Рассмотрение дела об административном правонарушении
Порядок рассмотрения дела представляет собой совершение определенных процессуальных действий в логической последовательности. Прежде всего, объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности. Далее устанавливается факт явки всех лиц, участвующих в рассмотрении дела, проверяются полномочия законных… Читать ещё >
Рассмотрение дела об административном правонарушении (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Рассмотрение дела — наиболее важная стадия производства по делу об административном правонарушении, так как ее задачей является проверка, юридическая оценка всех обстоятельств дела и принятие по нему решения. На подготовительном этапе, прежде чем перейти к непосредственному рассмотрению дела, судья, орган, должностное лицо выясняют:
- — относится ли рассмотрение данного дела к их компетенции;
- — имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом;
- — правильно ли составлен протокол об административном правонарушении и иные материалы;
- — имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу;
- — достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу;
- — имеются ли ходатайства и отводы.
При наличии оснований, указывающих на заинтересованность судьи, члена коллегиального органа, должностного лица в исходе дела, указанные лица не допускаются к процессу. В качестве таких обстоятельств выступают:
- — родственные связи указанных субъектов с лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшим, законным представителем физического или юридического лица, защитником или представителем (родственники — супруги, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки и иные лица, состоящие в родстве);
- — личная заинтересованность в разрешении дела.
При этих обстоятельствах судья, должностное лицо обязаны заявить самоотвод либо лицо, привлекаемое к ответственности, потерпевший, законный представитель физического или юридического лица, защитник, представитель, прокурор вправе заявить им отвод. Заявления о самоотводе (отводе) подаются председателю соответствующего суда, руководителю коллегиального органа, вышестоящему должностному лицу, которые и выносят определение о его удовлетворении либо об отказе.
При подготовке к рассмотрению дела разрешаются некоторые вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение:
- — о назначении времени и места рассмотрения дела;
- — о вызове необходимых лиц, об истребовании дополнительных материалов по делу, о назначении экспертиз;
- — об отложении рассмотрения дела;
- — о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела на исправление;
- — о передаче материалов дела по подведомственности;
- — о приводе лиц, указанных в ст. 27.15 КоАП РФ.
При наличии обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, может быть вынесено постановление о прекращении производства по делу.
Дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения; в случае ходатайства лица, в отношении которого ведется производство — по месту его жительства; при административном расследовании — по месту нахождения органа, проводившего расследование. Дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, а также предусмотренных ст. 5.33 (невыполнение работодателем или его представителем обязательств по соглашению, достигнутому в результате примирительной процедуры, субъектами которых являются несовершеннолетние), 5.34 (увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки), 6.10 (вовлечение несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ), 20.22 (появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств и психотропных веществ в общественных местах), рассматриваются по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу. Дело об административном правонарушении, влекущем лишение права управления транспортным средством, может быть рассмотрено по месту его учета.
Дело рассматривается в 15-дневный срок со дня получения правомочным органом, должностным лицом протокола об административном правонарушении и иных материалов, а правомочным судьей — в двухмесячный срок; если правонарушение влечет административный арест либо административное выдворение — в день получения материалов, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, — не позднее 48 часов с момента его задержания.
Данные сроки по ходатайству участников производства либо при необходимости дополнительного выяснения обстоятельств дела на основании мотивированного определения лица, рассматривающего дело, могут продлеваться на один месяц.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.1—5.25, 5.45—5.52 КоАП РФ (нарушение законодательства о проведении выборов), рассматриваются в пятидневный срок со дня получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела (продление срока не допускается).
При назначении наказания в виде административного приостановления деятельности и применении временного запрета деятельности, дело рассматривается не позднее семи суток с момента фактического прекращения деятельности предприятия (учреждения).
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.15.1 КоАП РФ, рассматриваются в 10-дневный срок со дня получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела (продление срока не допускается).
Порядок рассмотрения дела представляет собой совершение определенных процессуальных действий в логической последовательности. Прежде всего, объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности. Далее устанавливается факт явки всех лиц, участвующих в рассмотрении дела, проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя. Выясняется, извещены ли участники производства по делу, а также причины их неявки, принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела. Участникам разъясняются их права и обязанности, рассматриваются отводы и ходатайства.
Рассмотрение дела может быть отложено на основании определения в случае:
- — поступления заявления о самоотводе или отводе лиц, рассматривающих дело;
- — отвода специалиста, эксперта или переводчика;
- — необходимости явки лица, участвующего в рассмотрении дела;
- — истребования дополнительных материалов по делу или назначения экспертизы;
— необходимости осуществления привода лица, участие которого признается обязательным, или при передаче дела на рассмотрение по подведомственности в соответствии со ст. 29.5 КоАП РФ.
При продолжении рассмотрения дела оглашается протокол об административном правонарушении и иные материалы дела. Заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство, показания других лиц, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, заслушивается заключение прокурора, чем обеспечивается открытость, состязательность и гласность производства по делу.
О рассмотрении дела коллегиальным органом составляется протокол, где отражаются совершенные процессуальные действия и указываются: дата и место рассмотрения дела; наименование и состав коллегиального органа; событие правонарушения; сведения о явке лиц; отводы, ходатайства и результаты их рассмотрения; объяснения, показания, пояснения и заключения лиц, участвующих в рассмотрении дела; исследованные документы.
По результатам рассмотрения дела может быть вынесено постановление:
- 1) о назначении административного наказания (виновность лица доказана; нет обстоятельств, исключающих административную ответственность; отсутствуют основания для освобождения виновного);
- 2) о прекращении производства по делу об административном правонарушении (имеется хотя бы одно из обстоятельств, исключающих производство по делу — ст. 24.5 КоАП РФ; объявлено устное замечание — ст. 2.9 КоАП РФ; прекращено производство по делу при его передаче прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания, когда в действиях содержатся признаки преступления).
В постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны: должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление; дата и место рассмотрения дела; сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело; обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; норма (пункт, часть, статья) КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность, либо основания прекращения производства по делу; мотивированное решение по делу; срок и порядок обжалования постановления; размер имущественного ущерба, сроки и порядок его возмещения.
В постановлении должны быть также решены вопросы об изъятых вещах и документа, а также о вещах, на которые наложен арест. При этом:
1) вещи и документы, не изъятые из оборота, подлежат возвращению законному владельцу, а при не установлении его передаются в собственность государства в соответствии с законодательством;
- 2) вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению;
- 3) документы, являющиеся вещественными доказательствами, остаются в деле на срок его хранения либо передаются заинтересованным лицам;
- 4) изъятые ордена, медали, нагрудные знаки к почетным званиям РФ, РСФСР, СССР подлежат возврату их законному владельцу, а если он не известен, направляются в Администрацию Президента России.
По результатам рассмотрения дела может быть вынесено определение:
- — о передаче дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным назначать административные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия;
- — о передаче дела на рассмотрение по подведомственности, если рассмотрение дела не относится к компетенции рассмотревших его судьи, органа, должностного лица.
В определении по делу указываются: должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, его вынесших; дата и место рассмотрения заявления, ходатайства, иных материалов; сведения о лице, подавшем заявление, ходатайство либо в отношении которого рассмотрены материалы дела; содержание заявления, ходатайства; обстоятельства, установленные при рассмотрении заявления, ходатайства, материалов дела; принятые по ним решения.
При установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, лица, рассматривающие дело, обязаны внести в соответствующие организации представление о принятии мер по их устранению. Данные представления имеют силу частного судебного определения. Содержащиеся в нем выводы, должны основываться на материалах дела и подтверждаться доказательствами, на что адресаты обязаны в течение месяца сообщить инициатору о принятых мерах.