Ограничения, запреты и обязанности, связанные с прохождением службы в органах и организациях прокуратуры
Статьей 4 Закона № 79-ФЗ предусмотрено, что указанные выше лица при представлении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера указывают сведения о принадлежащем им, их супругам и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории России, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, о своих… Читать ещё >
Ограничения, запреты и обязанности, связанные с прохождением службы в органах и организациях прокуратуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
- 1. На лиц, занимающих должности, указанные в абзаце втором пункта 1 статьи 40 настоящего Федерального закона, распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и статьями 17, 18, 20 и 20.1 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации») для государственных служащих.
- 2. На Генерального прокурора Российской Федерации распространяются ограничения и обязанности, установленные статьей 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
- 3. Генеральный прокурор Российской Федерации обязан сообщить в порядке, предусмотренном указом Президента Российской Федерации, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.
- 1. Комментируемая статья неоднократно претерпевала изменения, и в своем современном виде ее требования распространяются на всех прокурорских работников, а не только на прокуроров (до 15.01.2011 также и на следователей прокуратуры), как это было ранее. Кроме того, Федеральным законом от 05.10.2015 № 285-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления обязанности лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц сообщать о личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов»[1] статья была дополнена двумя новыми пунктами, устанавливающими требования антикоррупционного характера непосредственно для Генерального прокурора РФ.
Поскольку п. 1 комментируемой статьи носит ярко выраженный отсылочный характер, полагаем необходимым привести соответствующие требования указанных законодательных актов, к которым адресует комментируемая статья, начав с Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», как содержащего более общие по своему характеру положения.
- 2. Статьей 17 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с прохождением службы служащему запрещается:
- 1) утратил силу,
- 2) замещать должность службы в случае:
- а) избрания или назначения на государственную должность, за исключением случая, установленного частью второй ст. 6 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»;
- б) избрания на выборную должность в органе местного самоуправления;
- в) избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе;
- 3) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также участвовать в управлении хозяйствующим субъектом (за исключением жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, садоводческого, огороднического, дачного потребительских кооперативов, товарищества собственников недвижимости и профсоюза, зарегистрированного в установленном порядке), если иное не предусмотрено федеральными законами или если в порядке, установленном нормативным правовым актом РФ или субъекта РФ в соответствии с федеральными законами или законами субъекта РФ, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;
- 4) приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход;
- 5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;
- 6) получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью и собственностью субъекта РФ и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом РФ. Гражданский служащий, сдавший подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, служебной командировкой или другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами РФ;
- 7) выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории России за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством РФ, по договоренности государственных органов РФ, государственных органов субъектов РФ или муниципальных органов с государственными или муниципальными органами иностранных государств, международными или иностранными организациями;
- 8) использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам;
- 9) разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;
- 10) допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности;
- 11) принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями. Во исполнение этой нормы приказом Генерального прокурора РФ от 25.03.2016 № 173 утверждено Положение о порядке принятия федеральными государственными служащими, иными работниками органов и организаций прокуратуры Российской Федерации почетных и специальных званий, наград иностранных государств, международных организаций, политических партий, иных общественных объединений, в том числе религиозных, и других организаций1, согласно п. 2 которого работник обязан при возникновении соответствующей ситуации представить на имя руководителя органа (организации) прокуратуры ходатайство установленного образца о разрешении принять звание, награду. В силу п. 3 работник, отказавший от звания, награды, представляет руководителю органа (организации) уведомление об этом установленного образца;
- 12) использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума;
- 13) использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности;
- 14) создавать в государственных органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур;
- 15) прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора;
- 16) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории России их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ;
- 17) заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ.
Кроме того, служащему, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории России, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».
В случае, если владение служащим ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций) приводит или может привести к конфликту интересов, гражданский служащий обязан передать принадлежащие ему ценные бумаги (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством РФ.
Гражданин после увольнения со службы не вправе разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.
Лицо, замещавшее должность гражданской службы, включенную в перечень должностей, установленный нормативными правовыми актами РФ, в течение двух лет после увольнения со службы не вправе без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликтов интересов замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работу (оказывать данной организации услуги) на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности гражданского служащего. Согласие соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами РФ.
С учетом ограниченности объема книги в части детализации приведенных норм полагаем возможным отослать читателя к авторам комментариев к Федеральному закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации»1. Вместе с тем необходимо кратко остановиться на характеристике отдельных положений приказа Генерального прокурора РФ от 24.04.2014 № 230 «Об утверждении Положения о сообщении федеральными государственными служащими и иными работниками органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации о получении подарка в связи с их служебной деятельностью, порядке сдачи и оценки подарка, реализации (выкупе) и зачислении средств, вырученных от его реализации» (далее — Приказ № 230)[2][3][4], разработанного на основе постановления Правительства РФ от 09.01.2014 № 10 «О порядке сообщения отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисления средств, вырученных от его реализации"'1.
В соответствии с Приказом № 230 в Генеральной прокуратуре РФ, а также в прокуратурах регионального звена созданы комиссии для рассмотрения уведомлений о получении подарков, оценки стоимости подарков, внесения предложений по их реализации, а также определены подразделения, ответственные за прием, учет и хранение, реализацию либо уничтожение переданных подарков. На подразделения (должностных лиц), ответственные за профилактику коррупционных и иных правонарушений, возложено обеспечение регистрации уведомлений о получении подарков, представляемых прокурорскими работниками, федеральными государственными гражданскими служащими, а также работниками Академии Генеральной прокуратуры РФ, замещающими должности, предусмотренные п. 3.2 перечня, утвержденного приказом Генерального прокурора РФ от 29.10.2015 № 603 «Об утверждении перечня должностей в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации, при замещении которых федеральные государственные служащие и иные работники обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей»1.
Пунктом 1 утвержденного Приказом № 230 Положения определено, что:
- • подарок, полученный в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями — это подарок, полученный федеральным государственным служащим, работником от физических (юридических) лиц, которые осуществляют дарение исходя из должностного положения одаряемого или исполнения им служебных (должностных) обязанностей, за исключением канцелярских принадлежностей, которые в рамках протокольных мероприятий, служебных командировок и других официальных мероприятий предоставлены каждому участнику указанных мероприятий в целях исполнения им своих служебных (должностных) обязанностей, цветов и ценных подарков, которые вручены в качестве поощрения (награды);
- • получение подарка в связи с должностным положением или в связи с исполнением служебных (должностных) обязанностей есть получение федеральным государственным служащим, работником лично или через посредника от физических (юридических) лиц подарка в связи с исполнением служебных (должностных) обязанностей в рамках осуществления деятельности в соответствии с Законом о прокуратуре, иными федеральными законами, организационно-распорядительными документами органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации, должностным регламентом, должностной инструкцией.
Положением определены алгоритмы уведомления уполномоченных лиц о получении подарка, приема-передачи подарка, его возврата (если стоимость не превышает 3 тыс. руб.), определения стоимости и выкупа, а также типовые формы ряда документов (в виде приложений), заполняемых при совершении соответствующих действий, которые приводятся ниже.
Приложение № 1.
