Литература.
Совершенствование процесса адаптации молодых сотрудников в дошкольном образовательном учреждении
Формирование личных и деловых качеств, необходимых для сотрудника, а также отношение к работе и образцы организационного поведения; Место ДОУ на рынке образовательных услуг (реализуемые виды и формы воспитания и образования, виды образовательных программ и пр.). Пример плана работы сотрудника на время адаптации выполняемый план мероприятий включается личное дело сотрудника по аттестации… Читать ещё >
Литература. Совершенствование процесса адаптации молодых сотрудников в дошкольном образовательном учреждении (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
- 44. Симонов В. П. Педагогический менеджмент. М. 2009. 357 с.
- 45. Собкин В. С., Марич Е. М. Воспитатель детского сада: жизненные ценности и профессиональные ориентации. По материалам социологического исследования. Тр. По социологии образования. Т.V. Вып. VIII. М. 2000.
- 46. Соловьёва М. Ю. Финансово-хозяйственная деятельность ДОУ / Практическое руководство. Р — на — Д: «Феникс». 2006. 75 с.
- 47. Социальный менеджмент. /Под ред. Д. В. Валового. М.: ЗАО «Бизнес школа «Интел-Синтез», Академия труда и социальных отношений, 2000. 392 с.
- 48. Социология. Учебное пособие для студентов педагогических вузов /Под ред. Л. Я. Рубиной. 2-е изд., перераб. и доп. Уральский государственный педагогический университет, издательство «Центр Проблем Детства» г. Екатеринбург, 2004. 224 с.
- 49. Третьяков П. И., Белая К. Ю. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам. М.: Новая школа, 2001. 304 с.
- 50. Управление персоналом: Учебник / Под ред. Т. Ю. Базарова. М. 2002.
- 51. Управление организацией / Под ред. А. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, Н. А. Саломатина, Кибанова. М. 2009. 45 с.
- 52. Управление качеством образования / Под ред. М. М. Поташника. М.: 2000. 448 с.
- 53. Устав Асбестовского муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада № 43.
- 54. Федорова Л. А. Организация деятельности ДОУ. образование в документах и комментариях. М.: ООО «Издательство Астрель». 2003. С. 116.
- 55. Шакурова Р. Х. Социально-психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив. М.: 1990. 206 с.
- 56. Шекшня С. В. Управление персоналом современной организации. М.: 2002, с. 240
- 57. Щетинин В. П., Хроменко Н. А., Рябушкин Б. С. Экономика Образования. М.: 1995.
- 58. Щуркова Н. Е. Практикум по педагогической технологии. М.: Педагогическое общество России, 2002. 224 с.
- 59. Щуркова Н. Е., Питюкова В. Ю. и др. Новые технологии воспитательного процесса. М.: Педагогическое общество России, 2002.
- 60. Юрасов М. Мониторинг адаптивности промышленных рабочих // Управление персоналом. 2006. № 14 (144).
Приложения
Приложение 1.
АНКЕТА.
Просим Вас принять участие в нашем социологическом исследовании, направленном на определение направлений совершенствования системы профессионального обучения и адаптации молодых сотрудников дошкольного образовательного учреждения.
Обведите кружком варианты ответов, которые Вы сочтёте наиболее приемлемыми для себя.
Анкета анонимна.
Заранее БЛАГОДАРИМ за участие в исследовании.
- 1. Испытывали ли Вы затруднения при знакомстве с новой специальностью, коллективом?
- а) да
- б) нет
- в) затрудняюсь ответить
- 2. Нравится ли Вам Ваша работа?
- а) Очень нравиться
- б) Пожалуй, нравится
- в) Работа мне безразлична
- 3. Хотели бы Вы перейти на другую работу?
- а) Да
- б) Нет
- в) Не знаю
- 4. Когда Вы пришли в первый день в эту организацию, что для Вас было самым трудным?
- а) Общение с новым коллективом
- б) Общение с руководителем
- в) Привыкание к новому рабочему месту
- 5. Кто Вам помог освоить новые должностные обязанности?
