Дисциплинарная ответственность.
Административное право
Порядок применения взысканий за коррупционные правонарушения, в отличие от порядка применения и снятия дисциплинарного взыскания, имеет свои особенности. Так, например, применение взыскания за коррупционные правонарушения производится на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных… Читать ещё >
Дисциплинарная ответственность. Административное право (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Административное право определяет круг субъектов и полномочия субъектов государственной администрации в осуществлении дисциплинарной ответственности. В отношении большинства работников дисциплинарная ответственность регламентируется пакетом норм трудового и административного права.
Применительно к установлению дисциплинарной ответственности военнослужащих и приравненных к ним в дисциплинарном отношении лиц, ряда категорий государственных служащих возможности административного права более обширны. Его нормами определяются основания дисциплинарной ответственности, ее меры, порядок применения и снятия дисциплинарных взысканий.
Важно запомнить!
Дисциплинарная ответственность характеризуется тем, что:
- 1) ее основанием является дисциплинарный проступок, т. е. неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим (работником) по его вине возложенных на него обязанностей;
- 2) за такой проступок предусмотрены следующие дисциплинарные взыскания: а) замечание; б) выговор; в) предупреждение о неполном служебном соответствии; г) увольнение. Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для определенных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие виды взысканий;
- 3) дисциплинарные взыскания применяются в порядке подчиненности уполномоченным органом (должностным лицом);
- 4) порядок применения, обжалования и снятия дисциплинарного взыскания определен в Законе о гражданской службе, федеральных законах о видах государственной службы: «О службе в таможенных органах Российской Федерации», «О статусе военнослужащих», от 17 января 1992 г. № 2202−1 «О прокуратуре Российской Федерации», от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности», а также Указе Президента РФ «О службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ» и др.
Рассмотрим различия в привлечении к дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих, сотрудников органов внутренних дел, имеющих специальные звания, и военнослужащих.
Во-первых, для разных видов государственной службы имеется собственная правовая основа применения этого вида принуждения. Нет единого акта, применяемого к различным видам государственных служащих. Так, за проступки, связанные с нарушением воинской дисциплины или общественного порядка, военнослужащие несут дисциплинарную ответственность в порядке, которые определены общевоинскими уставами Вооруженных Сил РФ. Они утверждены Указом Президента РФ от 10 ноября 2007 г. № 1495. Правовое регулирование дисциплинарной ответственности гражданских служащих содержится в Законе о гражданской службе. Дисциплинарная ответственность служащих правоохранительной службы определена в нормативных правовых актах, регулирующих порядок прохождения службы в этих органах, например, в Законе о службе в ОВД.
Во-вторых, имеются различия по видам дисциплинарных взысканий. За совершение дисциплинарного проступка, т. е. за неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить четыре дисциплинарных взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) предупреждение о неполном должностном соответствии; 4) увольнение с государственной службы. К сотрудникам органов внутренних дел применяется шесть дисциплинарных взысканий: 1) замечание; 2) выговор; 3) строгий выговор;
4) предупреждение о неполном служебном соответствии; 5) перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел; 6) увольнение со службы в органах внутренних дел. А к военнослужащему или гражданину, призванному на военные сборы, кроме названных применяются: лишение очередного увольнения из расположения воинской части или с корабля на берег; сокращение продолжительности основного отпуска на срок до пяти суток; лишение нагрудного знака отличника; снижение в воинском звании на одну ступень со снижением в воинской должности; дисциплинарный арест.
Кстати сказать, что в образовательных организациях высшего образования МВД России на курсантов, слушателей наряду с дисциплинарными взысканиями, которые предусмотрены для сотрудников ОВД, могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания: 1) назначение вне очереди в наряд (за исключением назначения в наряд по обеспечению охраны подразделения); 2) лишение очередного увольнения из расположения образовательной организации; 3) отчисление из образовательной организации.
В-третьих, для военнослужащих и служащих органов внутренних дел определены виды грубых дисциплинарных проступков, а для гражданских служащих — нет. При этом они различаются в зависимости от вида службы. Так, к грубым дисциплинарным проступкам военнослужащих относятся: нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими; самовольное оставление воинской части; неявка в срок без уважительных причин на службу при увольнении из расположения воинской части или с корабля на берег; уклонение от исполнения обязанностей военной службы; нарушение правил несения боевого дежурства (боевой службы), пограничной службы, внутренней службы и др.
Грубым нарушением служебной дисциплины сотрудником органов внутренних дел является: несоблюдение сотрудником установленных ограничений и запретов; совершение сотрудником виновного действия (бездействия), повлекшего за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина, возникновение угрозы их жизни и (или) здоровью, создание помех в работе или приостановление деятельности ОВД либо причинение иного существенного вреда гражданам и организациям, если это не влечет за собой уголовную ответственность; небрежное хранение сотрудником вверенных для служебного пользования оружия и патронов к нему, повлекшее его (их) утрату, если это не влечет за собой уголовную ответственность и др.
В-четвертых, отличается и порядок применения и снятия дисциплинарных взысканий для различных видов государственной службы. Так, до применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Отказ служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания. Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка.
А в ст. 50 Закона о службе в ОВД перед применением дисциплинарного взыскания может быть проведена служебная проверка для установления всех обстоятельств проступка. Эта норма диспозитивная и буквально означает, что проверка может не проводиться.
В-пятых, отличаются сроки наложения взысканий. Так, в отношении гражданских служащих дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения. А дисциплинарное взыскание на сотрудника ОВД должно быть наложено не позднее чем через две недели со дня, когда прямому руководителю (начальнику) стало известно о совершении дисциплинарного проступка, а в случае проведения служебной проверки или возбуждения уголовного дела — не позднее чем через один месяц со дня утверждения заключения по результатам ее или вынесения окончательного решения по уголовному делу. В указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке.
Дисциплинарное взыскание в отношении гражданских служащих и служащих ОВД не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки — позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.
Пункт 83 Дисциплинарного устава ВС РФ определяет, что применение дисциплинарного взыскания к военнослужащему, совершившему дисциплинарный проступок, производится в срок до 10 суток со дня, когда командиру (начальнику) стало известно о совершенном дисциплинарном проступке (не считая времени на проведение разбирательства, производство по уголовному делу или по делу об административном правонарушении, времени болезни военнослужащего, нахождения его в командировке или отпуске, а также времени выполнения им боевой задачи), но до истечения срока давности привлечения военнослужащего к дисциплинарной ответственности.
В ст. 28.8 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» установлен срок разбирательства. Он не может превышать 10 суток с момента, когда командиру стало известно о совершении военнослужащим или гражданином, призванным на военные сборы, дисциплинарного проступка. Таким образом, при отсутствии производства по уголовному делу или по делу об административном правонарушении, болезни военнослужащего, нахождения его в командировке или отпуске, выполнения военнослужащим боевой задачи максимальный срок применения взыскания составляет 20 суток с момента совершения дисциплинарного проступка.
Военнослужащий не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности по истечении одного года со дня совершения дисциплинарного проступка.
В-шестых, для гражданских служащих установлен специальный порядок применения взысканий (замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии) за коррупционные правонарушения, отличный от общего порядка применения дисциплинарных взысканий за совершение дисциплинарного проступка (за неисполнение или ненадлежащее исполнение служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей).
Статья 59.3 Закона о гражданской службе к данным правонарушениям относит несоблюдение гражданским служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение установленных обязанностей в целях противодействия коррупции (ст. 59.3 была введена Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 329-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции»).
Порядок применения взысканий за коррупционные правонарушения, в отличие от порядка применения и снятия дисциплинарного взыскания, имеет свои особенности. Так, например, применение взыскания за коррупционные правонарушения производится на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по урегулированию конфликтов интересов, — и на основании рекомендации указанной комиссии. Взыскание за коррупционное правонарушение снимается по истечении одного года со дня применения взыскания, если в течение этого года служащийся не привлекался к дисциплинарной ответственности. Но законодатель не предусмотрел право представителя нанимателя снять взыскание за данные правонарушения до истечения определенного срока по собственной инициативе, по письменному заявлению гражданского служащего или по ходатайству его непосредственного руководителя.
Федеральным законом от 22 декабря 2014 г. № 431-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции» в Закон о службе в ОВД была введена аналогичная ст. 50.1 о коррупционных правонарушениях. Но при этом привлечение к ответственности осуществляется на общих основаниях в отличии от порядка, предусмотренного Законом о гражданской службе.
Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» также был дополнен статьей 51.1 «Порядок применения взысканий за коррупционные правонарушения».
В-седьмых, в отношении гражданских служащих и служащих правоохранительной службы не установлен такой вид взыскания, как дисциплинарный арест. Дисциплинарный арест является крайней мерой дисциплинарного воздействия и заключается в содержании военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, в условиях изоляции на гарнизонной либо войсковой (корабельной) гауптвахте. Дисциплинарный арест применяется в исключительных случаях и только за совершенный им грубый дисциплинарный проступок. Если грубым дисциплинарным проступком является административное правонарушение, то дисциплинарный арест может быть применен только в том случае, когда за такое административное правонарушение КоАП РФ предусмотрено административное наказание в виде административного ареста.
Дисциплинарный арест назначается на срок до 30 суток за один или несколько грубых дисциплинарных проступков. Если грубым дисциплинарным проступком является административное правонарушение, то срок дисциплинарного ареста устанавливается в пределах срока административного ареста.
Дисциплинарный арест за грубый дисциплинарный проступок, совершенный в период отбывания дисциплинарного ареста, не должен превышать 45 суток.
Дисциплинарный арест назначается судьей гарнизонного военного суда в порядке, установленном Федеральным законом от 1 декабря 2006 г. № 199-ФЗ «О судопроизводстве по материалам о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста и об исполнении дисциплинарного ареста».
Дисциплинарные взыскания применяются прямыми начальниками в пределах предоставленных им прав. Дисциплинарные взыскания объявляются приказами. Замечание, выговор, назначение вне очереди в наряд могут быть объявлены и устно. Взыскание, наложенное приказом, не может быть снято устно.
О дисциплинарных взысканиях сотрудникам правоохранительных органов и военнослужащим объявляется лично, перед строем или на совещании (собрании).
Служащий вправе обжаловать дисциплинарное взыскание в письменной форме в комиссию государственного органа по служебным спорам или в суд.
Если в течение одного года со дня применения дисциплинарного взыскания служащий не подвергнут новому дисциплинарному взысканию, он считается не имеющим дисциплинарного взыскания.
Представитель нанимателя вправе снять со служащего дисциплинарное взыскание до истечения одного года со дня применения дисциплинарного взыскания по собственной инициативе, по письменному заявлению служащего или по ходатайству его непосредственного руководителя.