УВЕДОМЛЕНИЕ О ПОЛУЧЕНИИ ПОДАРКА
(подразделение (должностное лицо) органа или организации прокуратуры Российской Федерации, ответственное за профилактику коррупционных и иных правонарушений) ОТ_.
(Ф.И.О., занимаемая должность) Уведомление о получении подарка от «_"_20_г.
Извещаю о получении_.
(дата получения) подарка (ов) на (от)_.
(указывается наименование протокольного мероприятия, служебной командировки, другого официального мероприятия, место и дата проведения или сведения о дарителе).
Наименование подарка. | Характеристика подарка, его описание. | Количество предметов. | Стоимость в рублях[5] |
Итого: |
Приложение:_на_листах.
(наименование документа) Лицо, представившее уведомление_ _.
(подпись) (расшифровка подписи).
_"_"_20_Г.
Лицо, принявшее уведомление_ _.
(подпись) (расшифровка подписи).
_"_"_20_г.
Регистрационный номер в журнале регистрации уведомлений_.
от «_"_20_г.
Акт
приема-передачи подарка, полученного федеральным государственным служащим, работником органа или организации прокуратуры Российской Федерации в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями
«_"_20_г. №_.
(Ф.И.О., должность, наименование органа или организации прокуратуры Российской Федерации) передает, а материально ответственное лицо_.
(Ф.И.О., должность, наименование структурного подразделения органа или организации прокуратуры Российской Федерации) принимает подарок, полученный в связи с:_.
(указывается мероприятие и дата).
Наименование подарка. | Характеристика подарка, его описание. | Количество предметов. | Стоимость в рублях[5] |
Итого: |
Приложение:_на_листах.
(наименование документа) Сдал Принял.
(Ф.И.О., подпись) (Ф.И.О., подпись) Приложение № 3.
Акт возврата подарка, полученного, но акту приема-передачи подарка от «_» _20_г. №_.
«_"_20_г. №_.
Материально ответственное лицо_.
(Ф.И.О., должъность, наименование структурного подразделения органа или организации прокуратуры Российской Федерации) передает подарок, полученный по акту приема-передачи от «_"_20_г.
№_,_.
(Ф.И.О., должность, наименование органа или организации прокуратуры Российской Федерации) принимает подарок.
Наименование подарка. | Характеристика подарка, его описание. | Количество предметов. | Стоимость в рублях[7] |
Итого: |
Приложение:_на_листах.
(наименование документа) Сдал Принял.
(Ф.И.О., подпись) (Ф.И.О., подпись) Приложение № 4.
- (Должность руководителя органа или организации прокуратуры Российской Федерации и Ф.И.О.)
- (Ф.И.О., должность лица, сдавшего подарок)
Заявление о выкупе подарка
Информирую Вас о намерении выкупить подарок, полученный мною в связи с.
- (указать наименование мероприятия, место и дату его проведения) _ и переданный на хранение по акту приема-передачи от «_"_20_г. №_.
- (подпись) (расшифровка подписи)
«_"_20_г.
3. Во исполнение ст. 17 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а равно ч. 7 ст. 11, ч. 1 ст. 123 Федерального закона «О противодействии коррупции» Генеральным прокурором РФ 30.08.2016 за № 531 издан приказ «О передаче в доверительное управление прокурорскими работниками, федеральными государственными гражданскими служащими, иными работниками органов и организаций прокуратуры Российской Федерации принадлежащих им ценных бумаг (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций)»[8], п. 2 которого прокурорским работникам и федеральным государственным гражданским служащим органов и организаций прокуратуры в целях предотвращения конфликта интересов предписано передавать принадлежащие им ценные бумаги (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в срок не позднее 30 дней со дня, когда им стало известно о возникновении или возможности возникновения конфликта интересов, а до передачи в доверительное управление сообщать (в письменной форме в виде уведомления), как только станет известно, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных (служебных) обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов в связи с владением ценными бумагами (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), руководителям, в подчинении которых они находятся. 1 2
Рассмотрение уведомлений прокурорских работников, гражданских служащих о возникновении или возможности возникновения конфликта интересов в связи с владением ценными бумагами (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций) осуществляется в порядке, установленном приказами Генерального прокурора РФ от 08.04.2016 № 209 «О порядке сообщения федеральными государственными служащими органов и организаций прокуратуры Российской Федерации о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных (служебных) обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов»1 и от 18.09.2015 № 489 «Об утверждении Порядка уведомления работниками, замещающими отдельные должности на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед прокуратурой Российской Федерации, о фактах обращения к ним каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений и принятия мер по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов»[9][10].
Руководителям органов и организаций прокуратуры РФ предписано привлекать указанных выше работников в установленном порядке к дисциплинарной ответственности вплоть до освобождения от должности и увольнения из органов и организаций прокуратуры РФ в связи с утратой доверия за несоблюдение требований об уведомлении о возникновении конфликта интересов или возможности его возникновения при исполнении должностных (служебных) обязанностей в связи с владением ценными бумагами (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), непринятие соответствующих мер по предотвращению (урегулированию) конфликта интересов, в том числе по заключению договора о передаче в доверительное управление ценных бумаг (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) (см. комментарий к ст. 41.7 Закона о прокуратуре).
4. Со ссылкой на ст. 17 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» издан приказ Генерального прокурора РФ от 28.09.2016 № 612 «Об утверждении Положения о порядке принятия федеральными государственными служащими органов и организаций прокуратуры Российской Федерации наград и почетных званий федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления"'1. Пунктом 3 утвержденного этим приказом Положения определено, что федеральные государственные служащие органов и организаций прокуратуры РФ вправе с разрешения своих руководителей принять награду (к наградам относятся нагрудные знаки, знаки отличия, медали, грамоты, ценные подарки, подарки, оружие) и почетное звание, однако в целях недопущения возможности возникновения конфликта интересов им рекомендуется в период прохождения службы воздерживаться от принятия наград, почетных званий, предполагающих одновременно получение каких-либо денежных выплат (единовременных, ежемесячных и др.), иных льгот имущественного характера или мер социальной поддержки. К Положению прилагаются бланки Ходатайства о разрешении принять награду, почетное звание федерального государственного органа, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления и Уведомления об отказе в получении награды, почетного звания федерального государственного органа, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления.
- 5. Статьей 18 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» определено, что служащий обязан:
- 1) исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне;
- 2) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержание его профессиональной служебной деятельности;
- 3) осуществлять профессиональную служебную деятельность в рамках установленной законодательством РФ компетенции государственного органа;
- 4) обеспечивать равное, беспристрастное отношение ко всем физическим и юридическим лицам, не оказывать предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, гражданам и организациям и не допускать предвзятости в отношении таких объединений, групп, граждан и организаций;
- 5) не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;
- 6) соблюдать ограничения, установленные настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами для гражданских служащих;
- 7) соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную служебную деятельность решений политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций;
- 8) не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство;
- 9) проявлять корректность в обращении с гражданами;
- 10) проявлять уважение к нравственным обычаям и традициям народов России;
- 11) учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, а также конфессий;
- 12) способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;
- 13) не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету' государственного органа;
- 14) соблюдать установленные правила публичных выступлений и предоставления служебной информации.
Детализацию приведенных норм см. в комментариях к Федеральному закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации»[11].
