оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль, а также оборудования, материалов О
- [9] О двойного назначения и соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях, в отношении которых осуществляется экспортный контроль».
- [10] Возможны и другие нарушения, которые могут быть отнесены к незаконному экспорту. См.: Российское уголовное право: курс лекций. Т. 4. Преступления в сфере экономики / под ред. А. И. Коробеева. Владивосток, 2000. С. 353.
- [11] См.: Положение об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении оборудования и материалов двойного назначения, а также соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях: утверждено постановлениемПравительства РФ от 14.06.2001 № 462.
- [12] См., например: Приказ ФТС России от 10.10.2007 № 1242 «О контроле за вывозоммикроорганизмов, токсинов, оборудования и технологий, подлежащих экспортномуконтролю, и ввозом микроорганизмов и токсинов, подлежащих экспортному контролю».
- [13] См.: Положение о Министерстве культуры Российской Федерации: утвержденопостановлением Правительства РФ от 20.07.2011 № 590.
- [14] См.: Положение о Федеральном архивном агентстве: утверждено Указом Президента РФ от 22.06.2016 № 293.
- [15] См.: Клебанов Л. Преступление, предусмотренное ст. 190 УК РФ // Законность.2009. № 6. С. 17. Автор полагает, что в результате совершения преступления собственник или иной законный владелец утрачивает часть материальных ценностей вследствиепротивозаконного изъятия, уничтожения или повреждения.
- [16] См.: Клебанов Л. Вреди и место невозвращения на территорию России предметовхудожественного, исторического и археологического достояния // Уголовное право.2009. № 4. С. 25—26. Представляется, что автор путает обязанность возвратить культурные ценности из-за границы с обязанностью понести уголовную ответственностьза совершенное преступление. Вопрос о длящихся и продолжаемых преступлениях применительно к экономическим преступлениям см.: Тюнин В. И. О «длящихся» и «продолжаемых» преступлениях в сфере экономической деятельности // Журнал российскогоправа. 2001. № 1. С. 44—48.
- [17] См.: Волженкин Б. В. Преступления в сфере экономической деятельности по уголовному праву России. СПб.: Юридический центр Пресс, 2007. С. 590.
- [18] За восемь месяцев 2017 г. сумма доходов федерального бюджета, администрируемых таможенными органами, составила 2845,8 млрд руб. Субъекты, обязанные уплачивать таможенные пошлины и сборы, указывают в платежном документе реквизитысчета 40 101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации». Администратором данных доходовявляется Федеральная таможенная служба.
- [19] Не следует путать предмет преступления с объектами обложения таможеннымипошлинами и налогами, в качестве которых выступают товары, перемещаемые черезтаможенную границу (ст. 75 ТК ТС).
- [20] Приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государствот 27.11.2009 № 17. Документ утрачивает силу с даты вступления в силу Договорао Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11.04.2017.
- [21] В соответствии со ст. 13 НК РФ, перечисленные таможенные платежи отнесенык федеральным налогам и сборам.
- [22] Незаконное перемещение товаров через таможенную границу — перемещениетоваров через таможенную границу вне установленных мест или в неустановленноевремя работы таможенных органов в этих местах, либо с сокрытием от таможенногоконтроля, либо с недостоверным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средствидентификации, равно как и покушение на такое перемещение (п. 19 ст. 4 ТК ТС).
- [23] См.: Соглашение от 18.06.2010 «О порядке перемещения физическими лицамитоваров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союзаи совершения таможенных операций, связанных с их выпуском».
- [24] Не случайно А. Чучаев и С. Иванова предлагали законодательно определить видыплатежей, уклонение от уплаты которых должно влечь ответственность по ст. 194 УК РФ.См.: Проблемы ответственности за уклонение от уплаты таможенных платежей // Уголовное право. 1998. № 2. С. 18.
- [25] Пинкевич Т. В. Преступления в сфере экономической деятельности. Уголовно-правовая характеристика, система, особенности квалификации. Ставрополь, 2000. С. 190.
- [26] Кузнецов А. П. Ответственность за таможенные преступления: учеб, пособие.Н. Новгород, 2000. С. 81.
- [27] Лопашенко Н. А. Преступления в сфере экономики. М., 2006. С. 383.
- [28] Михайлов В. И., Федоров А. В. Таможенные преступления. СПб., 1999. С. 111.
- [29] См.: Данилова Н. А. и др. Методические рекомендации по противодействию незаконному возмещению экспортерам налога на добавленную стоимость. СПб., 2002.С. 25—26.
- [30] Милякина Е. В. Квалификация покушения на мошенничество при возмещениина добавленную стоимость // Российская юстиция. 2014. № 11. С. 39.
- [31] Гильмутдинова Н. С., Ларичев В. Д. Проблемы совершенствования уголовногозаконодательства за уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица // Государство и право. 2001. № 6. С. 44.
- [32] Там же. С. 45; Душкин С. Уклонение от уплаты таможенных платежей // Законность. 1998. № 2. С. 46.
- [33] См.: Волженкин Б. Преступления в сфере экономической деятельности по уголовному праву России. СПб.: Юридический цент Пресс, 2007. С. 599.
- [34] По мнению Н. А. Лопашенко, применение насилия к лицу, осуществляющемутаможенный или пограничный контроль повлекшее причинение тяжкого вреда здоровью должно квалифицироваться по п. «а» ч. 3 ст. 194 УК РФ и п. «а» ч. 2 ст. 111 УК РФ.См.: Лопашенко Н. А. Преступления в сфере экономической деятельности: теоретический и прикладной анализ: монография. М.: Юрлитинформ, 2015. Ч. 2. С. 909.