Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Экономика знаний — основа конкурентного преимущества в XXI веке

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Инновации в современном мире перестали быть линейным процессом — от фундаментальных исследований до прикладных разработок и опытного производства. Равнозначными источниками инновационной идеи сегодня стали и логика технологического развития и потенциальный рынок. Другими словами, создание инноваций может происходить, минуя этап научных исследований, когда возникает идея, прорабатывается концепция… Читать ещё >

Экономика знаний — основа конкурентного преимущества в XXI веке (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Со времени Д. Юма и А. Смита источники экономического роста неизменно связывались с накоплением капитала. Всякое его увеличение, утверждал А. Смит, естественно ведет к активизации промышленной деятельности, и следовательно, к возрастанию реального богатства[1].

«Великая депрессия» побудила сторонников и современников Дж. М. Кейнса осторожнее оценить роль процессов накопления. В 1937 г. К. Кларк писал: «…накопление капитала — это необходимое, но не достаточное условие экономического прогресса».[2]

В экономике наиболее развитых стран накопление вещественного капитала как ключевой фактор экономического роста постепенно стало уступать накоплению человеческого (также «социального»)[3] капитала.

Переход мировой экономики в новое качественное состояние непосредственным образом связан с повышением роли теоретического знания, развитием высокотехнологичных отраслей, процессом увеличения доли сферы услуг (структурными сдвигами), влиянием информационных сетевых технологий (Интернет). Поэтому надежным гарантом долговременного конкурентного преимущества в экономике является знание. В стремительно изменяющемся мире развиваются новые технологии, товары быстро устаревают, конкуренты множатся, а преуспевают те компании, которые постоянно додумывают что-то новое, распространяют это новое знание и быстро воплощают его в новых технологиях и продуктах.

В мире еще не существует готовой модели общества, основанного на знаниях. Но уже понятны пути движения к нему, его основные черты. Очевидно, что главным направлением формирования нового общества должно стать развитие человеческого потенциала.

Деградация природного капитала может привести к сокращению благосостояния. Природный капитал может заменяться человеческим (но не произведенным). Таким образом, страны, в которых растет человеческий капитал, могут снизить зависимость роста выпуска от природного капитала. Высокий уровень человеческого капитала позволяет развивать в экономике направления, которые требуют все менее интенсивного использования природного капитала. Страна, обладающая значительным человеческим капиталом, может специализироваться в наукоемких отраслях, так что эксплуатация природного капитала становится не столь важной для поддержания роста национального дохода.

В круг рассмотрения человеческого капитала должны входить вопросы экономики, образования, здоровья, гендера, свободы выбора, институтов общества, окружающей среды и многие другие важнейшие проблемы. Для развития общества знаний ключевую роль приобретают информационные ресурсы и связанные с их воспроизводством и распространением информационные и коммуникационные технологии, а также сферы науки, информатики, высоких технологий.

Успешность формирования нового общества зависит от экономики, основанной на знаниях. Характерная черта современной человеческой деятельности — наличие компонента знаний в каждом продукте и услуге. Интеллектуальная работа, специальные знания и коммуникации становятся факторами не только создания добавленной стоимости, но и конкурентоспособности, экономического развития организаций. Для многих видов продукции большая часть стоимости создается на стадии не столько материального производства, сколько маркетинга, сбыта, НИОКР, обслуживания. Знания стимулируют возникновение новых видов деятельности, производств и отраслей, становятся движущейся силой обновления имеющихся технологий, ключевым фактором конкурентоспособности и благосостояния населения. Происходит ускорение производства нового знания. Все больше распространяются те виды активности, которые имеют дело со знаниями, информацией.

Приоритетными направлениями человеческой деятельности становятся человеческий потенциал, новые управленческие и маркетинговые технологии, информационные системы. Одновременно уменьшается инновационный цикл, поток нововведений становится все более плотным. Во многих, в первую очередь в развитых, странах меняется социально-экономическая структура общества. Изменения коснулись не только системы образования, научных институтов, органов власти, но и всех без исключения отраслей и сфер деятельности.

Современное производство — это преимущественно воздействие на продукт и услуги со стороны инженеров, конструкторов, дизайнеров, специалистов по персоналу, сбыту, маркетингу, экспертов по информационным сетям. Во многих компаниях все большая часть полученного эффекта становится результатом применения специальных знаний, широкого обучения персонала и взаимодействия с партнерами и контрагентами. Сегодня знания воздействуют на все сферы жизни общества и все стадии экономического процесса, и их уже сложно отделить от продукта или услуги.

