Структура, виды и состав затрат на качество
С целью управления затратами, связанными с обеспечением качества продукции, надо различать базовые затраты, которые образуются в процессе разработки, освоения и производства новой продукции и являются в дальнейшем до момента ее снятия с производства их носителем, и дополнительные затраты, связанные с ее усовершенствованием и восстановлением утерянного (недополученного по сравнению… Читать ещё >
Структура, виды и состав затрат на качество (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В основе учета затрат на качество лежит их классификация. В настоящее время сложилось несколько подходов к классификации затрат на качество. Рассмотрим наиболее типичные.
Укрупненные затраты, связанные с качеством продукции, можно разделить на научно-технические, управленческие и производственные. Научно-технические и управленческие подготавливают, обеспечивают и контролируют условия производства качественной продукции, т. е. предопределяют наличие и величину производственных затрат.
В общем случае управленческие затраты, связанные с гарантией качества изделия, включают в себя:
- · транспортные;
- · снабженческие;
- · затраты на подразделения, контролирующие производство;
- · затраты, связанные с работой экономических служб, от деятельности которых зависит качество продукции: плановый отдел, финансовый отдел, бухгалтерия и др.;
- · затраты на деятельность других служб аппарата управления предприятием, которые в различной степени связаны и влияют на обеспечение качества продукции, особенно управление кадрами, в функции которого входит набор персонала, повышение его квалификации и проверка соответствия требуемому уровню и условиям.
Производственные затраты можно разделить на материальные, технические и трудовые. Причем все они прямо относятся на стоимость продукции. И если величину управленческих затрат в затратах на качество можно определить лишь условно, то размер материальных производственных затрат поддается прямому счету.
С целью управления затратами, связанными с обеспечением качества продукции, надо различать базовые затраты, которые образуются в процессе разработки, освоения и производства новой продукции и являются в дальнейшем до момента ее снятия с производства их носителем, и дополнительные затраты, связанные с ее усовершенствованием и восстановлением утерянного (недополученного по сравнению с запланированным) уровня качества.
Основная часть базовых затрат отражает стоимостную величину факторов производства, а также общехозяйственные и общепроизводственные расходы, относимые на изготовление конкретного изделия через смету затрат.
Дополнительные затраты включают в себя затраты на оценку и затраты на предотвращение. К первым относятся расходы, которые несет предприятие для того, чтобы определить, отвечает ли продукция запланированным техническим, экологическим, эргономическим и прочим условиям. Ко вторым относятся расходы на доработку и усовершенствование продукции, не отвечающей стандартам, лучшим мировым образцам, требованиям покупателя, на проверку, ремонт, усовершенствование инструмента, оснастки, техники и технологии, а в отдельных случаях и на остановку производства.
Затраты на брак и его исправление в зависимости от новизны продукции можно относить либо к дополнительным, либо к базовым.
Попытка научного обоснования классификации затрат на качество была предпринята ленинградской школой ученых-экономистов — проф. Е. М. Карликом и его учениками.
Классификация затрат на качество — одна из главных задач, от правильного решения которой зависит определение их состава и требовании к организации учета, анализа и оценки. Основным требованием к классификации является наиболее полный охват всех затрат, связанных с качеством продукции и влияющих на него, а также их полная характеристика, отражающая сложность и многофакторный характер процесса формирования качества (табл. 3).
Таблица 3. Обобщенная классификация затрат на качество.
Признак классификации. | Классификационная группа затрат. |
по целевому назначению. | на улучшение качества на обеспечение качества, на управление качества. |
по экономическому характеру затрат. | текущие единовременные. |
по виду затрат. | производительные, непроизводительные. |
по методу определения. | прямые косвенные. |
по возможности учета. | поддающиеся прямому учету, неподдающиеся прямому учету, которые экономически нецелесообразно учитывать. |
по стадиям жизненного цикла продукции. | на качество при разработке продукции на качество при изготовлении продукции на качество при использовании продукции. |
по отношению к производственному процессу. | на качество в основном производстве на качество во вспомогательном производстве, на качество при обслуживании производства. |
по возможности оценки. | планируемые фактические. |
по характеру структурирования. | по предприятию, по производству, по видам продукции. |
по объектам формирования и учета. | продукция, процессы, услуги. |
по виду учета. | оперативный, аналитический, бухгалтерский, целевой. |
Классификация затрат:
- — по целевому назначению:
- а) под затратами на обеспечение качества следует понимать все затраты, произведенные для удовлетворения установленных потребителем требований к качеству продукции или услуг;
б) затраты на улучшение качества — это затраты, направленные на удовлетворение предполагаемых требований потребителя;
- в) к затратам на управление качеством относятся затраты на разработку и реализацию корректирующих и предупредительных мер, необходимых для устранения выявленных или предотвращения потенциальных несоответствий продукции (услуг) предъявляемым или предполагаемым требованиям к ней.
