Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Словари на уроках русского языка как средство развития речи учащихся основной общеобразовательной школы

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализируя ответы ребят, я пришла к выводу, что необходимо им дать точное определение понятия «словарь», познакомить их с разнообразными видами словарей, прививать потребность обращаться к этим книгам не только на уроках русского языка, но и в любой другой жизненной ситуации. Обобщая ответы учащихся, я сделала вывод, что они осознают важность словарей для любого человека, но мало кто использует… Читать ещё >

Словари на уроках русского языка как средство развития речи учащихся основной общеобразовательной школы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Опытно-экспериментальная работа по вопросу использования словарей на уроках русского языка с целью развития речи учащихся и обогащения их словарного запаса При написании этой работы я отправилась школу с целью выявить степень осведомления учащихся о словарях. Провела опытно-экспериментальную работу по вопросу использования словарей на уроках русского языка с целью развития речи учащихся и обогащения их словарного запаса в 8 классе школы № 28 ст. Еремизино — Борисовской Тихорецкого района. словарь учащийся грамотность урок Начала исследование с анкетирования. Цель анкетирования — выяснить степень осведомленности учащихся о словарях, наметить пути работы с ними. Анкета была анонимной, поэтому можно рассчитывать на откровенность и искренность. Она включала в себя следующие вопросы:

  • 1. Что такое словарь?
  • 2. Какие знаете словари?
  • 3. Умеете ли вы пользоваться словарями?
  • 4. Когда сами обращаетесь к словарям?
  • 5. Работали ли вы со словарями на уроках русского языка?
  • 6. Нужны ли человеку словари?

Анализируя ответы ребят, я пришла к выводу, что необходимо им дать точное определение понятия «словарь», познакомить их с разнообразными видами словарей, прививать потребность обращаться к этим книгам не только на уроках русского языка, но и в любой другой жизненной ситуации. Обобщая ответы учащихся, я сделала вывод, что они осознают важность словарей для любого человека, но мало кто использует словари во внеурочной деятельности. Следовательно, моей первостепенной задачей стало привить интерес к книге носящей название СЛОВАРЬ.

Следующим этапом моей опытно-экспериментальной работы явилась самостоятельная работа по вариантам, которую я предложила учащимся. Целью работы была проверка богатого словарного запаса учащихся, выявление их грамотности (орфографической, пунктуационной и речевой). Самостоятельная работа включала в себя 4 задания, 3 из них состояли из 2-х частей: теоретической (проверка общей эрудиции) и практической (объяснить значение слова, правописание, произношение). Последнее (заключительное) задание — общее для обоих вариантов. Оно направлено на проверку знаний учащихся по проблеме моего исследования. Задания для самостоятельной работы представлены ниже.

Задание 1.

  • 1. Как вы думаете, каково значение толкового словаря для человека? Ответ обоснуйте.
  • 2. Раскройте значение слов (своими словами):

симпозиум абонемент президиум воззрение.

Задание 2.

1. Для чего человеку необходимо пользоваться орфографическим словарем? Каково ваше мнение?

Задание 3.

  • 1. В чем заключается значение орфоэпического словаря для человека?
  • 2. Расставьте ударение в следующих словах:

каталог ходатайство партер форзац красивее диспансер углубить колледж обеспечение позвонишь.

Задание 4.

Перечислите, какие виды словарей вы знаете? Кто их автор?

Результаты данной самостоятельной работы оказались удручающими. Ни один человек из класса не смог справиться с нею, хотя некоторые подавали надежду. Меня поразило то, что часть учащихся не смогла объяснить, для чего необходим тот или иной словарь. Можно сделать вывод, что ребята узнали о существовании этих словарей впервые. Кроме перечисленных словарей (толковый, орфографический и орфоэпический), учащиеся не смогли назвать ни один другой. Я пришла к выводу, что они не пользовались ими ранее.

Для того чтобы работа со словарями как средство развития речи учащихся, была более эффективной, она должна осуществляться, я думаю, не только непосредственно на уроках русского языка, но и дома. Поэтому учащиеся, помимо основного домашнего задания, получали задание поработать с различными видами словарей (толковым, орфографическим, орфоэпическим, словарем строения слов, фразеологическим и другими). Неотъемлемой частью эффективности подобной работы является система уроков, посвященных словарям (эта работа, как любая другая, должна осуществляться систематически).

Подытоживая свою опытно-экспериментальную работу, хотелось бы сделать вывод, что при систематическом использовании словарей на уроках русского языка можно добиться значительного обогащения словарного запаса учащихся основной общеобразовательной школы.

Заключение

Проблема «Словари на уроках русского языка как средство развития речи учащихся основной общеобразовательной школы» — это новое в методике преподавания русского языка. Она еще сравнительно мало изучена. В своем исследовании я постаралась как можно полнее осветить вопрос о русской лексикографии, о том новом, что появилось в теории, методике о словарях. Без этого невозможно правильно организовать работу со словарями на уроках русского языка. Пытаясь дать оценку различным видам словарей, я пришла к выводу, что каждый словарь имеет большое значение для современного школьника. Главная его задача — содействовать обогащению словарного запаса человека, сделать его речь грамотной, культурной.

Работа обогатила меня. Я много узнала о психологических особенностях подросткового возраста, о методике использования словарей на уроках русского языка. В результате убедилась, что словари — это одно из основных средств развития речи учащихся основной общеобразовательной школы.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой