Факторы устойчивого развития региональных социально-экономических систем в условиях глобализации экономического пространства
Понимание сущности экономической обстановки в некотором регионе дается непросто, поскольку имеется множество «местных» влияний на производительность и ее рост. В контексте проблематики развития ряда периферийных регионов Юга России, и Краснодарского края, в частности, это означает повышение значимости этноэкономических факторов (ресурсов) и их качественных характеристик (эффективности… Читать ещё >
Факторы устойчивого развития региональных социально-экономических систем в условиях глобализации экономического пространства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Вопросы стратегического обеспечения устойчивого развития регионов принадлежат к числу наиболее востребованных современной практикой государственного регулирования и находящихся в центре внимания экономической науки. Управление стратегическим развитием вышло за рамки государственного регулирования и приобрело характер многогранного процесса, учитывающего реальные интересы хозяйствующих субъектов, относящихся к различным формам собственности и экономическим укладам, интересы государственного сектора и населения. Актуальность этих процессов приобретает особую значимость в условиях рыночных преобразований, наблюдавшихся в российской экономике последнее десятилетие, которые внесли существенные изменения в условия формирования макроэкономических тенденций.
Процесс глобализации экономических отношений преобразует внутреннюю среду национальной и региональной экономик, коренным образом изменяя характер, формы, механизмы и инструментальное обеспечение стратегий устойчивого развития. Потребности экспансии глобального капитала становятся определяющим фактором процесса установления перспективных целей и выбора средств их достижения применительно к промышленному комплексу региональной экономики.
Будучи универсальным, противоречивым, неравномерным, проявляющимся в экономической, социокультурной, политической и иных сферах и постоянно меняющим свои конкретные формы процессом, глобализация предстает, прежде всего, как реструктуризация и качественное развитие международного пространства, его новая архитектура. В видоизменяющемся глобальном контексте наряду с трансформационными факторами производства, непосредственно преобразующими вещество природы в потребные людям формы (труд, капитал, природные ресурсы), базовыми становятся трансакционные факторы, создающие связи и отношения координации и субординации, поля взаимодействия различных хозяйствующих субъектов: институция, организация, информация /2/.
В этой ситуации регионы и страны, являя собой «часть» глобального экономического пространства, становятся все более «открытыми», что проявляется в повышении значимости для них «внешних» связей и усилении их «присутствия» за пределами своей территории, усложнении связей между регионами и размывании их границ. В этой ситуации экономическое пространство все больше отрывается от понятия «территория» /3/.
Одновременно, по мере включения в процесс глобализации, региональные социально-экономические системы все больше испытывают на себе воздействие феномена, обозначенного Б. Б. Родоманом как «давление места» или «позиционное давление». Под влиянием позиционного давления легко подвижный объект перемещается, а менее подвижный, оставаясь на месте, изменяет свои физические свойства и функции для лучшего приспособления к среде, либо сам формирует себе новое пространственное положение и более подходящую среду, а при неспособности к таким изменениям деградирует и, в крайнем случае, просто перестает существовать /4/.
Изменение внешних макроэкономических условий, в которых находятся регионы России, в том числе регионы Юга России и Краснодарский край, в частности, требуют разработки новых подходов к управлению их развитием. При этом большинство отраслей промышленности и особенно отрасли сельского хозяйства, легкой и пищевой промышленности, столкнулись с жесткой конкуренцией за рынки сбыта.
Промышленный комплекс образует несущую конструкцию хозяйственной системы страны в целом. В нем складываются точки роста и формируются факторы современного производства, концентрируется человеческий капитал и накапливается организационная культура экономического процесса. Стратегическая ориентация развития промышленного комплекса обусловливает формирование и транзит импульсов, преобразующих функции и структуру практически всех секторов национальной экономики.
Необходимость совершенствования методического обеспечения формирования долгосрочных стратегических планов промышленного развития регионов обусловлена не только факторами национальной и региональной экономик России, но и глобальными факторами современного мирового хозяйства — расширением сферы международной конкуренции на рынках, продолжающейся дифференциацией потребительских предпочтений и запросов в условиях динамичного научно-технического прогресса, инновационным характером современного воспроизводственного процесса, цикличностью процесса развития конъюнктуры мирового рынка. Наблюдающееся в настоящее время смещение центра стратегического планирования на региональный уровень отвечает интересам диверсификации национальной экономики и способствует достижению компромисса между национальными интересами и спецификой хозяйственного уклада территорий в рамках субъектов РФ /6/.
Глобализация проявляет себя как несколько параллельно разворачивающихся процессов.
Во-первых, это усиление геополитических факторов при формировании единого экономического пространства стран и мира, проявляющееся в объективной необходимости глобального позиционирования стран и регионов, рассматриваемого как «такое развитие и функционирование конкретной территориальной социально-экономической системы, которое вмещает в себя и одновременно использование и изменение экономико-географического положения (в том числе, совершенствование)» /4/.
