Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Структура, виды и состав затрат на качество

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

С целью управления затратами, связанными с обеспечением качества продукции, надо различать базовые затраты, которые образуются в процессе разработки, освоения и производства новой продукции и являются в дальнейшем до момента ее снятия с производства их носителем, и дополнительные затраты, связанные с ее усовершенствованием и восстановлением утерянного (недополученного по сравнению… Читать ещё >

Структура, виды и состав затрат на качество (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В основе учета затрат на качество лежит их классификация. В настоящее время сложилось несколько подходов к классификации затрат на качество. Рассмотрим наиболее типичные.

Укрупненные затраты, связанные с качеством продукции, можно разделить на научно-технические, управленческие и производственные. Научно-технические и управленческие подготавливают, обеспечивают и контролируют условия производства качественной продукции, т. е. предопределяют наличие и величину производственных затрат.

В общем случае управленческие затраты, связанные с гарантией качества изделия, включают в себя:

  • · транспортные;
  • · снабженческие;
  • · затраты на подразделения, контролирующие производство;
  • · затраты, связанные с работой экономических служб, от деятельности которых зависит качество продукции: плановый отдел, финансовый отдел, бухгалтерия и др.;
  • · затраты на деятельность других служб аппарата управления предприятием, которые в различной степени связаны и влияют на обеспечение качества продукции, особенно управление кадрами, в функции которого входит набор персонала, повышение его квалификации и проверка соответствия требуемому уровню и условиям.

Производственные затраты можно разделить на материальные, технические и трудовые. Причем все они прямо относятся на стоимость продукции. И если величину управленческих затрат в затратах на качество можно определить лишь условно, то размер материальных производственных затрат поддается прямому счету.

С целью управления затратами, связанными с обеспечением качества продукции, надо различать базовые затраты, которые образуются в процессе разработки, освоения и производства новой продукции и являются в дальнейшем до момента ее снятия с производства их носителем, и дополнительные затраты, связанные с ее усовершенствованием и восстановлением утерянного (недополученного по сравнению с запланированным) уровня качества.

Основная часть базовых затрат отражает стоимостную величину факторов производства, а также общехозяйственные и общепроизводственные расходы, относимые на изготовление конкретного изделия через смету затрат.

Дополнительные затраты включают в себя затраты на оценку и затраты на предотвращение. К первым относятся расходы, которые несет предприятие для того, чтобы определить, отвечает ли продукция запланированным техническим, экологическим, эргономическим и прочим условиям. Ко вторым относятся расходы на доработку и усовершенствование продукции, не отвечающей стандартам, лучшим мировым образцам, требованиям покупателя, на проверку, ремонт, усовершенствование инструмента, оснастки, техники и технологии, а в отдельных случаях и на остановку производства.

Затраты на брак и его исправление в зависимости от новизны продукции можно относить либо к дополнительным, либо к базовым.

Попытка научного обоснования классификации затрат на качество была предпринята ленинградской школой ученых-экономистов — проф. Е. М. Карликом и его учениками.

Классификация затрат на качество — одна из главных задач, от правильного решения которой зависит определение их состава и требовании к организации учета, анализа и оценки. Основным требованием к классификации является наиболее полный охват всех затрат, связанных с качеством продукции и влияющих на него, а также их полная характеристика, отражающая сложность и многофакторный характер процесса формирования качества (табл. 3).

Таблица 3. Обобщенная классификация затрат на качество.

Признак классификации.

Классификационная группа затрат.

по целевому назначению.

на улучшение качества на обеспечение качества, на управление качества.

по экономическому характеру затрат.

текущие единовременные.

по виду затрат.

производительные, непроизводительные.

по методу определения.

прямые косвенные.

по возможности учета.

поддающиеся прямому учету, неподдающиеся прямому учету, которые экономически нецелесообразно учитывать.

по стадиям жизненного цикла продукции.

на качество при разработке продукции на качество при изготовлении продукции на качество при использовании продукции.

по отношению к производственному процессу.

на качество в основном производстве на качество во вспомогательном производстве, на качество при обслуживании производства.

по возможности оценки.

планируемые фактические.

по характеру структурирования.

по предприятию, по производству, по видам продукции.

по объектам формирования и учета.

продукция, процессы, услуги.

по виду учета.

оперативный, аналитический, бухгалтерский, целевой.