- 6. Статьей 20 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» определено, что сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи представителю нанимателя представляют:
- 1) гражданин, претендующий на замещение должности гражданской службы, — при поступлении на службу;
- 2) служащий, замещающий должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами РФ, — ежегодно не позднее срока, установленного нормативными правовыми актами РФ.
Частью 1 ст. 8 Федерального закона «О противодействии коррупции» также предусмотрено представление нанимателю (работодателю) гражданами, претендующими на занятие определенных должностей и замещающими соответствующие должности, сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Пунктом 14 Перечня должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденного Указом Президента РФ от 18.05.2009 № 5571 в качестве подающих соответствующие сведения определены:
- а) заместители Генерального прокурора РФ;
- б) прокуроры субъектов РФ, приравненные к ним военные прокуроры и прокуроры иных специализированных прокуратур;
- в) прокуроры городов и районов, приравненные к ним военные прокуроры и прокуроры иных специализированных прокуратур;
- г) начальники:
- • главных управлений, управлений и отделов (на правах управлений, в составе управлений) Генеральной прокуратуры РФ;
- • управлений и отделов (на правах управлений, в составе управлений) прокуратур субъектов РФ, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратур;
- • отделов прокуратур городов и районов, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратур;
- д) старшие прокуроры и прокуроры:
- • главных управлений, управлений и отделов Генеральной прокуратуры РФ;
- • управлений и отделов прокуратур субъектов РФ, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратур;
- е) советники, старшие помощники, старшие помощники по особым поручениям, помощники и помощники по особым поручениям Генерального прокурора РФ;
- ж) помощники по особым поручениям первого заместителя и заместителей Генерального прокурора РФ;
- з) старшие помощники, помощники и помощники по особым поручениям прокуроров субъектов РФ, приравненных к ним военных прокуроров и прокуроров иных специализированных прокуратур;
- и) старшие помощники и помощники прокуроров городов и районов, приравненных к ним военных прокуроров и прокуроров иных специализированных прокуратур;
- к) руководители (директора, ректоры) научных и образовательных организаций прокуратуры РФ;
- л) заместители лиц, замещающих должности, указанные в подпунктах «б» —
«г» и «к».
В дополнение к названным лицам приказом Генерального прокурора РФ от 29.10.2015 № 603 «Об утверждении перечня должностей в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации, при замещении которых федеральные государственные служащие и иные работники обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей»[12][13] определены в качестве подающих сведения также:
- 1) прокурорские работники Академии Генеральной прокуратуры РФ: ректор, проректор, директор института, заместитель директора института, ученый секретарь, декан факультета, заведующий кафедрой, заведующий отделом, заведующий лабораторией, заместитель заведующего лабораторией, помощник ректора, профессор, главный научный сотрудник, доцент, ведущий научный сотрудник, старший научный сотрудник, старший преподаватель, преподаватель, научный сотрудник, ассистент, младший научный сотрудник;
- 2) лица, претендующие на должности в органах и организациях прокуратуры РФ, не относящиеся к должностям прокурорских работников, либо замещающие их[14].
Указом Президента РФ от 23.06.2014 № 460 «Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и о внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации»1[15] с 1 января 2015 г. введена в действие обновленная форма справки, частично приводимая ниже.
В_.
(указывается наименование кадрового подразделения федерального государственного органа, иного органа или организации).
СПРАВКА
о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
Я,_.
- ->
- (фамилия, имя, отчество, дата рождения, серия и номер паспорта, дата выдачи и орган, выдавший паспорт)
- ->
- (место работы (службы), занимаемая (замещаемая) должность; в случае отсутствия основного места работы (службы) — род занятий; должность, на замещение которой претендует гражданин (если применимо))
зарегистрированный по адресу:_,.
(адрес места регистрации) сообщаю сведения о доходах, расходах своих, супруги (супруга), несовершеннолетнего ребенка (нужное подчеркнуть).
- (фамилия, имя, отчество, год рождения, серия и номер паспорта, дата выдачи и орган, выдавший паспорт)
- (занимаемая (замещаемая) должность)
- (в случае отсутствия основного места работы (службы) — род занятий)
за отчетный период с 1 января 20_г. по 31 декабря 20_г.
об имуществе,.
(фамилия, имя, отчество) принадлежащем на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах, об обязательствах имущественного характера по состоянию на «_"_20_г.
СЗ РФ. 2014. Nг 26 (ч. 2). Ст. 3520.
В содержательном плане Справка включает в себя: раздел 1 «Сведения о доходах»; раздел 2 «Сведения о расходах»; раздел 3 «Сведения об имуществе» (3.1 «Недвижимое имущество», 3.2 «Транспортные средства»); раздел 4 «Сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях»; раздел 5 «Сведения о ценных бумагах» (5.1 «Акции и иное участие в коммерческих организациях и фондах», 5.2 «Иные ценные бумаги»); раздел 6 «Сведения об обязательствах имущественного характера» (6.1 «Объекты недвижимого имущества, находящиеся в пользовании», 6.2 «Срочные обязательства финансового характера»).
Достоверность и полноту настоящих сведений подтверждаю.
«_"_20_г._.
(подпись лица, представляющего сведения)[16][17]
определения платежеспособности гражданского служащего и платежеспособности членов его семьи, для сбора в прямой или косвенной форме пожертвований (взносов) в фонды общественных или религиозных объединений, иных организаций, а также в пользу физических лиц.
В то же время ч. 6 ст. 20 названного законодательного акта устанавливает, что проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданского служащего, замещающего должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами РФ, и членов его семьи осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О противодействии коррупции» и иными нормативными правовыми актами РФ.
Утвержденным Указом Президента РФ от 21.09.2009 № 1065 Положением о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению (далее — Положение)1, определен порядок осуществления проверки:
- а) достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных в соответствии с Указом Президента РФ от 18.05.2009 № 559:
- • гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы (далее — граждане), на отчетную дату;
- • федеральными государственными служащими (далее — государственные служащие) за отчетный период и за два года, предшествующие отчетному' периоду;
- б) достоверности и полноты сведений, представленных гражданами при поступлении на федеральную государственную службу в соответствии с нормативными правовыми актами РФ (далее — сведения, представляемые гражданами в соответствии с нормативными правовыми актами РФ);
- в) соблюдения государственными служащими в течение трех лет, предшествующих постушлению информации, явившейся основанием для осуществления проверки, предусмотренной настоящим подпунктом, ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.
Согласно п. 10 Положения основаниями для осуществления проверки является достаточная информация, представленная в письменном виде в установленном порядке:
- • правоохранительными органами, иными государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами;
- • работниками подразделений кадровых служб федеральных государственных органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений либо должностными лицами кадровых служб указанных органов, ответственными за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений;
- • постоянно действующими руководящими органами политических партий и зарегистрированных в соответствии с законом иных общероссийских общественных объединений, не являющихся политическими партиями;
- • Общественной палатой Российской Федерации;
- • общероссийскими средствами массовой информации.
При этом информация анонимного характера не может служить основанием для проверки.
