Семантика цветообозначения в немецком и русском языках
Конкретизация цветов, стремление уточнить цветовые характеристики через обозначение различных оттенков с помощью широкой палитры лексических единиц, «разложить» основной цвет на его составляющие, возможно, объясняются национально-культурными особенностями немцев, для которых характерны такие черты национального характера, как аккуратность, чёткость, педантичность. Оттенки… Читать ещё >
Семантика цветообозначения в немецком и русском языках (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Окружающий нас мир неизмеримо разнообразен и естественно возникает необходимость применять термины цветообозначения. В словаре любого языка всегда насчитывается достаточно ограниченное количество названий цвета (обычно 100−150) При этом глаз человека способен различить во много раз больше цветов бесконечное количество цветовых оттенков (до 100 000 оттенков). Цветообозначения обычно поздно заучиваются детьми, и даже в общении между взрослыми людьми нередко возникают «коммуникативные неудачи». Экспериментальным путем доказано, что зачастую один человек под каким-либо обозначением цвета подразумевает определенный оттенок, при этом другой человек воспринимает информацию по-своему, с точки зрения своего восприятия. Наименования цветообозначений в современном немецком и русском языках более наглядно можно проследить, опираясь на каталоги мод, сопоставление которых позволяет соотнести не только наименования цветов, но и обозначений их оттенков.
Цветообозначения в немецком языке
Для исследования лексических единиц, обозначающих цвет, был выбран немецкий каталог моды «OTTO». На примере различных моделей одежды отражены разнообразные цветовые гаммы. В каталоге триста восемьдесят страниц, на каждой странице примерно по три цветообозначения. Таким образом получается, что в каталоге «ОТТО» представлено около одной тысячи ста сорока лексических единиц, связанных с колористикой одежды. Для исследования были выбраны классические цвета, соответствующие цветовому спектру. В нашей работе лексические единицы распределены по спектру, в качестве материала для исследования использованы только те лексические единицы, которые обозначают оттенки основных цветов.
Рассмотрим эти оттенки следуя по спектру:
1. Оттенки белого Кроме основного обозначения цвета weiss (белый) в каталоге использовались четыре лексические единицы, обозначающие различные оттенки белого цвета: rauchiges weiss (дымчато-белый), mandel weiss (белый миндаль), elfenbeinfarbe (цвет слоновой кости, белый цвет с кремовым оттенком).
2. Оттенки серого Для обозначения оттенков цвета grau (серый) найдено семь лексических единиц: hellgrau (cветло-серый), silbern (cеребряный), schiefergrau/blau-grau (cиневато-серый, аспидный цвет), chinchilla (cеровато-голубоватый), grьngrau (cеро-зелёный), dunkelgrau (тёмно-серый), zyan (стальной).
3. Оттенки чёрного У цвета schwarz (чёрный) найдено только два оттенка для цветообозначения предметов одежды (по каталогу «ОТТО»): schwarzgrau (чёрно-серый), anthrazit (чёрный с металлическим отливом, антрацитовый):
4. Оттенки синего Кроме основного цвета blau (синий) встречается восемнадцать оттенков. Например: marineblau (тёмно-синий цвет, ультрамариновый), kцnigsblau (кобальтовый синий/чистый, яркий оттенок синего цвета), indigo (индиго), сapri (капри; светлый, с серым оттенком), tьrkis (бирюза), dunstblau (туманно-голубой) и т. д.
5. Оттенки зелёного Помимо основного цвета grьn (зелёный) используются обозначения следующих оттенков: grellgrьn/limonenfarbe (ярко-зелёный с желтоватым оттенком, цвета лайма), blaugrьn/bleu (зеленовато-голубой), seegrьn (цвета морской волны), frьhlingsgrьn (цвет весенней листвы), salatfarbe (салатный), kiwi (киви).
6. Оттенки розового, фиолетового Для обозначения оттенков rosa (розовый) и violett (фиолетовый) в каталоге найдено достаточно много лексических единиц: pink/rosenquarz (ярко-розовый), pfirsich (персиковый), helllila/amethyst (светло-лиловый, аметист), pflaume (сливовый), aubergine (баклажан), rosenholz (розовое дерево).
7. Оттенки коричневого Цвет braun (коричневый) представлен в каталоге следующими оттенками: chokoladenbraun (шоколад), haselnussbraun (ореховый/светло-коричневый/красновато-коричневый), weizen (пшеничный), marone (каштановый), terracotta (терракота).
8. Оттенки жёлтого.
Gelb (жёлтый) имеет такие оттенки, как sandgelb (песчаный, жёлтый песок), kanariengelb (канареечный, канареечно-жёлтый), champagner (шампанского), senffarbe (горчичный), lindenblute (липовый), vanilla (ванильный) и т. д.
9. Оттенки красного Кроме основного значения rot (красный) в каталоге представлено тринадцать оттенков этого цвета. Например: purpurrot / tiefrot (алый), magenta (пурпурный), himbeerrot (малиновый), korallenrot (коралловый), tonscherbenrot (цвет красной глины).