Классификация затрат:

  • — по целевому назначению:
    • а) под затратами на обеспечение качества следует понимать все затраты, произведенные для удовлетворения установленных потребителем требований к качеству продукции или услуг;

б) затраты на улучшение качества — это затраты, направленные на удовлетворение предполагаемых требований потребителя;

  • в) к затратам на управление качеством относятся затраты на разработку и реализацию корректирующих и предупредительных мер, необходимых для устранения выявленных или предотвращения потенциальных несоответствий продукции (услуг) предъявляемым или предполагаемым требованиям к ней.
  • — по экономическому характеру:
    • а) единовременные, кроме капитальных вложений на приобретение оборудования, средств измерения и другого имущества, необходимого для улучшения, обеспечения или управления качеством и включаемого в состав материальных активов, следует относить затраты на разработку продукции и технологии ее изготовления.
    • б) текущие — к ним относятся все затраты на качество, воспроизводимые при изготовлении продукции (например, затраты на контроль качества и испытания изделий, на техническое обслуживание и ремонт оборудования и др.).
  • — по виду затрат:
    • а) к производительным могут быть отнесены все затраты, с помощью которых достигается выполнение функций, связанных с обеспечением, улучшением и управлением качеством.
    • б) непроизводительные — это затраты, которые являются ненужными или излишними; они выявляются при анализе и оценке затрат. Такие затраты не следует отождествлять с потерями от ненадлежащего уровня качества продукции или низкого качества се изготовления. (Например, при высоком уровне организации производства и действенном самоконтроле затраты на проведение контроля технологической дисциплины могут оказаться ненужными). В то же время затраты на исправление несоответствующей установленным требованиям или дефектной продукции являются потерями.
  • — по методу определения затрат:
    • а) прямые затраты могут быть непосредственно рассчитаны и учтены по конкретному виду продукции или деятельности;
    • б) косвенные — по тому или иному принятому признаку.

Существуют также возможности разделить затраты на контролируемые и неконтролируемые затраты. Такая классификация связана с подразделениями ответственности. Начиная с определенного уровня, успешное управление предприятия предполагает формирование отделов или подразделений ответственности. Исходя из этого, подразделения ответственности разделяются на четыре группы:

  • — центр дохода — управляющий несет ответственность за доходы, зарабатываемые его подразделением. Типичный пример центра дохода — отдел маркетинга;
  • — центр затрат — управляющий несет ответственность за затраты, производимые его подразделением. Типичными центрами затрат являются производственный цех, строительная бригада и т. д;
  • — центр прибыли — управляющий несет ответственность за прибыль, зарабатываемую его подразделением, с учетом как зарабатываемых подразделением затрат, так и произведенных на проданные товары затрат. Примером центра прибыли может служить отдел, производящий конечную продукцию или группу продукции;
  • — центр инвестиций — управляющий несет ответственность за прибыльность инвестиций. На него возлагается ответственность как за расходную сторону инвестиции, так и за прибыль, зарабатываемую инвестицией. В качестве центра инвестиций может рассматриваться, например, дочернее предприятие или отдел, ведающий всем процессом от производства до продажи.

Примерный перечень составляющих элементов затрат на качество представлен в табл. 4.

Таблица 4. Перечень составляющих элементов затрат на качество.

Затраты на предупредительные мероприятия.

Управление качеством.

Затраты на планирование системы качества.

Затраты на преобразование ожиданий потребителя по качеству в технических характеристиках материала, процесса, продукта.

Управление процессом.

Затраты на установление средств управления процессом.

Затраты на изучение возможностей процесса.

Затраты на осуществление технической поддержки производственному персоналу в применении (осуществлении) и поддержании процедур и планов по качеству.

Планирование качества другими подразделениями.

Затраты, связанные с деятельностью по планированию качества, выполняемой персоналом, не подчиняющимся Управляющему по Качеству.

Контрольное и измерительное оборудование.

Затраты, связанные с разработкой и усовершенствованием всего контрольного и измерительного оборудования (приборов).

Обеспечение качества поставок.

Затраты, связанные с обслуживанием и калибровкой всего оборудования (приборов).

Затраты, связанные с обслуживанием и калибровкой технологической оснастки, приспособлений, шаблонов и образцов, имеющих прямое отношение к качеству продукции.

Затраты на оценку потенциальных поставщиков и материалов перед заключением договоров на поставки.