- — по экономическому характеру:
- а) единовременные, кроме капитальных вложений на приобретение оборудования, средств измерения и другого имущества, необходимого для улучшения, обеспечения или управления качеством и включаемого в состав материальных активов, следует относить затраты на разработку продукции и технологии ее изготовления.
- б) текущие — к ним относятся все затраты на качество, воспроизводимые при изготовлении продукции (например, затраты на контроль качества и испытания изделий, на техническое обслуживание и ремонт оборудования и др.).
- — по виду затрат:
- а) к производительным могут быть отнесены все затраты, с помощью которых достигается выполнение функций, связанных с обеспечением, улучшением и управлением качеством.
- б) непроизводительные — это затраты, которые являются ненужными или излишними; они выявляются при анализе и оценке затрат. Такие затраты не следует отождествлять с потерями от ненадлежащего уровня качества продукции или низкого качества се изготовления. (Например, при высоком уровне организации производства и действенном самоконтроле затраты на проведение контроля технологической дисциплины могут оказаться ненужными). В то же время затраты на исправление несоответствующей установленным требованиям или дефектной продукции являются потерями.
- — по методу определения затрат:
- а) прямые затраты могут быть непосредственно рассчитаны и учтены по конкретному виду продукции или деятельности;
- б) косвенные — по тому или иному принятому признаку.
Существуют также возможности разделить затраты на контролируемые и неконтролируемые затраты. Такая классификация связана с подразделениями ответственности. Начиная с определенного уровня, успешное управление предприятия предполагает формирование отделов или подразделений ответственности. Исходя из этого, подразделения ответственности разделяются на четыре группы:
- — центр дохода — управляющий несет ответственность за доходы, зарабатываемые его подразделением. Типичный пример центра дохода — отдел маркетинга;
- — центр затрат — управляющий несет ответственность за затраты, производимые его подразделением. Типичными центрами затрат являются производственный цех, строительная бригада и т. д;
- — центр прибыли — управляющий несет ответственность за прибыль, зарабатываемую его подразделением, с учетом как зарабатываемых подразделением затрат, так и произведенных на проданные товары затрат. Примером центра прибыли может служить отдел, производящий конечную продукцию или группу продукции;
- — центр инвестиций — управляющий несет ответственность за прибыльность инвестиций. На него возлагается ответственность как за расходную сторону инвестиции, так и за прибыль, зарабатываемую инвестицией. В качестве центра инвестиций может рассматриваться, например, дочернее предприятие или отдел, ведающий всем процессом от производства до продажи.
Примерный перечень составляющих элементов затрат на качество представлен в табл. 4.
Таблица 4. Перечень составляющих элементов затрат на качество.
Затраты на предупредительные мероприятия. | |
Управление качеством. | Затраты на планирование системы качества. |
Затраты на преобразование ожиданий потребителя по качеству в технических характеристиках материала, процесса, продукта. | |
Управление процессом. | Затраты на установление средств управления процессом. |
Затраты на изучение возможностей процесса. | |
Затраты на осуществление технической поддержки производственному персоналу в применении (осуществлении) и поддержании процедур и планов по качеству. | |
Планирование качества другими подразделениями. | Затраты, связанные с деятельностью по планированию качества, выполняемой персоналом, не подчиняющимся Управляющему по Качеству. |
Контрольное и измерительное оборудование. | Затраты, связанные с разработкой и усовершенствованием всего контрольного и измерительного оборудования (приборов). |
Обеспечение качества поставок. | Затраты, связанные с обслуживанием и калибровкой всего оборудования (приборов). |
Затраты, связанные с обслуживанием и калибровкой технологической оснастки, приспособлений, шаблонов и образцов, имеющих прямое отношение к качеству продукции. | |
Затраты на оценку потенциальных поставщиков и материалов перед заключением договоров на поставки. | |
Аудит системы качества. | Затраты, связанные с технической подготовкой проверок и испытаний закупленных материалов. |
Затраты на техническую поддержку поставщиков, направленную на помощь им в достижении ожидаемого качества. | |
Затраты на внутренний аудит качества. | |
Затраты на аудит системы качества потребителем, его агентом или другим уполномоченным органом. | |
Программа улучшения качества. | Затраты, связанные с внедрением программ улучшения, наблюдением за ними и составлением отчетов, включая затраты на сбор и анализ данных, составление отчета по затратам на качество. |
Обучение вопросам качества. | Затраты на внедрение, развитие и функционирование программы обучения персонала всех уровней вопросам качества. |
Прочие затраты. | Заработная плата секретарей и служащих, организационные расходы и т. п., которые непосредственно связаны с предупредительными мероприятиями. |
Затраты на контроль. | |
Проверки и испытания. | Оплата работ инспекторов и испытательного персонала, при плановых проверках производственных операций. |
Повторные проверки отбракованных элементов, их испытания, сортировки и т. д. не включается. | |
Проверки и испытания поставляемых материалов. | Оплата работ инспекторов и испытательного персонала, связанных с закупленными у поставщиков материалами, включая инспекторов и служащих различного уровня. |
Затраты на лабораторные испытания, выполняемые для оценки качества поставляемых материалов. | |
Затраты, связанные с работой инспекторов и испытательного персонала, проводящих оценку материалов на производстве поставщика. | |
Материалы для тестирования и проверок. | Стоимость расходных материалов, используемых при контроле и испытаниях. |
Стоимость материалов, образцов и т. п., подвергнутых разрушающему контролю. | |
Стоимость испытательного оборудования не включается. | |
Контроль процесса. | Оплата труда персонала, не подчиняющегося управляющему по качеству, выполняющего контроль и испытания па производственных линиях. |
Прием продукции заказчиком. | Затраты на запуск и тестирование готовой продукции на производстве для сдачи ее заказчику перед поставкой. |
Затраты на приемочные испытания продукции у заказчика до ее сдачи. | |
Проверка сырья и запасных частей. | Затраты на контроль и испытание сырья, запасных частей и т. п., связанные с изменениями технических требований проекта, чрезмерным временем хранения или неуверенностью, вызванной другими проблемами. |
Аудит продукта. | Затраты на проведение аудита качества технологических операций либо в процессе производства, либо по конечному продукту. |
Затраты на все испытания на надежность, проводимых на произведенных изделиях. | |
Затраты на подтверждение качества продукта внешними органами. такими как страховые компании, правительственные агенты и т. д. | |
Внутренние затраты на дефект. | |
Отходы. | Стоимость материалов, которые не отвечают требованиям качества и затраты на их утилизацию и вывоз. |
Ликвидационная стоимость отходов производства не включается. | |
Анализ потерь. | Затраты на определение причин возникших несоответствий требованиям по качеству. |
Взаимные уступки. | Затраты на допуск к применению тех материалов, которые не отвечают техническим требованиям. |
Снижение сорта. | Затраты, возникшие вследствие снижения продажной цены на продукцию, которая не отвечает первоначальным. |
Отходы и переделки, возникшие по вине поставщиков. | Затраты, понесенные в том случае, когда после получения от поставщика обнаружилось, что поставленные материалы оказались не годными. |
Переделки и ремонт. | Затраты, возникшие при восстановлении изделий (материалов) до соответствия требованиям по качеству посредством либо переделки, либо ремонта, либо и тем и другим. |
Затраты на повторное тестирование и инспекции после переделок или ремонта. | |
Внешние затраты на дефект. | |
Продукция, не принятая потребителем. | Затраты на выявление причин отказа заказчика принять продукцию. |
Затраты па переделки, ремонт или замену не принятой продукции. | |
Гарантийные обязательства. | Затраты на замену неудовлетворительной продукции в течение гарантийного периода. |
Затраты, вовлеченные в сервисные службы для коррекции продукции и восстановления удовлетворенности потребителя. | |
Отзыв и модернизация продукции. | Затраты на проверку, модификацию или замену уже поставленной потребителю продукции, когда имеется подозрение или уверенность в существовании ошибки проектирования или изготовления. |
Жалобы. | Затраты, вовлеченные в исследование причин возникновения жалоб потребителей на качество продукции. |
Затраты, привлеченные для восстановления удовлетворенности потребителя. | |
Затраты на юридические споры и выплаты компенсаций. |