Решение принимается руководителем органа (организации) прокуратуры РФ отдельно в отношении каждого гражданина или государственного служащего и оформляется в письменной форме. Проведение проверки возлагается на кадровые подразделения (уполномоченных должностных лиц). Проверка осуществляется в срок, не превышающий 60 дней со дня принятия решения о ее проведении. Срок проверки может быть продлен до 90 дней лицом, принявшим решение о ее проведении.
Согласно п. 28 Положения по результатам проверки должностному лицу органа (организации) прокуратуры РФ, уполномоченному назначать гражданина на должность федеральной государственной службы или назначившему государственного служащего на должность федеральной государственной службы, в установленном порядке представляется доклад. При этом в докладе должно содержаться одно из следующих предложений:
- а) о назначении гражданина на должность федеральной государственной службы;
- б) об отказе гражданину в назначении на должность федеральной государственной службы;
- в) об отсутствии оснований для применения к государственному служащему мер юридической ответственности;
- г) о применении к государственному служащему мер юридической ответственности;
- д) о представлении материалов проверки в соответствующую комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов.
В свою очередь на основании п. 31 Положения должностное лицо органа (организации) прокуратуры РФ, уполномоченное назначать гражданина на должность федеральной государственной службы или назначившее государственного служащего на должность федеральной государственной службы, рассмотрев доклад и соответствующее предложение, указанные в п. 28 Положения, принимает одно из следующих решений:
- а) назначить гражданина на должность федеральной государственной службы;
- б) отказать гражданину в назначении на должность федеральной государственной службы;
- в) применить к государственному служащему меры юридической ответственности;
- г) представить материалы проверки в соответствующую комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов.
Упомянутым выше приказом Генерального прокурора РФ от 26.12.2014 № 725 утвержден Перечень должностных лиц органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, по решению которых осуществляется проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, соблюдения требований к служебному поведению и контроль за расходами, в соответствии с которым решения о проведении соответствующих проверок принимают:
- • Генеральный прокурор РФ, лицо, исполняющее его обязанности, или первый заместитель Генерального прокурора РФ — в отношении прокурорских работников Генеральной прокуратуры РФ, прокуроров регионального звена и их заместителей, ректора, проректоров Академии Генеральной прокуратуры РФ, директоров и заместителей директоров ее институтов (филиалов), директоров федеральных государственных бюджетных учреждений «Санаторий работников органов прокуратуры Российской Федерации „Истра“» и «Санаторий работников органов прокуратуры Российской Федерации „Электроника“», а также в отношении граждан, претендующих на замещение указанных должностей;
- • заместитель Генерального прокурора РФ, курирующий работу с кадрами, — в отношении федеральных государственных гражданских служащих Генеральной прокуратуры РФ, прокурорских работников прокуратур ЗАТО г. Межгорье и комплекса «Байконур», а также в отношении граждан, претендующих на замещение указанных должностей;
- • заместители Генерального прокурора РФ, к компетенции которых отнесены вопросы управлений Генеральной прокуратуры РФ в федеральных округах, — в отношении федеральных государственных гражданских служащих соответствующих управлений (за исключением федеральных государственных гражданских служащих управления Генеральной прокуратуры РФ в Центральном федеральном округе), а также в отношении граждан, претендующих на замещение должностей федеральной государственной гражданской службы в этих управлениях;
- • Главный военный прокурор либо лицо, исполняющее его обязанности, — в отношении федеральных государственных служащих органов военной прокуратуры, а также в отношении граждан, претендующих на замещение должностей федеральной государственной службы в органах военной прокуратуры;
- • прокуроры регионального звена либо лица, исполняющие их обязанности, — в отношении федеральных государственных служащих, проходящих службу в соответствующих прокуратурах, за исключением федеральных государственных служащих, указанных в абзаце втором настоящего перечня, а также в отношении граждан, претендующих на замещение должностей федеральной государственной службы в этих прокуратурах;
- • ректор Академии Генеральной прокуратуры РФ — в отношении прокурорских работников (за исключением указанных в абзаце втором настоящего перечня) и иных работников Академии Генеральной прокуратуры РФ, замещающих должности, предусмотренные разделом 3 перечня должностей в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации, при замещении которых федеральные государственные служащие и иные работники обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденного приказом Генерального прокурора РФ от 29.10.2015 № 603.
Пунктом 3 Положения о порядке направления запросов в Федеральную службу по финансовому мониторингу при осуществлении проверок в целях противодействия коррупции, утвержденного Указом Президента РФ от 02.04.2013 № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона „О противодействии коррупции“»1, Генеральному прокурору РФ предоставлено право направлять запросы в отношении граждан, претендующих на замещение должностей федеральной государственной службы в органах прокуратуры РФ, включенных в перечни, установленные нормативными правовыми актами РФ, лиц, замещающих указанные должности, их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей.
Частью 6.1 ст. 20 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» определено, что непредставление гражданским служащим сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи в случае, если представление таких сведений обязательно, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является правонарушением, влекущим увольнение служащего со службы.
7. Статья 20.1 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» содержит требование о представлении государственными служащими сведений о своих расходах, а также о расходах членов своей семьи в порядке, установленном федеральным законом и иными нормативными правовыми актами РФ. Более подробно см. об этом в п. 9 комментария к ст. 40.2 Закона о прокуратуре.
- 8. Федеральный закон «О противодействии коррупции» (далее — Закон о противодействии коррупции) содержит дополнительные требования к лицам, проходящим государственную службу, и в полной мере его положения распространяются на прокурорских работников. Согласно п. 1 ч. 1 этого законодательного акта под коррупцией понимается:
- а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному липу' другими физическими лицами;
- б) совершение деяний, указанных в подп. «а» настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица.
Статьей 7.1 Закона о противодействии коррупции (ч. 1) определено, что в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 07.05.2013 № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» (далее — Закон № 79-ФЗ)1, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории России, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами:
- 1) лицам, замещающим (занимающим) должности:
- • первого заместителя и заместителей Генерального прокурора РФ;
- • федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом РФ или Генеральным прокурором РФ. Главой государства на должности назначаются прокуроры регионального звена. В свою очередь в номенклатуру назначаемых руководителем прокурорской системы должностных лиц входят: все прокурорские работники Генеральной прокуратуры РФ (кроме заместителей Генерального прокурора РФ), заместители прокуроров регионального звена и прокуроры районного звена, а также ректор и проректоры Академии Генеральной прокуратуры РФ, директоры институтов (филиалов) Академии Генеральной прокуратуры РФ и их заместители;
- 2) супругам и несовершеннолетним детям указанных выше лиц.
Во исполнение пп. «и» п. 1 ч. 1 с. 2 Закона № 79-ФЗ и п. 1 Указа Президента РФ от 08.03.2015 № 120 «О некоторых вопросах противодействия коррупции»[18][19] приказом Генерального прокурора РФ от 29.05.2015 № 268 утвержден Перечень должностей федеральной государственной службы в системе прокуратуры Российской Федерации, при замещении которых федеральным государственным служащим запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами[20], в который включены:
- 1) должности прокурорских работников в органах военной прокуратуры;
- 2) должности прокурорских работников в аппаратах прокуратур регионального звена:
- • начальник и заместитель начальника управления;
- • начальник и заместитель начальника отдела (на правах управления);
- • старший помощник и помощник прокурора;
- • помощник прокурора по особым поручениям;
- 3) должности федеральной государственной гражданской службы, отнесенные к высшей группе должностей, в прокуратурах регионального звена:
- • начальник и заместитель начальника управления;
- 4) должности федеральной государственной гражданской службы в органах военной прокуратуры, исполнение обязанностей по которым предусматривает допуск к сведениям, составляющим государственную тайну;
- 5) должности федеральной государственной службы в системе прокуратуры РФ, исполнение обязанностей по которым предусматривает допуск к сведениям особой важности[21].