Аудит системы качества.

Затраты, связанные с технической подготовкой проверок и испытаний закупленных материалов.

Затраты на техническую поддержку поставщиков, направленную на помощь им в достижении ожидаемого качества.

Затраты на внутренний аудит качества.

Затраты на аудит системы качества потребителем, его агентом или другим уполномоченным органом.

Программа улучшения качества.

Затраты, связанные с внедрением программ улучшения, наблюдением за ними и составлением отчетов, включая затраты на сбор и анализ данных, составление отчета по затратам на качество.

Обучение вопросам качества.

Затраты на внедрение, развитие и функционирование программы обучения персонала всех уровней вопросам качества.

Прочие затраты.

Заработная плата секретарей и служащих, организационные расходы и т. п., которые непосредственно связаны с предупредительными мероприятиями.

Затраты на контроль.

Проверки и испытания.

Оплата работ инспекторов и испытательного персонала, при плановых проверках производственных операций.

Повторные проверки отбракованных элементов, их испытания, сортировки и т. д. не включается.

Проверки и испытания поставляемых материалов.

Оплата работ инспекторов и испытательного персонала, связанных с закупленными у поставщиков материалами, включая инспекторов и служащих различного уровня.

Затраты на лабораторные испытания, выполняемые для оценки качества поставляемых материалов.

Затраты, связанные с работой инспекторов и испытательного персонала, проводящих оценку материалов на производстве поставщика.

Материалы для тестирования и проверок.

Стоимость расходных материалов, используемых при контроле и испытаниях.

Стоимость материалов, образцов и т. п., подвергнутых разрушающему контролю.

Стоимость испытательного оборудования не включается.

Контроль процесса.

Оплата труда персонала, не подчиняющегося управляющему по качеству, выполняющего контроль и испытания па производственных линиях.

Прием продукции заказчиком.

Затраты на запуск и тестирование готовой продукции на производстве для сдачи ее заказчику перед поставкой.

Затраты на приемочные испытания продукции у заказчика до ее сдачи.

Проверка сырья и запасных частей.

Затраты на контроль и испытание сырья, запасных частей и т. п., связанные с изменениями технических требований проекта, чрезмерным временем хранения или неуверенностью, вызванной другими проблемами.

Аудит продукта.

Затраты на проведение аудита качества технологических операций либо в процессе производства, либо по конечному продукту.

Затраты на все испытания на надежность, проводимых на произведенных изделиях.

Затраты на подтверждение качества продукта внешними органами. такими как страховые компании, правительственные агенты и т. д.

Внутренние затраты на дефект.

Отходы.

Стоимость материалов, которые не отвечают требованиям качества и затраты на их утилизацию и вывоз.

Ликвидационная стоимость отходов производства не включается.

Анализ потерь.

Затраты на определение причин возникших несоответствий требованиям по качеству.

Взаимные уступки.

Затраты на допуск к применению тех материалов, которые не отвечают техническим требованиям.

Снижение сорта.

Затраты, возникшие вследствие снижения продажной цены на продукцию, которая не отвечает первоначальным.

Отходы и переделки, возникшие по вине поставщиков.

Затраты, понесенные в том случае, когда после получения от поставщика обнаружилось, что поставленные материалы оказались не годными.

Переделки и ремонт.

Затраты, возникшие при восстановлении изделий (материалов) до соответствия требованиям по качеству посредством либо переделки, либо ремонта, либо и тем и другим.

Затраты на повторное тестирование и инспекции после переделок или ремонта.

Внешние затраты на дефект.

Продукция, не принятая потребителем.

Затраты на выявление причин отказа заказчика принять продукцию.

Затраты па переделки, ремонт или замену не принятой продукции.

Гарантийные обязательства.

Затраты на замену неудовлетворительной продукции в течение гарантийного периода.

Затраты, вовлеченные в сервисные службы для коррекции продукции и восстановления удовлетворенности потребителя.

Отзыв и модернизация продукции.

Затраты на проверку, модификацию или замену уже поставленной потребителю продукции, когда имеется подозрение или уверенность в существовании ошибки проектирования или изготовления.

Жалобы.

Затраты, вовлеченные в исследование причин возникновения жалоб потребителей на качество продукции.

Затраты, привлеченные для восстановления удовлетворенности потребителя.

Затраты на юридические споры и выплаты компенсаций.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой