Документ о принадлежности права
В развитие предыдущего тезиса обыкновенно утверждают, что ценная бумага определяет того, кому она принадлежит, т. е. указывает личность обладателя права на саму себя как на вещь, а как следствие — еще и на личность обладателя права, заключенного в ней самой как в документе. И это тоже неверно. Именно в разделении вопросов о принадлежности и осуществлении субъективных прав и заключается суть… Читать ещё >
Документ о принадлежности права (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
— В развитие предыдущего тезиса обыкновенно утверждают, что ценная бумага определяет того, кому она принадлежит, т. е. указывает личность обладателя права на саму себя как на вещь, а как следствие — еще и на личность обладателя права, заключенного в ней самой как в документе. И это тоже неверно.
Формальные признаки ценной бумаги говорят не о том лице, которому принадлежат права на бумагу и из бумаги, но о том, которое может осуществить эти права. Вспомним только что приведенный пример с похитителем ценной бумаги; допустим, что предметом хищения была ценная бумага на предъявителя. Создает ли хищение право собственности на похищенный предмет? Разумеется нет. Похищенная бумага на предъявителя не принадлежит ее похитителю; стало быть, не обладает похититель и тем правом, которое этой бумагой удостоверено. Тот факт, что похищенная бумага гласит «на предъявителя», означает лишь то, что всякий предъявитель такой бумаги в состоянии осуществить право на эту бумагу и право из этой бумаги, кому бы они ни принадлежали. Имея возможность предъявить похищенную бумагу, вор может получить следуемое по ней исполнение — осуществить чужое обязательственное право; имея же возможность передать (вручить) бумагу добросовестному ее приобретателю, вор может распорядиться чужим правом собственности.
Именно в разделении вопросов о принадлежности и осуществлении субъективных прав и заключается суть института ценных бумаг.
Вопрос о том, кому принадлежат субъективные гражданские права, имеет вполне очевидный ответ: тому; на чье имя они приобретены. Последнее определяется в зависимости от того, имели ли место юридические факты, с которыми закон связывает приобретение соответствующего субъективного права. Если спросить, кто осуществляет субъективные гражданские права, не будет ошибочным ответ, что осуществляет права тот, кому они принадлежат, действуя при этом своей властью и в своем интересе (по своему усмотрению). Это также естественно и очевидно — а кто же еще их мог бы осуществить? Но вот вопрос о том, кто осуществляет субъективные гражданские права, удостоверенные ценной бумагой, требует совсем другого ответа: их осуществляет формально легитимированный фактический владелец ценной бумаги, безотносительно к тому, ему, или кому-то другому эти права с материально-правовой точки зрения принадлежат. Ценная бумага — это документ, указывающий не обладателя прав, а их «осуществителя»1; в этом весь смысл ценных бумаг как юридического института.