В соответствии с ч. 2 ст. 7.1 Закона о противодействии коррупции установленный запрет не распространяется на указанных лиц, официально выполняющих стоящие перед органами прокуратуры задачи за пределами территории России, например на прокурорских работников военных прокуратур, а также на их супругов и несовершеннолетних детей.
Частью 3 ст. 7.1 рассматриваемого законодательного акта определено, что несоблюдение установленного запрета влечет досрочное прекращение полномочий, освобождение от замещаемой (занимаемой) должности или увольнение в связи с утратой доверия в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами, определяющими правовой статус соответствующего лица (см. об этом комментарий к ст. 41.9 Закона о прокуратуре).
Статьей 4 Закона № 79-ФЗ предусмотрено, что указанные выше лица при представлении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера указывают сведения о принадлежащем им, их супругам и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории России, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, о своих обязательствах имущественного характера за пределами территории России, а также сведения о таких обязательствах своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей. В свою очередь граждане, претендующие на замещение (занятие) указанных должностей, при представлении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера помимо сведений, предусмотренных выше, указывают сведения о своих счетах (вкладах), наличных денежных средствах и ценностях в иностранных банках, расположенных за пределами территории России, и (или) иностранных финансовых инструментах, а также сведения о таких счетах (вкладах), наличных денежных средствах и ценностях в иностранных банках, расположенных за пределами территории России, и (или) иностранных финансовых инструментах своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей. Гражданин, его супруга (супруг) и несовершеннолетние дети обязаны в течение трех месяцев со дня замещения (занятия) гражданином должности закрыть счета (вклады), прекратить хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории России, и (или) осуществить отчуждение иностранных финансовых инструментов.
Статья 5 Закона № 79-ФЗ предусматривает принятие решения об осуществлении проверки соблюдения лицом установленных запретов при наличии информации, представленной в письменной форме:
1) правоохранительными, иными государственными органами, Центральным банком РФ, кредитными организациями, другими российскими организациями, органами местного самоуправления, работниками (сотрудниками) подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений и должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, Центрального банка РФ, а также иностранными банками и международными организациями;
- 2) постоянно действующими руководящими органами политических партий и зарегистрированных в соответствии с законом иных общероссийских общественных объединений, не являющихся политическими партиями;
- 3) Общественной палатой Российской Федерации;
- 4) общероссийскими средствами массовой информации.
Информация анонимного характера не может служить основанием для принятия решения об осуществлении проверки (более детальное изложение норм Закона № 79-ФЗ см. в комментариях к этому законодательному акту1).
9. Поскольку установленные ст. 8 Закона о противодействии коррупции требования о представлении сведений о доходах были рассмотрены нами выше, остановимся на положениях ст. 8.1 этого законодательного акта, предписывающих прокурорским работникам представлять сведения о расходах (собственных, своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей) в соответствии с Федеральным законом от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» (далее — Закон № 230-ФЗ)[22][23].
В соответствии со ст. 3 Закона № 230-ФЗ прокурорские работники обязаны представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), если сумма сделки превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка[24]. Эти сведения подаются в рамках справки, форма которой утверждена рассмотренным выше Указом Президента РФ от 23.06.2014 № 460, где для этих целей предусмотрен раздел 2 «Сведения о расходах».
Указом Президента РФ от 02.04.2013 № 310 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона „О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам“» определено, что Руководитель (или уполномоченное им должностное лицо) Администрации Президента Российской Федерации принимает решение об осуществлении контроля за расходами лиц, замещающих должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом РФ или по его представлению, а также их супругов и несовершеннолетних детей. К таковым в настоящее время относятся Генеральный прокурор РФ и его заместители, включая первого, а также прокуроры регионального звена. В отношении остальных прокурорских работников, их супругов и несовершеннолетних детей решение о проведении проверки принимается Генеральным прокурором РФ.
Согласно ч. 1 ст. 4 Закона № 230-ФЗ основанием для принятия решения об осуществлении контроля за расходами является достаточная информация о том, что данным лицом, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми совершена сделка по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) на сумму, превышаю4
щую общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки. Указанная информация в письменной форме может быть представлена в установленном порядке:
1) правоохранительными органами, иными государственными органами, органами местного самоуправления, работниками (сотрудниками) подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений и должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, Банка России, государственной корпорации, Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, иной организации, созданной Россией на основании федеральных законов, организации, создаваемой для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами;
- 2) постоянно действующими руководящими органами политических партий и зарегистрированных в соответствии с законом иных общероссийских общественных объединений, не являющихся политическими партиями;
- 3) Общественной палатой Российской Федерации;
- 4) общероссийскими средствами массовой информации.
Информация анонимного характера не может служить основанием для принятия решения об осуществлении контроля за расходами (более детальное изложение норм Закона № 230-ФЗ см. в комментариях к этому законодательному акту1).
Частью 4 ст. 8.1 Закона о противодействии коррупции предусмотрено, что сведения об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), представленные в соответствии с Законом № 230-ФЗ, размещаются в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальных сайтах федеральных государственных органов и предоставляются для опубликования средствам массовой информации в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Президента РФ, с соблюдением установленных законодательством РФ требований о защите персональных данных.
Указом Президента РФ от 08.07.2013 № 613 «Вопросы противодействия коррупции»2 утвержден Порядок размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера отдельных категорий лиц и членов их семей на официальных сайтах федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и организаций и представления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования (далее — Порядок).
Согласно п. 2 Порядка на официальных сайтах размещаются и общероссийским СМИ предоставляются для опубликования следующие сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера служащих (работников), замещающих должности, замещение которых влечет за собой размещение таких сведений, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей:
- а) перечень объектов недвижимого имущества, принадлежащих служащему (работнику), его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям на праве собственности или находящихся в их пользовании, с указанием вида, площади и страны расположения каждого из таких объектов;
- б) перечень транспортных средств с указанием вида и марки, принадлежащих на праве собственности служащему (работнику), его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям;
- в) декларированный годовой доход служащего (работника), его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
- г) сведения об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимого имущества, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), если сумма сделки превышает общий доход служащего (работника) и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки.
При этом в размещаемых на официальных сайтах и предоставляемых общероссийским СМИ для опубликования сведениях о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера запрещается указывать:
- а) иные сведения (кроме указанных в п. 2 Порядка) о доходах служащего (работника), его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, об имуществе, принадлежащем на праве собственности названным лицам, и об их обязательствах имущественного характера;
- б) персональные данные супруги (супруга), детей и иных членов семьи служащего (работника);
- в) данные, позволяющие определить место жительства, почтовый адрес, телефон и иные индивидуальные средства коммуникации служащего (работника), его супруги (супруга), детей и иных членов семьи;
- г) данные, позволяющие определить местонахождение объектов недвижимого имущества, принадлежащих служащему (работнику), его супруге (супругу), детям, иным членам семьи на праве собственности или находящихся в их пользовании;
- д) информацию, отнесенную к государственной тайне или являющуюся конфиденциальной.
