Система судебных инстанций
В состав таких судов входил судья — pradvivaka или dharmadhyaksa. Слово «прадвивака» состояло из следующих частей: prad — «тот, кто задает вопросы тяжущимся»; vivaka — «тот, кто расспрашивает и исследует истину». Помимо судьи, в состав суда входили писарь — lekhaka и пристав — svapurusa. Следующей, третьей по счету, инстанцией следует признать суд apratisthita, т. е. разъездной суд со специально… Читать ещё >
Система судебных инстанций (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Организация суда имела несколько инстанций. Первой и самой высшей был царский суд (sastrita) в составе царя и нескольких его советников, как правило, из числа брахманов (Many. VIII. 1). Второй инстанцией был «суд Брахмы» (Там же. VIII. 10), который состоял из ученого брахмана, назначенного царем главным судьей, и трех его помощников, тоже брахманов. Этот суд назначался в отсутствие царя. Сам царь обязан был судить суд ежедневно.
Иначе суд Брахмы назывался mudrita или «коронным», поскольку судьи в него назначались с правом произнесения приговора, по силе равного царскому приговору. В этом суде употреблялась царская печать. Таким образом, высшие инстанции суда разделялись по функциональному, а не иерархическому признаку.
В состав суда Брахмы, как мы сказали выше, входило три жреца. Шастры говорят, что для познания дхармы необходимо по крайне мере три брахмана, знающих Веды (Там же. XII. 111). Поэтому мы можем заключить, что первый брахман, входивший в состав суда Брахмы, был специалистом по Ригведе, второй — в Яджурведе, третий — в Самаведе. Иначе говоря, один из них был логиком, второй — теологом (специалистом в ритуале), третий — этимологом. Нарада также предъявляла особые требования к личности судьи: «Судья должен быть знатоком всех 18 отделов права, их 8000 подразделов; он должен быть искусен в логике, знать Веды и смрити [божественные откровения]. Как врач при помощи хирургических инструментов извлекает из тела стальной дротик, так и судья должен [извлечь истину] из судебного спора, отсеивая ложь и обман» (Нарада. II. 14). Очевидно, председательствующий, четвертый брахман, и был тем лицом, который соответствовал вышеприведенным требованиям Нарады.
Следующей, третьей по счету, инстанцией следует признать суд apratisthita, т. е. разъездной суд со специально назначенным царским чиновником во главе.
Последней, четвертой, инстанцией называют суд pratisthita — или городской суд, существовавший в каждом городе.
В состав таких судов входил судья — pradvivaka или dharmadhyaksa. Слово «прадвивака» состояло из следующих частей: prad — «тот, кто задает вопросы тяжущимся»; vivaka — «тот, кто расспрашивает и исследует истину» [Капе, 1938, v. 3, р. 271]. Помимо судьи, в состав суда входили писарь — lekhaka и пристав — svapurusa.
Кроме этой системы общих судов, в Древней Индии существовали специальные суды с остатками былой народной самодеятельности: kulami — деревенский совет, впоследствии замененный панчаятом, sreni — суд цеха или корпорации (товарищества), puga или gana — остаток былого родового суда.