Во-вторых, параллельно, высокую значимость приобретают задачи расширения внешнего взаимодействия региональных социально-экономических систем с аналогичными им территориальными образованиями. Российская социально-экономическая система, сохраняя многие унаследованные от предшествующих периодов черты, трансформируется под влиянием рыночных субъектов и механизмов. Под воздействием рыночных отношений территории и соответствующие им территориальные социально-экономические системы становятся своеобразными «товарами», и одновременно вынуждены соотносить себя с аналогичными территориальными «товарами».
В этом контексте с точки зрения конкурентоспособности регионов становятся важными не столько само наличие либо отсутствие основных факторов производства (труд, земля, капитал, предпринимательство), (поскольку на любой территории (регионе, стране) обязательно они будут присутствовать в том или ином виде), сколько то, как они используются, т. е. их качественные характеристики, и даже возможности их изменять.
Так, М. Портер отмечает, что местоположение определяет конкурентное преимущество посредством своего влияния на производительность и, особенно, на рост производительности. Общие факторы производства сами по себе представлены обычно в изобилии и готовы к использованию. Процветание зависит от производительности, с которой факторы используются и совершенствуются при определенном местоположении. Производительность и процветание региона (территории) зависят не от того, в каких отраслях конкурируют фирмы, а от того, как они конкурируют. Одно только присутствие в отрасли высоких технологий не гарантирует процветания, если фирмы работают непроизводительно. Рассматривать традиционные различия между отраслями, такие, как высокие или низкие технологии, производство или предоставление услуг, ресурсоемкие или наукоемкие отрасли, само по себе не совсем уместно. Истинная цель состоит в повышении производительности всех отраслей, в повышении благосостояния как непосредственно, так и косвенно, поскольку повышение производительности в одной отрасли приводит к повышению производительности во всех остальных. Таким образом, благосостояние региона зависит от производительности в той сфере, в которой ведут свою деятельность расположенные там фирмы.
В-третьих, в условиях такой повышенной «открытости» региональных социально-экономических систем и объективных процессов расширения внешних по отношению к региону связей, реализация соответствующих стратегий развития во многом обусловливаются экономической обстановкой внутри региона.
Понимание сущности экономической обстановки в некотором регионе дается непросто, поскольку имеется множество «местных» влияний на производительность и ее рост. В контексте проблематики развития ряда периферийных регионов Юга России, и Краснодарского края, в частности, это означает повышение значимости этноэкономических факторов (ресурсов) и их качественных характеристик (эффективности их использования и ее повышения) для успешного развития данных регионов в национальном и глобальном экономическом пространстве и учетом их геополитического положения. Регионы как целостные воспроизводственные социально-экономические системы, характеризующиеся самостоятельным циклом воспроизводства, все в большей степени вовлекаются в систему межрегионального и международного разделения труда за счет усиления уникальности использования своих ресурсов и повышения конкурентоспособности на основе динамического процесса повышения эффективности их использования.
Таким образом, наиболее значимыми факторами в обеспечении конкурентоспособности становятся не столько наличие или отсутствие тех или иных природных и других экономических ресурсов, сколько возможности обеспечения роста их производительности, что во многом определяется в условиях глобализации принципиально новыми факторами.
Среди таких новых факторов следует особенно выделить следующие две группы, имеющие особое значение для ряда периферийных регионов РФ, в том числе и для Краснодарского края.
Факторы внутренней среды:
- — специфика предпринимательской среды, обусловленная сложившимся в регионе институтом предпринимательства. Здесь особую роль играют не столько официально оформленные институциональные предпринимательские отношения (т.к. они в целом по всей территории РФ более или менее однородные), сколько неформальные институциональные нормы, сложившиеся под влиянием специфики развития местного сообщества. В этом смысле большинство периферийных регионов характеризуются полиэтническим составом, и как следствие, уникальностью норм и правил ведения предпринимательской деятельности, обогащенной культурно-этническим разнообразием исторического наследия.
- — специфическое сочетание возможных видов предпринимательской деятельности, которая помимо «обычных» отраслей региональной экономики, развивающихся на базе соответствующего природно-ресурсного потенциала, может быть дополнена производством ряда исключительных, характерных только для данного региона, экономических продуктов.
- 2. Факторы внешней среды — геоэкономическое положение региона и его «встраивание» в общую картину формирования единого геоэкономического пространства (страны и мира). Геоэкономическое положение региона уже рассматривается не только как изначально имеющийся у региона ресурс, обусловленный во многом его территориальным расположением, а как ресурс, который по возможности должен быть использован с максимальной эффективностью. Ряд современных исследований показывает, что в условиях глобализации в отношении данного ресурса целесообразно использование категории «геопространственное позиционирование».
Так, Дружинин А. Г. отмечает, что «под воздействием рыночных отношений территория (и вся соответствующая ей территориальная социально-экономическая система) становится своеобразным „товаром“ и, одновременно, все в возрастающей мере вынуждена соотносить себя с аналогичными „товарами“, оценивать свою „позицию“, т. е. … мнение потребителей по важнейшим параметрам продукта, формируемое на основе количественно измеряемых параметров (доля рынка, характеристики продукта, цена и др.)» /1/.