В ч. 3 ст. 8.1 Закона о противодействии коррупции закреплено, что непредставление или представление неполных или недостоверных сведений о своих расходах либо непредставление или представление заведомо неполных или недостоверных сведений о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случае, если представление таких сведений обязательно, является правонарушением, влекущим освобождение соответствующих лиц от замещаемой (занимаемой) должности, увольнение в установленном порядке с государственной службы.
В завершение характеристики Закона № 230-ФЗ полагаем возможным подчеркнуть особую роль органов прокуратуры в реализации его положений.
Статья 12 указанного законодательного акта определяет, что контроль за расходами лица, замещающего (занимающего) одну из должностей, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 2 Закона № 230-ФЗ, а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей может осуществляться Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему прокурорами по решению Президента России, Председателя Правительства РФ либо должностного лица, определяемого Президентом России в порядке, предусмотренном Законом № 230-ФЗ и нормативными правовыми актами Президента России.
Кроме того, в силу ст. 17 Закона № 230-ФЗ Генеральный прокурор РФ или подчиненные ему прокуроры при получении материалов, предусмотренных ч. 3 ст. 16 Закона № 230-ФЗ, в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обращаются в суд с заявлением об обращении в доход России земельных участков, других объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), в отношении которых лицом, замещающим (занимающим) одну из должностей, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 2 Закона № 230-ФЗ, не представлено сведений, подтверждающих их приобретение на законные доходы1.
10. Статьей 9 Закона о противодействии коррупции предусмотрена обязанность прокурорских работников уведомлять представителя нанимателя (работодателя) обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений. При этом невыполнение такой обязанности является правонарушением, влекущим увольнение прокурорского работника с государственной службы либо привлечение его к иным видами ответственности в соответствии с законодательством РФ.
Закон устанавливает, что прокурорский работник, уведомивший представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения его к совершению коррупционного правонарушения, о фактах совершения другими прокурорскими работниками коррупционных правонарушений, непредставления сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, находится под защитой государства в соответствии с законодательством РФ.
Приказом Генерального прокурора РФ от 06.05.2009 № 142 «О порядке уведомления прокурорскими работниками и федеральными государственными гражданскими служащими руководителей органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации о фактах обращения к ним в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений и организации проверок поступающих уведомлений» (далее — Приказ № 142)[25][26] прокурорским работникам и федеральным государственным гражданским служащим органов и организаций прокуратуры РФ предписано уведомлять своих руководителей обо всех случаях непосредственного обращения к ним каких-либо лиц с целью склонения к злоупотреблению служебным положением, даче или получению взятки, злоупотреблению полномочиями либо иному незаконному использованию своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконного предоставления такой выгоды указанным лицам другими физическими лицами в течение суток с момента обращения путем составления рапорта с уведомлением о фактических обстоятельствах происшедшего, а также указанием личных данных и данных обратившихся лиц.
Документ необходимо передавать без регистрации лично либо при отсутствии такой возможности по каналам факсимильной связи в подразделение обеспечения собственной безопасности и физической защиты для регистрации и доклада руководителю, который принимает решение о проведении по нему проверки.
Проверка доводов должна проводиться уполномоченными лицами в течение тридцати суток со дня поступления соответствующего уведомления. О результатах докладывается руководителю органа (организации) прокуратуры РФ, который принимает решение, исходя из характера выявленного нарушения.
На основании Приказа № 142 и в соответствии с его п. 6 в Главной военной прокуратуре, Академии Генеральной прокуратуры РФ и прокуратурах регионального звена разработаны собственные документы (порядки) об уведомлении прокурорскими работниками и федеральными государственными гражданскими служащими руководства органов прокуратуры обо всех случаях обращения к ним каких-либо лиц с целью склонения к совершению коррупционных правонарушений, а также организации проверки указанных уведомлений.
Прокурорам регионального звена предписано не реже одного раза в год обобщать и анализировать состояние работы по организации проверок (служебных расследований), профилактики коррупционных правонарушений.
11. Согласно ст. 11 Закона о противодействии коррупции прокурорские работники обязаны принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов, под которым ст. 10 названного законодательного акта понимает ситуацию, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства. При этом под личной заинтересованностью государственного служащего, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей, понимается возможность получения государственным служащим при исполнении должностных (служебных) обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.
В соответствии с ч. 2 ст. 11 Закона о противодействии коррупции прокурорский работник обязан в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно. При этом представитель нанимателя обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.
Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения прокурорского работника, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.
Непринятие прокурорским работником, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим его увольнение с государственной службы в соответствии с законодательством РФ (см. об этом комментарий к ст. 41.9 Закона о прокуратуре).
Во исполнение Указа Президента РФ от 01.07.2010 № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов»[27] приказом Генерального прокурора РФ от 11.11.2014 № 611 «О комиссиях органов и организаций прокуратуры Российской Федерации по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов»2 утверждены Положение об аттестационных комиссиях органов и организаций прокуратуры Российской Федерации по соблюдению требований к служебному поведению прокурорских работников и урегулированию конфликта интересов (далее — Положение об аттестационной комиссии) и Положение о комиссиях органов прокуратуры Российской Федерации по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов.
Согласно Положению об аттестационной комиссии в ее состав в качестве постоянных членов входят:
- • прокурорские работники кадрового подразделения, подразделения по обеспечению собственной безопасности и физической защиты и других подразделений органа или учреждения прокуратуры, определяемые руководителем органа или организации прокуратуры;
- • представитель (представители) научных организаций и образовательных организаций высшего и дополнительного профессионального образования, деятельность которых связана с государственной службой.
Число членов аттестационной комиссии, не замещающих должности в органе или организации прокуратуры, должно составлять не менее одной четверти от общего количества членов комиссии.
Основаниями для проведения заседания аттестационной комиссии являются:
- а) представление руководителем органа или организации прокуратуры либо уполномоченным им должностным лицом в соответствии с п. 31 Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденного Указом Президента РФ от 21.09.2009 № 1065, материалов проверки, свидетельствующих:
- • о представлении прокурорским работником недостоверных или неполных сведений, предусмотренных пп. «а» п. 1 названного Положения;
- • о несоблюдении прокурорским работником требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов;
- б) поступившее в установленном порядке в подразделение органа или организации прокуратуры, ответственное за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, либо должностному лицу органа или организации прокуратуры, ответственному за эту работу:
- • обращение гражданина, замещавшего должность прокурорского работника, включенную в перечень должностей, утвержденный нормативным правовым актом РФ, о даче согласия на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации либо на выполнение работы на условиях гражданско-правового договора в коммерческой или некоммерческой организации, если в его должностные (служебные) обязанности входили функции по надзору за исполнением этой организацией федеральных законов либо им выполнялись в отношении этой организации иные функции, возложенные федеральным законодательством на органы прокуратуры, до истечения двух лет со дня увольнения с государственной службы;
- • заявление прокурорского работника о невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
- • заявление прокурорского работника о невозможности выполнить требования Федерального закона от 07.05.2013 № 79-ФЗ в связи с арестом, запретом распоряжения, наложенными компетентными органами иностранного государства в соответствии с законодательством данного иностранного государства, на территории которого находятся счета (вклады), осуществляется хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранном банке и (или) имеются иностранные финансовые инструменты, или в связи с иными обстоятельствами, не зависящими от его воли или воли его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
- • уведомление прокурорского работника о возникновении личной заинтересованности при исполнении служебных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов;
- в) представление руководителя органа или организации прокуратуры либо уполномоченного им должностного лица, а также любого члена аттестационной комиссии, касающееся обеспечения соблюдения прокурорским работником требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов либо осуществления в органе прокуратуры мер по предупреждению коррупции;
- г) представление руководителем органа или организации прокуратуры материалов проверки, свидетельствующих о представлении прокурорским работником недостоверных или неполных сведений, предусмотренных ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 03.12.2012 № 230-ФЗ;
- д) поступившее в соответствии с ч. 4 ст. 12 Закона о противодействии коррупции и ст. 64.1 Трудового кодекса РФ в орган или организацию прокуратуры уведомление коммерческой или некоммерческой организации о заключении с гражданином, замещавшим должность государственной службы в органе или организации прокуратуры, трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), если отдельные функции по надзору за исполнением данной организацией федеральных законов (иные функции в отношении данной организации, возложенные федеральным законодательством на органы прокуратуры) входили в его должностные обязанности, исполняемые во время замещения должности в органе или организации прокуратуры, при условии, что указанному гражданину аттестационной комиссией ранее было отказано во вступлении в трудовые и гражданско-правовые отношения с данной организацией или что вопрос о даче согласия такому гражданину на замещение им должности в коммерческой или некоммерческой организации либо на выполнение им работы на условиях гражданско-правового договора в коммерческой или некоммерческой организации аттестационной комиссией не рассматривался.
Аттестационная комиссия не рассматривает сообщения о преступлениях и административных правонарушениях, а также анонимные обращения, не проводит проверки по фактам нарушения служебной дисциплины.
Решения аттестационной комиссии оформляются протоколами, которые подписывают члены аттестационной комиссии, принимавшие участие в ее заседании.
Согласно п. 4.14 Положения об аттестационной комиссии в случае установления аттестационной комиссией признаков дисциплинарного проступка в действиях (бездействии) прокурорского работника информация об этом представляется руководителю органа или организации прокуратуры для решения вопроса о применении к прокурорскому работнику мер ответственности, предусмотренных ст. 41.7 Закона о прокуратуре.
При установлении аттестационной комиссией факта совершения прокурорским работником действия (факта бездействия), содержащего признаки административного правонарушения или состава преступления, председатель аттестационной комиссии обязан передать по принадлежности в соответствующее подразделение органа прокуратуры материалы о совершении указанного действия (бездействии) для рассмотрения в порядке, установленном Законом о прокуратуре и организационно-распорядительными актами Генеральной прокуратуры РФ (п. 4.15 Положения об аттестационной комиссии).
12. В соответствии с ч. 1 ст. 12 Закона о противодействии коррупции гражданин, замещавший должность государственной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами РФ, в течение двух лет после увольнения с государственной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более 100 тыс. руб. на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов. Комиссия обязана рассмотреть письменное обращение гражданина о даче согласия на замещение на условиях трудового договора должности в организации и (или) на выполнение в данной организации работ (оказание данной организации услуг) на условиях гражданско-правового договора в течение семи дней со дня поступления указанного обращения в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации, и о принятом решении направить гражданину письменное уведомление в течение одного рабочего дня и уведомить его устно в течение трех рабочих дней.
В соответствии с Указом Президента РФ от 21.07.2010 № 925 «О мерах по реализации Федерального закона „О противодействии коррупции“»[28] требование ст. 12 Закона о противодействии коррупции распространяется на лиц, занимавших должности:
- а) заместителей Генерального прокурора РФ;
- б) прокуроров субъектов РФ, приравненных к ним военных прокуроров и прокуроров иных специализированных прокуратур;
- в) прокуроров городов и районов, приравненных к ним военных прокуроров и прокуроров иных специализированных прокуратур;
- г) начальников:
- • главных управлений, управлений и отделов (на правах управлений, в составе управлений) Генеральной прокуратуры РФ;
- • управлений и отделов (на правах управлений, в составе управлений) прокуратур субъектов РФ, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратур;
- • отделов прокуратур городов и районов, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратур;
- д) старших прокуроров и прокуроров:
- • главных управлений, управлений и отделов Генеральной прокуратуры РФ;
- • управлений и отделов прокуратур субъектов РФ, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратур;
- е) советников, старших помощников, старших помощников по особым поручениям, помощников и помощников по особым поручениям Генерального прокурора РФ;
- ж) помощников по особым поручениям первого заместителя и заместителей Генерального прокурора РФ;
- з) старших помощников, помощников и помощников по особым поручениям прокуроров субъектов РФ, приравненных к ним военных прокуроров и прокуроров иных специализированных прокуратур;
- и) старших помощников и помощников прокуроров городов и районов, приравненных к ним военных прокуроров и прокуроров иных специализированных прокуратур;
- к) руководителей (директора, ректоры) научных и образовательных организаций прокуратуры РФ;
- л) заместителей лиц, замещающих должности, указанных в подп. «б» — «г»
и «к».
Согласно ч. 2 ст. 12 Закона о противодействии коррупции гражданин, замещавший указанные должности, в течение двух лет после увольнения с государственной службы обязан при заключении трудовых или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг), указанных в ч. 1 рассматриваемого законодательного акта, сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы. Несоблюдение этого требования влечет прекращение трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в ч. 1 ст. 12 Закона о противодействии коррупции, заключенного с указанным гражданином.
В свою очередь несоблюдение работодателем при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в ч. 1 ст. 12, с гражданином, замещавшим должности государственной службы, обязанности в 10-дневный срок сообщать о заключении такого договора органа или организации прокуратуры по последнему месту службы гражданина, является правонарушением и влечет ответственность в соответствии с законодательством РФ (ч. 5 ст. 12 Закона о противодействии коррупции).
13. Иные запреты и ограничения, изложенные в ст. 12.1 и 12.3 Закона о противодействии коррупции в полной мере корреспондируют положениям ст. 17 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», рассмотренной нами выше.
Это, в частности, относится и к Генеральному прокурору РФ, на которого п. 2 ст. 40.2 Закона о прокуратуре распространяет ограничения и обязанности, предусмотренные ст. 12.1 Закона о противодействии коррупции.
- 14. Пункт 3 комментируемой статьи Закона о прокуратуре возлагает на Генерального прокурора РФ обязанность сообщать о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, в порядке, предусмотренном указами главы государства, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта. Данной норме корреспондирует Указ Президента РФ от 22.12.2015 № 650, которым утверждено Положение о порядке сообщения лицами, замещающими отдельные государственные должности Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, и иными лицами о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов[29] Генеральный прокурор РФ обязан при возникновении оснований направить Президенту РФ уведомление установленного образца, по изучении которого принимается одно из следующих решений:
- а) признать, что при исполнении должностных обязанностей лицом, направившим уведомление, конфликт интересов отсутствует;
- б) признать, что при исполнении должностных обязанностей лицом, направившим уведомление, личная заинтересованность приводит или может привести к конфликту интересов;
- в) признать, что лицом, направившим уведомление, не соблюдались требования об урегулировании конфликта интересов.
- 15. Завершая комментарий к ст. 40.2 Закона о прокуратуре, отметим, что п. 3 приказа Генерального прокурора РФ от 20.02.2013 № 80 «Об основных направлениях работы с кадрами в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации» руководителям органов и организаций прокуратуры предписано:
- • осуществлять своевременную организацию проверок сообщений о совершенных работниками органов прокуратуры правонарушениях, в том числе коррупционного характера, принятие по ним решений о привлечении виновных к установленной законом ответственности;
- • обеспечивать соблюдение прокурорскими работниками и федеральными государственными гражданскими служащими органов прокуратуры ограничений и запретов, исполнение ими обязанностей, установленных федеральными законами «О противодействии коррупции», «О прокуратуре Российской Федерации», «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;
- • не допускать возможности возникновения конфликта интересов в процессе деятельности органов и учреждений прокуратуры, в том числе при организации проверочных мероприятий, определении объектов проверок, назначении работников прокуратур и распределении их обязанностей. Своевременно принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, стороной которого являются подчиненные работники;
- • регулярно (не реже одного раза в полугодие) анализировать практику привлечения прокурорских работников, федеральных государственных гражданских служащих органов прокуратуры к ответственности за совершение коррупционных правонарушений. С учетом результатов анализа принимать конкретные меры по профилактике таких правонарушений.
- * * *
- [1] СЗ РФ. 2015. № 41 (ч. 2). Ст. 5639.
- [2] См.: Воробьев Н. И., Галкин В. А. Комментарий к Федеральному закону от 27 июля2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (постатейный) // Подготовлен для СПС «КонсультантПлюс»; Нечаева Т. В., Кирилин А. В. Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственнойгражданской службе Российской Федерации» (постатейный). 2-е изд. М.: Деловой двор, 2013 и др.
- [3] Законность. 2014. № 8.
- [4] СЗ РФ. 2014. № 3. Ст. 279 (с поел. изм.). 1 Законность. 2016. № 3 (с поел. изм.). Речь идет о начальнике отдела планирования, труда, финансирования, бухгалтерского учета и отчетности и главном бухгалтере.
- [5] Заполняется при наличии документов, подтверждающих стоимость подарка.
- [6] Заполняется при наличии документов, подтверждающих стоимость подарка.
- [7] Заполняется при наличии документов, подтверждающих стоимость подарка.
- [8] СПС «КонсультантПлюс».
- [9] Законность. 2016. № 6.
- [10] Законность. 2015. № 12 (с поел. изм.). о СПС «КонсультантПлюс». В п. 11 ст. 17 указанного законодательного акта речь идетоб условиях принятия наград, почетных и специальных званий от структур, не относящихся к органам публичной власти, в связи с чем рассматриваемый приказ выходитза рамки законодательно установленных запретов.
- [11] См.: Воробьев Н. И., Галкин В. А. Комментарий к Федеральному закону от 27 июля2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (постатейный) // Подготовлен для СПС «КонсультантПлюс»; Нечаева Т. В., Кирилин А. В. Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственнойгражданской службе Российской Федерации» (постатейный). 2013 и др.
- [12] СЗ РФ. 2009. № 21. Ст. 2542 (с поел. изм.).
- [13] Законность. 2014. № 5.
- [14] Перечень таких лиц мы не приводим, поскольку комментируемая ст. 40.2 Закона
- [15] о прокуратуре не упоминает о них.
- [16] (Ф.И.О. и подпись лица, принявшего справку) Приказом Генерального прокурора РФ от 26.12.2014 № 725 утверждено в новой редакции Положение о порядке представления в органах и организацияхпрокуратуры Российской Федерации сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее — Положение)1, в соответствии с п. 1 которого сведения о доходах, об имуществе и обязательствахимущественного характера обязаны представлять: а) граждане, претендующие на замещение должности федеральной государственной службы в органах и организациях прокуратуры РФ;
- [17] прокурорские работники, федеральные государственные гражданскиеслужащие, замещавшие по состоянию на 31 декабря отчетного года должностьфедеральной государственной службы в органах и организациях прокуратуры, предусмотренную перечнем должностей, утвержденным Указом Президента РФот 18.05.2009 № 557, и перечнями должностей, утвержденными приказами Генерального прокурора РФ, прокуроров субъектов РФ, приравненных к ним прокуроров во исполнение требований названного Указа Президента РФ; в) федеральные государственные служащие, замещающие должность федеральной государственной службы в органах и организациях прокуратуры, не предусмотренную перечнем должностей, утвержденным Указом ПрезидентаРФ от 18.05.2009 № 557, перечнями должностей, утвержденными организационно-распорядительными документами органов прокуратуры, и претендующиена замещение должности государственной службы в органах и организацияхпрокуратуры, предусмотренной этими перечнями; г) работники ФГКОУ ВО «Академия Генеральной прокуратуры РоссийскойФедерации», замещающие должности, предусмотренные перечнем должностей, утвержденным приказом Генерального прокурора РФ; д) руководители федерального государственного бюджетного учреждения, подведомственного Генеральной прокуратуре РФ, должности которых указаныв перечне должностей, утвержденном приказом Генерального прокурора РФ; е) граждане, претендующие на замещение должности, указанной в подп. «г"и «д». Частью 3 ст. 20 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» определено, что сведения о доходах, об имуществеи обязательствах имущественного характера, представляемые гражданскимслужащим в соответствии с настоящей статьей, являются сведениями конфиденциального характера, если федеральным законом они не отнесены к сведениям, составляющим государственную тайну. При этом не допускается использование сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественногохарактера гражданского служащего и членов его семьи для установления или
- [18] СЗ РФ. 2013. № 19. Ст. 2306 (с поел. изм.).
- [19] СЗ РФ. 2015. № 10. Ст. 1506 (с поел. изм.).
- [20] Законность. 2015. № 7.
- [21] Для целей настоящего приказа под допуском к сведениям особой важности понимается допуск к сведениям, отнесенным к государственной тайне и имеющим степень секретности «особой важности».
- [22] Например: Борисов А. Н. Комментарий к Федеральному закону от 7 мая 2013 г.№ 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенныхза пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» (постатейный) // Подготовлен для СПС «Консуль-тантПлюс», 2013.
- [23] СЗ РФ. 2012. № 50 (ч. 4). Ст. 6953 (с поел. изм.).
- [24] 9 Данная обязанность касается сделок, совершенных с 1 января 2012 г.
- [25] См. об этом подробнее: Винокуров А. Ю. Контроль за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам как самостоятельнаяфункция прокуратуры // Административное и муниципальное право. 2013. № 2, а такжев указанных выше комментариях к Закону № 230-ФЗ.
- [26] Законность. 2009. № 7 (с поел. изм.).
- [27] СЗ РФ. 2010. № 27. Ст. 3446 (с поел. изм.). о СПС «КонсультантПлюс».
- [28] СЗ РФ. 2010. № 30. Ст. 4070.
- [29] СЗ РФ. 2015. № 52 (ч. 1). Ст. 7588.