- а) Ваш непосредственный руководитель
- б) Коллеги по работе
- в) Никто не помогал
- г) Наставник
- 6. Испытывали ли Вы потребность в помощи наставника?
- а) да
- б) нет
- в) затрудняюсь ответить
- 7. Сколько по времени Вы осваивались с новыми должностными обязанностями?
- а) До 1 месяца
- б) До 3 месяцев
- в) Более полугода
- 8. Если в первые месяцы работы у Вас возникала проблема, то к кому Вы обращались?
- а) К Вашему непосредственному руководителю
- б) К коллеге
- в) К наставнику
- г) Ни к кому
- 9. В первые месяцы работы, что для Вас имело наибольшее значение?
- а) Влиться в коллектив
- б) Эффективно работать
- в) Слышать одобрение руководства
- г) _________________________________________________________
- 10. Как Вы считаете, какова причина увольнения молодых сотрудников?
- а) Сложный психологический климат
- б) Плохая организация труда
- в) Заработная плата
- г) Большая нагрузка
- д) __________________________________________________________
- 11. По Вашему мнению, существует ли система работы по профессиональному обручению в ДОУ?
- а) да
- б) нет
- в) затрудняюсь ответить
- г) ___________________________________________________________
- 12. По Вашему мнению, существует ли система работы по адаптации в ДОУ?
- а) да
- б) нет
- в) затрудняюсь ответить
- г) ___________________________________________________________
- 13. Оцените значимость содержания информации о ДОУ для адаптации молодого сотрудника, поставив знак «+» в графе с соответствующей оценкой.
Содержание информации. | Оценка эффективно. | Оценка неэффективно. | Затруднились оценить. |
Система оплаты труда. | |||
Традиции организации. | |||
Функциональные обязанности. | |||
Система социального обеспечения. | |||
Неформальные правила поведения. | |||
Правила внутреннего распорядка. | |||
Характеристика коллектива. | |||
Структура и система управления. |
14. Оцените эффективность руководства адаптацией молодых сотрудников должностными лицами, поставив знак «+» в графе с соответствующей оценкой.
Таблица.
Ответственный. | Оценка эффективно. | Оценка неэффективно. | Затруднились оценить. |
Инспектор по кадрам. | |||
Непосредственный руководитель. | |||
Коллега. |
- 15. Как Вы считаете, профессиональное обучение оказало влияние на рост Вашего профессионализма?
- а) да
- б) нет
- в) затрудняюсь ответить
- 16. С какими перспективами Вы связывали профессиональное обучение?
- а) меня обязали
- б) так принято
- в) интересно
- г) получение знаний, навыков, умений
- 17. Что Вам понравилось в процессе обучения?
_______________________________________________________________________________________________________________________________.
- 18. Какой информации было не достаточно в процессе профессионального обучения и адаптации?
- а) наглядности
- б) усилить практическую направленность
- в) практических занятий
- г) теоретической информации
- д) ______________________________________________________
- 19. Какие формы профессионального обучения используются в ДОУ?
_____________________________________________________________.
20. Какие формы адаптации используются в ДОУ?
_____________________________________________________________.
21. Что на Ваш взгляд необходимо сделать для повышения эффективности системы профессионального обучения и адаптации молодых сотрудников?
_______________________________________________________________________________________________________________________________.
22. Какие мероприятия, на Ваш взгляд, помогут новому сотруднику быстрее включиться в работу?____________________________________.
А теперь просим сообщить сведения лично о Вас:
- 1. Пол: Мужской? Женский ?
- 2. Возраст _________
- 3. Образование: Среднее? Среднее специальное? Высшее ?
СПАСИБО!
Приложение 2.
ИНТЕРВЬЮ.
Просим Вас принять участие в нашем социологическом исследовании, направленном на определение направлений совершенствования системы профессионального обучения и адаптации молодых сотрудников дошкольного образовательного учреждения, и ответить на несколько вопросов.
