Как рождалась шоу-инноватика
В 1990;е гг. стали появляться переведенные книги зарубежных социологов и экономистов, посвященные переходу к так называемой информационной эпохе. Становилось понятно, что какие-либо идеологии с жесткой системой контроля и самоконтроля возможны только в малых группах — сектах, маргинальных политических группах, молодежных течениях. Спроса на общегосударственную идеологию в обществе не возникало… Читать ещё >
Как рождалась шоу-инноватика (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В 1990;е гг. было очень много не увенчавшихся успехом поисков национальной идеи. На том этапе своего развития, при сильном влиянии глобальных процессов (недоверия к государству и любой государственной идеологии как таковой, распространения американского кинематографа, развитие Интернета) российское общество изнутри себя самого не смогло породить никакой национальной идеи. Более того, к середине 1990;х внутри общества твердо укоренился скепсис относительно принципиальной возможности каких-либо серьезных позитивных изменений на базе какой-либо идеологии.
Советское «мы-сознание» было разрушено. Одновременно с разрушением советского «мы-сознания» произошел отказ от существовавшей системы ценностей. Взамен советского «мы-сознания» ничего не возникало за исключением интересных для исследования, но маргинальных концепций, представлявших собой переработку и частичное переосмысление идей начала XX века (евразийство, монархические идеи и др.). Взамен советской ценностной системы пришла романтизация жизни и деятельности криминальных группировок.
В 1990;е гг. стали появляться переведенные книги зарубежных социологов и экономистов, посвященные переходу к так называемой информационной эпохе[1]. Становилось понятно, что какие-либо идеологии с жесткой системой контроля и самоконтроля возможны только в малых группах — сектах, маргинальных политических группах, молодежных течениях. Спроса на общегосударственную идеологию в обществе не возникало.
События 1993 г. повлекли за собой уход с политической арены целого комплекса идей и концепций, фактически была уничтожена политическая конкуренция. Последующая история показала, что события 1993 г. можно рассматривать как стратегический выбор элиты, как выбор социально-экономической «архитектуры» на много десятилетий вперед. Успех и принятие обществом силового сценария устранения политических конкурентов, неугодной ветви власти был четким индикатором отсутствия у элиты (высших чиновников и держателей наиболее рентабельных активов) каких-либо внутриполитических рисков.
Примерно в тот же период поставленным в тяжелое экономическое положение чиновникам фактически был дан карт-бланш на самостоятельное выживание через использование административного ресурса, что многократно усилило в среде чиновников всех уровней рентоориентированное поведение.
В начале 2000;х наметился поворот к политическому постмодерну, к новым технологиям построения информационных потоков, к внедрению новых смыслов. Четкая, понятная основной массе населения идеология в тот период по-прежнему не возникала, но она и не требовалась. Напротив, все более востребованным становился формат ток-шоу без какой-либо однозначной идеологической направленности.
Сама идея поиска национальной идеи была в тот период неинтересна ни для элиты, ни для масс, поскольку на доходность уже развитых к тому времени (еще в советский период) экспортных отраслей ее отсутствие не влияло, а потребность в создании принципиально новых доходных активов отсутствовала. Крупные финансово-промышленные группы оказались слишком слабы для формирования собственной, независимой от государства стратегии развития, что стало прямым следствием истории их возникновения.
Мотивация крупных экономических агентов в лице финансовопромышленных групп для перенаправления накопленных ресурсов в венчурные проекты, стартапы, новые бизнесы также не возникла. Выжившие после экономического спада 1990;х отрасли обеспечивали устойчиво высокую доходность бизнеса без необходимости значительных инвестиций в НИОКР. Источником этого доходы была мировая конъюнктура цен на энергоносители и иные природные ресурсы (лес, металлы, др.). Устойчивая доходность без необходимости экономить средства и направлять их в НИОКР привела к тому, что место национальной идеи медленно, но все более уверенно, занимал гламур.
Развитие и популярность гламура стала следствием отсутствия у элиты каких-либо внутренних и внешних рисков при наличии устойчивой доходности, он становился сюжетной частью шоу, сюжетной частью спектакля, инструментом закрепления потребительской ценностной системы. Все инновационные идеи концентрировались в сферах развлечений, рождалась шоу-инноватика.
- [1] Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000.