«Учет уникальных возможностей региона (а в равной мере отдельного города, сельского района, страны в целом) как некоего „товара“, разнонаправленные усилия по укреплению конкурентных позиций территории и другие аспекты регионального маркетинга — становятся не только практически повсеместными, но и благоприятствуют расширению сферы применения категории „позиционирование“, ее имплантации в понятийно-терминологическую систему экономической, социальной и политической географии. Масштабно проявляющиеся с последней трети XX столетия процессы глобализации привели к дальнейшему усложнению объекта экономико-географических исследований, придали категории „геопространственное позиционирование“ особую эвристическую ценность, позволяя ставить вопрос о „глобальном геопространственном позиционировании“ как необходимом атрибуте (способе бытия) территориальных социально-экономических систем» /1/.
Несмотря на то, что Дружинин А. Г. рассматривает категорию «геопространственное позиционирование» в большей степени в контексте предмета экономической географии, следует констатировать тот факт, что отмеченные тенденции оказывают существенное воздействие и на обеспечение конкурентоспособности российских регионов в рамках международного разделения труда, а потому могут и должны быть рассмотрены в рамках проблематики региональной экономики. В этом случае целесообразно рассмотрение геоэкономического пространственного позиционирования, т. е. такого, которое обеспечивает повышение эффективности функционирования региональной социально-экономической системы. регион устойчивый развитие глобализация В таком контексте (геоэкономического пространственного позиционирования) в качестве основных потребителей регионального продукта могут быть рассмотрены:
- — собственно население региона как основной потребитель результатов функционирования региональной социально-экономической системы;
- — население других регионов и стран, потребляющее тот или иной региональный продукт (туристы, приезжие и временно проживающие на территории региона, а также зарубежные жители и жители других регионов, потребляющие региональный продукт (вывозимый за пределы региона и страны) по месту своего жительства);
- — производственный сектор региона и других регионов и стран;
- — другие регионы и страны (как субъекты экономических отношений).
Потребности вышеперечисленных групп потребителей регионального продукта должны учитываться при разработке стратегий развития региона. Особую значимость при этом имеют отношения региона с другими регионами, особенно с соседствующими, так как в рамках их взаимодействия, например, в границах федеральных округов, могут формироваться межрегиональные кластеры, что позволяет говорить о наличии кооперативных интересов не только между хозяйствующими субъектами территорий, но и между регионами как субъектами экономических отношений. Характерным примером такого случая можно считать формирование рекреационно-туристского кластера на Юге России, объединяющего несколько регионов, включая Краснодарский и Ставропольский края и ряд других периферийных регионов. Аналогичным примером может также служить агропромышленный межрегиональный кластер, охватывающий территории Ростовской области, Краснодарского края, Астраханской области и др. /7/.
Таким образом, устойчивое развитие региональных социально-экономических систем в современных условиях предполагает решение множества тактических задач на пути к достижению стратегических целей. Установление четко обозначенных стратегических приоритетов устойчивого развития с учетом локальной специфики будет способствовать определению векторов движения экономики региона с оценкой успешности достижения целей. В этой связи объективной потребностью сегодняшнего дня становится формирование на основе практического опыта теоретико-методических основ управления устойчивым развитием региона с учетом имеющегося у территорий ресурсного потенциала, структуры хозяйства и т. д., которая помимо ориентиров конечной и промежуточных целей должна включать обоснованное использование соответствующего инструментария по реализации намеченной цели, согласованность действий органов управления всех уровней и хозяйствующих субъектов на подконтрольных территориях /5/.
Совокупность стратегических инициатив Краснодарского края должна способствовать формированию инфраструктуры культурного, экономического и политического влияния России в кавказском и черноморском регионе, созданию в этом регионе механизмов поддержания стабильности и обеспечения безопасности и т. д. Консолидировать вокруг России регион СНГ в условиях обострившейся геополитической и мирохозяйственной конкуренции возможно лишь на основе гибкого сочетания стратегий интеграции и «привилегированного сотрудничества» с союзниками по ОДКБ/ЕврАзЭС и стратегии «добрососедства» в отношениях с остальными партнерами из числа новых независимых государств, что требует финансирования крупных региональных инициатив в сфере экономики и содействия инновационному развитию.
- 1. Дружинин А. Г. Глобальное позиционирование Юга России: факторы, особенности, стратегии: монография / А. Г. Дружинин. Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2009.
- 2. Иншаков О. В. О проблемах интеграции теории хозяйства в условиях глобализации // Грани интеграции. Волгоград, 2005.
- 3. Косолапов Н. Глобализация: территориально-пространственный аспект // МЭиМО. 2005. № 6.
- 4. Родоман Б. Б. Территориальные ареалы и сети. М. 1999. С. 80.
- 5. Молчан А. С. Ретроспективный анализ тенденций развития экономического потенциала региональной социально-экономической системы (на примере Краснодарского края)//Экономические науки. 2011. № 76. С. 46−51.
- 6. Королюк Е. В. Вектор экономической политики современной России // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. -2011. № 2. С. 27−32.
- 7. Маркарян В. Р. Проблемы учета геоэтноэкономического потенциала региона в условиях глобализации // Journal of Economic Regulation = Вопросы регулирования экономики. 2013. Т. 4. № 1. С. 35−41.