10. Оттенки оранжевого/красно-коричневого По каталогу «ОТТО» у цвета orange (оранжевый) в цветообозначении используются следующие оттенки: hellorange (светло-оранжевый), ocker (сиена, охра), rotes ocker (красная охра), gebranntes orange (жжёная охра, жжёный оранжевый), ockergelb (жёлтая охра), ziegelfarbe / kurbis (кирпичный), rost (ржавчина), goldorange (оранжево-золотой) (ПРИЛОЖЕНИЕ В).
Цветообозначения в каталоге мод на русском языке
Для исследования цветообозначений в русском языке, выбрано несколько русских каталогов и журналов — «IKEA», «Cosmopolitan», «Vogue». Было исследовано примерно сто страниц, на которых были представлены различные цветообозначения.
В каталоге «IKEA» или базовые цвета или оттенки с полутоном: ярко-, светло-, тёмно — и т. д. Например: ярко-красный, малиновый, оранжевый, тёмно-синий, зелёный, тёмно-зелёный, белый, темно-красный, чёрный, синий, лиловый, серебристый, сиреневый, голубой, розовый, жёлто-зелёный, коричневый, светло-коричневый, песочный.
В модном женском журнале «Cosmopolitan» так же немного обозначений цветов. Были выявлены такие цвета как: перламутр, синий, зелёный, фуксия, розовый, оранжевый, коралловый, натурально-розовый, кораллово-красный, серебряный, красный, натуральный, хаки, горький шоколад, кофейный цвет, цвет чай с молоком.
Рассмотрим эти оттенки, следуя по спектру:
1. Оттенки белого Кроме основного обозначения цвета «белый», встречаются три оттенка: перламутр, натуральный, белоснежный.
2. Оттенки серого У серого цвета обнаружен только один оттенок — серебряный.
3. Оттенки чёрного В русских журналах не найдено обозначений оттенков чёрного цвета.
4. Оттенки синего Синий цвет представлен в журналах следующими оттенками: бирюзовый, голубой, небесный, тёмно-синий.
5. Оттенки зелёного Ярко-зелёный, защитный, хаки, тёмно-зелёный — все эти оттенки зелёного цвета.
6. Оттенки розового, фиолетового Результатом выборки стало небольшое количество их оттенков: пепельно-розовый, ярко-розовый, фуксия, коралловый, натурально-розовый, малиновый, лиловый, сиреневый, бледно-розовый.
7. Оттенки коричневого Коричневый цвет в русских каталогах намного популярнее и поэтому было найдено немало оттенков коричневого: песочно-кремовый, горький шоколад, кремовый, кофейный, бронза, чай с молоком, светло-коричневый, песочный, бежевый.
8. Оттенки жёлтого В основном в каталогах используют основной цвет — жёлтый. Но обнаружено и несколько оттенков: ярко-жёлтый, золотой, жёлто-зелёный, горчичный.
9. Оттенки красного Для красного цвета только три оттенка: кораллово-красный, ярко-красный, тёмно-красный.
10. Оттенки оранжевого/красно-коричневого Кроме основного цвета, оранжевого, никаких оттенков не представлено (ПРИЛОЖЕНИЕ Г).
Анализ основных особенностей цветообозначения в одежде показывает, что хотя реакции на определенный цвет бывают чисто физиологическими, на них оказывают сильное воздействие географические и социокультурные особенности того региона, в котором живет человек. «Национальная палитра» определяется, например, климатическими условиями страны (так, жители пустыни предпочитают цвета, отражающие солнечные лучи, чтобы обеспечить себе какую-то виртуальную прохладу). Точно так же различается язык цвета и в разных странах. Хотя цветовые сигналы основываются на эмоциях и на генетическом импринтинге, однако в разных уголках мира доминируют различные цвета.
Германия считается страной, жители которой характеризуются национальными особенностями, объединяющими их со скандинавскими народами и с англичанами. Немцы менее эмоциональны, чем южные народы Европы, например, испанцы, итальянцы, греки. Они более закрыты и осторожны в своих контактах. Такой северный тип всегда порождает иное восприятие цвета, чем в южных странах. В Германии традиционными и привычными цветами в одежде и интерьере жилища бывают не яркие сочные цвета, как например, в Италии, а приглушенные, нейтральные, неброские Анализ каталогов на немецком и русском языках показал, что в немецких журналах представлено намного больше наименований цветов и они обозначают конкретные оттенки, а в русских журналах цвета описываются абстрактнее, например яркие или холодный оттенки, озорные оттенки, красные тона и т. д. В русских журналах мод в основном употребляется наименование цвета из основного спектра, а не обозначения его оттенков. Несмотря на существование эквивалентного перевода некоторых цветовых оттенков с немецкого на русский язык, даже в переводных зарубежных изданиях (например, «IKEA») для передачи цветообозначения используются в основном только базовые цвета спектра.
Конкретизация цветов, стремление уточнить цветовые характеристики через обозначение различных оттенков с помощью широкой палитры лексических единиц, «разложить» основной цвет на его составляющие, возможно, объясняются национально-культурными особенностями немцев, для которых характерны такие черты национального характера, как аккуратность, чёткость, педантичность.
Таким образом, и в цветообозначении предметов одежды прослеживаются социокультурные характеристики носителей языка.