- 1. Сколько молодых сотрудников (до 30 лет) в Вашем ДОУ на сегодняшний день?
- 2. Увеличивается ли процентная доля молодых работников по сравнению с прошлыми годами? Чем, по Вашему мнению, это обусловлено?
- 3. Есть ли текучесть кадров в образовательном учреждении? Какие причины этому способствуют, на Ваш взгляд?
- 4. Испытывали ли Вы трудности в работе с молодыми сотрудниками? Какие?
- 5. Какие создаются условия молодым сотрудникам для успешной работы и профессионального роста?
- 6. В чём Вы видите значение системы профессионального обучения и адаптации молодых сотрудников ДОУ?
- 7. Какие формы профессионального обучения применяются в ДОУ?
- 8. Какие методы адаптации Вы используете при работе с молодыми сотрудниками?
- 9. Существует ли в Вашем ДОУ такая система работы? Эффективна ли она?
- 10. Сколько молодых сотрудников, после прохождения адаптационного периода, осталось работать в детском саду (за последние 5 лет)?
- 11. Что бы Вы предложили изменить в существующем положении для улучшения системы профессионального обучения и адаптации молодых сотрудников ДОУ?
Приложение 3.
ОТЗЫВ.
(заполняется наставником по истечении срока наставничества) отзыв сдаётся инспектору по кадрам для формирования личного дела.
Внимание! Содержание отзыва является конфиденциальным.
Ф.И.О. нового сотрудника _____________________________________.
Должность ________________________________________________.
Дата приёма на работу _____________.
Дата заполнения отзыва __________.
Ф.И.О. наставника ___________________________________________.
Уважаемый наставник, оцените степень выраженности личностных и деловых качеств сотрудника, напротив выбранной графы поставьте знак «+».
№ п/п. | Качества. | Степень выраженности. | ||
Очень сильно. | Сильно. | Средне. | Слабо. | Очень слабо. |
Забота о внешнем виде. | ||||
Ответственность, дисциплинированность. | ||||
Стремление самостоятельно повышать свою квалификацию. | ||||
Способность к обучению. | ||||
Умение слушать и располагать к общению. | ||||
Тактичность. | ||||
Умение легко и быстро налаживать контакты с родителями, коллегами. | ||||
Активность в общении. | ||||
Умение правильно строить отношения с руководством. | ||||
Умение ладить с детьми. | ||||
Умение правильно строить отношения с коллегами. | ||||
Самообладание, сдержанность в напряжённых ситуациях. | ||||
Самокритичность, способность признавать свои ошибки. | ||||
Способность организовать свою работу. | ||||
Работоспособность. | ||||
Самостоятельность в работе. | ||||
Готовность брать на себя дополнительные нагрузки. | ||||
Способность заменить другого работника на его рабочем месте. | ||||
Наличие умений, знаний, необходимых в работе. |
Оцените степень готовности сотрудника к самостоятельному выполнению возложенных на него функций и обязанностей:
- · полностью готов;
- · недостаточная подготовка;
- · не готов.
Рекомендации _______________________________________________.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Необходимость дополнительного обучения, повышения квалификации (указать какое) по плану профессионального обучения.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Наставник: ____________________ «____» _________________ 200 _ г.
Приложение 4.
Заключение
по результатам оценки профессиональных знаний заключение сдаётся инспектору по кадрам и включается в личное дело сотрудника.
«___» ___________ 200__ г.
Ф.И.О. сотрудника ____________________________________________.
Утверждение в должности ______________________________________.
Оцените уровень соответствия профессиональных знаний, приобретённых за время адаптационного периода, требованиям занимаемой должности. Решение выносится коллегиально. Отметьте соответствующую вашему мнению позицию:
- ? уровень профессиональных знаний превосходит требования к должности;
- ? уровень профессиональных знаний полностью соответствует требованиям должности;
- ? уровень профессиональных знаний в основном соответствует требованиям должности;
- ? уровень профессиональных знаний недостаточно соответствует требованиям должности;
- ? уровень профессиональных знаний не соответствует требованиям должности.
Старший воспитатель ДОУ ____________________ ________________.
Ф.И. О. Подпись Наставник ____________________ ________________.
Ф.И. О. Подпись Заведующий ДОУ ____________________ ________________.
Ф.И. О. Подпись Приложение 5.
ЛИЧНАЯ ПАМЯТКА НАСТАВНИКУ НАСТАВНИК ОТВЕЧАЕТ:
- · за написание плана стажёра;
- · инструктаж на рабочем месте;
- · согласование обучения сотрудника с планом, со сторонними консультантами (по необходимости);
- · контроль за наличием рабочих инструментов стажёра (канцтовары);
- · знакомство с сотрудниками ДОУ;
- · информирование о принципах работы в ДОУ, что помогает понять стажёрам структуру, правила и нормы;
- · выявление и своевременное предупреждение возможных ошибок, как дисциплинарного, так и профессионального характера;
- · формирование личных и деловых качеств, необходимых для сотрудника, а также отношение к работе и образцы организационного поведения;
- · контроль выполняемых стажёром работ;
- · оценку знаний и навыков после обучения.
Наставничество длиться от 1 месяца до 1 года.
Наставничество осуществляется по плану.
Приложение 6.
Программа адаптации сотрудников в ДОУ детском саду.
№. п/п. | Наименование мероприятия. | Содержание мероприятия. | Ответственный. | |
О Б Щ, А Я Ч, А С Т Ь. | ||||
ЭТАП 1. | 1.1. | Вводное ориентационное собеседование. |
| Инспектор по кадрам. |
ЭТАП 1. | 1.2. | Личное ознакомление с колледжем и его сотрудниками. |
| Инспектор по кадрам. |
ЭТАП 2. | 1.3. | Ознакомление с рабочим местом. |
| Заведующий Старший воспитатель Инспектор по кадрам Наставник. |
ЭТАП 2. | 1.4. | Ориентационное собеседование с руководителем. |
| По схеме, указанной в п. 1.3. |
И Н Д И В И Д У, А Л Ь Н, А Я Ч, А С Т Ь | ||||
ЭТАП 2. | 2.1. | Вхождение в должность. |
| Наставник, Старший воспитатель. |
ЭТАП 3. | 2.2. | Назначение наставника. |
| По схеме, указанной в п. 1.3. |
ЭТАП 3. | 2.3. | Включение в программу «Школа молодого педагога». |
| Педагог — психолог, старший воспитатель. |
С О С Т, А В Л Е Н И Е О Т Ч Е Т А. | ||||
ЭТАП 4. | 3.1. | Составление отчетов по итогам адаптации. |
| Наставник, старший воспитатель адаптант. |
Приложение 7.
УТВЕРЖДАЮ:
Зав. АМ ДОУ д/с № 43.
_____________ Иванова И.И.
«___» _____________ 200 _ г.
Пример плана работы сотрудника на время адаптации выполняемый план мероприятий включается личное дело сотрудника по аттестации
На период: с __________________________ по _____________________.
Ф.И.О. сотрудника ___________________________________________.
Должность ___________________________________________________.
Дата начала работы ____________________________________________.
Дата окончания адаптационного периода __________________________.
Ф.И.О. наставника _____________________________________________.
Должность наставника _________________________________________.
№ п/п. | Мероприятия. | Ответственное лицо. | Срок выполнения. | Отметка о выполнении. | Подпись ответственного лица. |
Знакомство со структурой учреждения, внутренними локальными актами и др. | Инспектор по кадрам. | ||||
Знакомство:
| Старший воспитатель, наставник. | ||||
Педагогическая документация:
| Старший воспитатель, социальный педагог, психолог. | ||||
Консультации:
| Старший воспитатель, Наставник, Психолог. | ||||
Введениев специальность:
| Старший воспитатель Наставник. | ||||
И т.д. |