Произошла подлинная революция в инструментах, с помощью которых происходят создание, распространение и использование знаний. Новые средства обработки, пересылки информации, распределенные информационные сети сегодня сделали рутинными многие процедуры, которые были в принципе невозможными еще 20—30 лет назад.

Инновации стали доминирующей активностью, при этом их источники сместились от традиционных научно-исследовательских институтов, конструкторских бюро и соответствующих отделов НИОКР к потребителям продукции, отделам маркетинга.

Инновации в современном мире перестали быть линейным процессом — от фундаментальных исследований до прикладных разработок и опытного производства. Равнозначными источниками инновационной идеи сегодня стали и логика технологического развития и потенциальный рынок. Другими словами, создание инноваций может происходить, минуя этап научных исследований, когда возникает идея, прорабатывается концепция и затем следует непосредственно разработка. Это нисколько не умаляет значимости фундаментальных и прикладных исследований, но к ним обращаются по мере возникновения трудностей на магистральном пути, причем скорее в обратном порядке: сначала анализируются результаты прикладных работ, и, если они не дают ответ на проблему, тогда проводятся фундаментальные исследования.

При этом все большее число персонала непосредственно принимает участие в инновационном процессе. Знания перестают быть относительно самостоятельным объектом экономического управления, который традиционно ограничивался в основном сферой НИОКР. Новые знания касаются не только технологических процессов, но и использования новых методов управления, процессов исследования конкретных рынков, что заставляет посмотреть на процесс использования знаний более широко. Более того, инновация — это не всегда использование принципиального нового продукта или процесса. Часто инновация — это лишь продуктивное соединение ранее известных элементов в новой комбинации.

Нередко экономика, основанная на знаниях, отождествляется с высокотехнологичными отраслями и информационными технологиями. Однако это не совсем верно. Сами по себе высокотехнологичные отрасли не играют ведущую роль в современной экономике. Например в США доля высокотехнологичных отраслей в промышленности составляет 15,8%, при этом доля промышленности в ВВП составляет лишь 18,5%. Поэтому непосредственный вклад высокотехнологичных отраслей в ВВП составляет менее 3%. Главный эффект экономики, основанной на знаниях заключается не столько в выпуске высокотехнологичной продукции, сколько ее использования во всех отраслях и сферах. Тоже можно сказать и о знаниях в целом. Главное в экономике, основанной на знаниях, не просто создать новое знание, а использовать его продуктивно[4]. В связи с этим возрастает значение обучения.

Знания сами по себе не трансформируют экономику. Одновременно нет гарантии того, что инвестирование в научные разработки или в иные продукты высшего образования принесет высокую отдачу. Многие страны, включая такие большие, как Бразилия, Индия, бывший СССР, вложили весьма значительные средства в формирование научнотехнического потенциала, но не получили серьезной экономической отдачи от своих инвестиций. Это можно объяснить тем, что научнотехнические знания приносят наибольшую выгоду в том случае, когда они используются в рамках комплексной системы учреждений, организаций и процессов, известной под названием «национальная инновационная система» (НИС).

НИС представляет собой систему, состоящую из следующих основных элементов:

  • 1) учреждения в системе образования и профессионально обучения, в стенах которых создаются знания;
  • 2) соответствующая макроэкономическая и нормативная база, включающая меры торговой политики, влияющая на продвижение технологий;
  • 3) инновационные предприятия и сети предприятий;
  • 4) адекватная коммуникационная инфраструктура;
  • 5) иные факторы, такие как доступ к глобальным источникам знаний и определенные рыночные условия, способствующие развитию инноваций.

В развитых странах, несмотря на развитие малого бизнеса, университетской науки и огромную роль государства, ключевым звеном в создании инноваций остается крупный бизнес — крупные фирмы, способные брать на себя масштабные финансовые и технологические риски инвестиций в новые технологии.

Классическим примером являются японские компании, которые единственным гарантом долговременного конкурентного преимущества считают знание.

Компания — создатель знания, подчеркивает Икудзиро Нонака[5]. Важную роль в компаниях играют неявные, т. е. никем не сформулированные знания — субъективные представления, догадки и интуитивные озарения, которые трудно передать другим и нелегко усвоить, ведь они существуют только в головах.

