Заключение.
Язык как знаковая система.
Передача информации
Отказ же от признания единиц языка знаками особого свойства повлек бы за собой многие теоретические трудности, и одна из них состояло бы в том, что язык пришлось бы исключить из числа других знаковых систем. А это не только противоречило бы уже сложившимся семиотическим представлениям, теориям и гипотезам, но и не позволило бы увидеть действительные отличия языка от таких систем общения, как… Читать ещё >
Заключение. Язык как знаковая система. Передача информации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Знаковая теория языка у многих лингвистов вызывает и вызывала в настоящее время настороженное к ней отношение. Это вызвано опасением: не искажаем ли мы действительную природу языка как явления социального, как действительного и практического сознания, сводя его элементы, простые и сложные к их знаковой сути, Но дело видимо, не в том, назовем мы знаками элементы языка или нет. Для понимания социальной природы языка это значения не имеет. Дело в ином: как мы поймем и истолкуем знак вообще и знак языка — в частности.
Если знаком мы будем считать чисто условный физический факт, соотнесенный с предметом или понятием, — мы лишим язык его сращенности с сознанием и вплетенности в социальную, трудовую жизнь людей. Если знак мы будем понимать как феномен чисто психический, мы рискуем потерять критерии объективности языка и независимости его знаковой структуры от индивидуальной деятельности человеческой психики. Но если знак для нас — двусторонняя, материально-идеальная единица — носитель социальной информации, и если идеальная сторона знака есть не что иное, как один из видов отображения действительности в сознании человека, — признание знаковости не может войти в противоречие с его диалектико-материалистическим пониманием.
Отказ же от признания единиц языка знаками особого свойства повлек бы за собой многие теоретические трудности, и одна из них состояло бы в том, что язык пришлось бы исключить из числа других знаковых систем. А это не только противоречило бы уже сложившимся семиотическим представлениям, теориям и гипотезам, но и не позволило бы увидеть действительные отличия языка от таких систем общения, как музыка, изобразительное искусство, «язык» морской сигнализации, «язык» дорожных знаков и т. д.
Проблема знаковости языка остается одной из центральных в современном языкознании, а также в семиотике и философии. Эта проблема захватывает весь язык в целом и отдельные его элементы, понимание его структуры и его системы, синтагматики и парадигматики, его функционирования и развития. Она открывает возможность сближения языка с другими системами знаков и удаления его от них — в теоретических описаниях и обсуждениях. Она не затемняет и не искажает ни социальной природы языка, ни его свойств практического действительного сознания.