Компания — это не машина, а живой организм. Все компании, как и живые организмы, имеют жизненный цикл, стадии которого проявляются по мере роста и старения в предсказуемых и повторяемых шаблонах поведения. «На каждом этапе цикла системы обнаруживают определенные узлы напряженности — трудности и временные проблемы, с которыми они должны справиться. Иногда система оказывается не в силах справиться с проблемами самостоятельно. Тогда требуется внешнее вмешательство, подключение внешних усилии разной направленности для выведения системы из затруднительного положения»[6].

Японские компании (Honda, Canon, Matsushita, Sharp) рассматривают знание в умении чутко реагировать на запросы потребителей, создавать новые рынки и быстро разрабатывать новые продукты и технологии.

Существует мнение, что инновации рождаются спонтанно, их нельзя запланировать, они — результат озарения, и только японские корпорации управляют этими озарениями на благо потребителей и своих компаний. Краеугольный камень японского подхода — понимание того, что новое знание не рождается просто при обработке внешней информации. Чтобы его создать, надо выявить глубинные ощущения и интуитивные догадки отдельных сотрудников, сделать их доступными для всей компании.

Японские компании — это создатель знания, которые держатся не только на идеях, но и в равной степени на идеалах. Именно это и подпитывает инновации. Ведь суть инновации состоит в том, чтобы преображать мир в соответствии с конкретным представлением или идеалом.

Создавать знание значит буквально пересоздавать компанию и каждого ее сотрудника в ходе непрерывного процесса корпоративного и личного самообновления. В компании, создающей знание, изобретение новых знаний — это особый образ жизни, при котором каждый трудится на идею. Опыт японских компаний позволяет увидеть управленческие роли и обязанности, корпоративный план и деловую практику в новом свете, в свете компании — создателя знания.

Новое знание всегда начинается с человека. Талантливому ученому приходит в голову идея — и появляется новый патент на изобретение. Интуиция подсказывает руководителю, в каком направлении будет развиваться рынок, — и рождается идея нового продукта.

Рабочий, основываясь на своем многолетнем опыте — предлагает рационализировать производственный процесс. В каждом случае личное знание человека превращается в корпоративное, ценное для всей компании.

Основная работа компании, создающей знание, — сделать доступным для всех интуитивное знание каждого отдельного человека.

У неявного знания всегда очень личностный характер. Его трудно вытащить на свет, формализовать, а значит, и передать остальным. К подспудному знанию относят и технические навыки — своего рода ноу-хау конкретного человека. Искусный мастер за годы профессиональной работы так осваивает свое дело, что может делать его с закрытыми глазами. Но вряд ли он сможет подвести под свои знания научную или техническую базу.

Мы строим собственную модель мира и как-то объясняем себе различные явления, у нас есть убеждения и представления столь глубинного характера, что мы считаем их чем-то само собой разумеющимися и поэтому с трудом выражаем словами. Именно от них зависит, как мы воспринимаем окружающую действительность. Открывая новое знание, человек переоткрывает самого себя, компанию и даже мир.

На различии двух типов знаний — явного и неявного — основываются модели создания знания в любой компании.

В экономике знаний возрастает роль активного умственного и высококвалифицированного труда.

Еще Дж. К. Гэлбрейт в своей работе «Новое индустриальное общество» рассуждая о труде, высказал мысль о том, «что с увеличением своих доходов люди склонны работать больше и меньше стремятся к досугу»[7].

Анализируя труд в индустриальном обществе, он приходит к выводу о том, что «не существует достаточно убедительных доказательств того, что работа должна быть менее приятна, чем безделье. Люди получившие солидное образование, обычно не испытывают недостатка в интересных формах и способах использования времени свободного от работы»[8].

Этот тезис находит свое подтверждение и в экономике знаний.

Школы бизнеса — наиболее распространенная форма получения знаний в западном обществе. Некогда они были одной из более почитаемых категорий американских учебных заведений. «Лучшие школы перестали рассчитывать на набор самых способных студентов. А способные студенты, когда им задают вопрос об их отношении к работе в хозяйственных организациях, все чаще отзываются о ней отрицательно. Они считают, что работа в них связана с чрезмерной дисциплиной, обедняет личность, не оправдывает высокой оплаты и скучна»[9]. Дж. К. Гэлбрейт приходит к интересному, хотя и умозрительному выводу. Освобождение человеческой личности могло бы стать спасением для индустриальной системы. Свойственная ей дисциплина была бы слабее, но только таким образом она могла бы привлекать к себе одаренных людей.

Инновационная экономика требует более образованных людей и поэтому эти проблемы встают в ней гораздо острее.

Инновационная экономика, в рамках которой обученные и профессиональные кадры превращаются в решающий фактор производства, нуждается в высокоразвитой системе образования.

Не подлежит сомнению, что высшее образование сейчас приспособлено к нуждам индустриальной системы, которая стимулировала громадное расширение образования.

Нужды индустриальной системы должны иметь второстепенное значение по сравнению с задачами общего духовного и интеллектуального развития.

Развитие определенных направлений идет в развитии фирм. Так, например японская модель корпораций предлагает другие тенденции, отличные от европейских. Эти корпорации формируют собственные школы и развитие инноваций в определенных направлениях.

В инновационной экономике должно быть разумное сочетание японской модели и повышение общего уровня образования в стране.

Индустриальная система — это мир крупных корпораций, безусловно, существует еще и мир независимого лавочника, фермера, мастера по ремонту обуви, торговца пирожками. Здесь цены не контролируются, и верховная власть принадлежит потребителю.

Образование должно стать самоцелью, а не средством подготовки к более успешному обслуживанию индустриальной системы. Над людьми не будет довлеть ложная вера в то, что помимо целей индустриальной системы — помимо производства товаров и получения дохода с помощью все более совершенных технических методов, — в жизни нет ничего важного.

Существует и другая точка зрения. В экономике знаний меняется рынок труда. «Информационный рынок труда имеет совершенно новую структуру. Трудоустройство перестало быть пожизненным, и стаж работы не имеет первостепенного значения. Бизнес-организации становятся все менее жесткими и все больше концентрируются на краткосрочных проектах, для которых каждый раз требуются люди с определенными навыками. Такие временные образования создаются лишь для того, чтобы распасться после завершения проекта. Образование не может быть законченной главой, оно должно постоянно обновляться. Каждая новая задача возникает в принципиально отличных от прежних условиях, что каждый раз требует новых знаний. Неизбежное следствие: любой диплом, сертификат или звание практически бесполезны на следующий день после их получения. Это в свою очередь означает, что школы утрачивают большую часть своих ролей, кроме обучения письму и места для социального тренинга: дети могут получить разнообразные знания, сидя перед монитором компьютера, а не в школе за партой. Во все фрагментированном и изменяющемся обществе идея централизованного, единообразного школьного образования, связанная с идеей национального государства, выглядит устаревшей»[10].

  • [1] Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Мысль, 1962.С. 247, 248.
  • [2] Clark С. Development Economics. The Early Years / Meier G., Seers D. Pioneers inDevelopment. Oxford University Press, 1984. P. 59.
  • [3] В последнее время ученые и специалисты в области развития уделяют понятию"социальный капитал" самое пристальное внимание. К явлению, обозначенному как"социальный капитал", относили доверие, нормы совместного поведения, процессыголосования, участие в референдумах, а также формирование горизонтальных связеймежду различными группами.
  • [4] В качестве иллюстрации можно привести заведомо не наукоемкую отрасль —рыболовство. В этой отрасли используют многие современные знания — и гидроакустика, и радиолокация, и современные навигационные приборы, и фотографии со спутников, и новые материалы для сетей и одежды рыбаков, и программное обеспечение, позволяющее точно определять местонахождение косяков рыбы. Другими словами, в данной отрасли используются достижения других наукоемких отраслей, которые, в свою очередь, есть результат современных исследований и разработок многочисленных научных центров.
  • [5] Икудзиро Нонака — заслуженный профессор, преподаватель теории международной бизнес — стратегии Высшей школы международной корпоративной стратегииУниверситета Хитоцубаси (Токио), в соавторстве с Хиротакой Такеучи написал книгу: Нонака И., Такеучи X. Компания — создатель знания. Зарождение и развитие инновацийв японских фирмах. М.: Олимп-Бизнес, 2003.
  • [6] Адизес И. Управление жизненным циклом корпорации / пер. с англ.; под ред.А. Г. Сеферяна. СПб.: Питер, 2007. С. 32.
  • [7] Гэлбрейт Дж. К. Новое индустриальное общество // Гэлбрейт Дж. К. Избранное.М.: Эксмо, 2008. С. 303
  • [8] Там же. С. 305.
  • [9] Там же. С. 308.
  • [10] Бард А., Зодерквист Я. Иепжратия. Новая правящая элита и жизнь после капитализма: пер. с англ. СПб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2004.С. 232.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой