Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Фактор свидетеля. 
Риторика и теория аргументации

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Л. Рубинштейн Вспомним знаменитую фразу: «Василий Алибабаевич, нехороший человек, уронил мне на ногу батарею!» (К/ф «Джентльмены удачи»). Таким образом, степень этикетности и симметричности речевой ситуации определяются факторами не только адресата, но и слушателя (третьего лица), что соответствует известным постулатам Грайса, в частности, принципу вежливости, который предполагает: 1) максиму… Читать ещё >

Фактор свидетеля. Риторика и теория аргументации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Существует мнение, в соответствии с которым «этикетна лишь та ситуация, для которой существенны различия (половые, возрастные, социальные и др.) между участниками общения», и поэтому «под этикетом следует понимать правила общения между различными в половом, возрастном, социальном, конфессиональном и др. отношениях группами общества»[1][2]. Однако при определении степени этикетности речевой ситуации следует учитывать не только фактор адресата, но и фактор слушателя[3], или свидетеля, в качестве которого могут выступить присутствующие при общении взрослых дети, при общении мужчин — женщины (в таких случаях говорят: «Не при дамах», «Не при детях»), при общении знакомых — незнакомец, направленная на говорящих кинокамера и т. д. Данный фактор может превратить, казалось бы, абсолютно симметричную речевую ситуацию в асимметричную, ибо «если говорящие знают о случайных слушающих, они даже могут конструировать свои высказывания специально в расчете на них»[4]:

Эвфемизация бывает подчас смешнее, чем-то, что эвфемизации подлежит. Когда моей дочке было года четыре, мы снимали дачу. Однажды дачная хозяйка вызвала двух мужиков на предмет очистки колодца. Чистили они так. Один залез в колодец, второй стоял наверху и вытаскивал наружу ведра, наполненные илом. В какой-то момент ведро сорвалось и с грохотом ухнуло вниз. В ожидании естественной реакции того, кто был внизу, я инстинктивно зажал уши крутившейся тут же дочки. Но напрасно. Реакция была более чем неожиданной. Из колодца гулко донеслось: «Ну, ты меня, Толян, удивил!».

Л. Рубинштейн Вспомним знаменитую фразу: «Василий Алибабаевич, нехороший человек, уронил мне на ногу батарею!» (К/ф «Джентльмены удачи»). Таким образом, степень этикетности и симметричности речевой ситуации определяются факторами не только адресата, но и слушателя (третьего лица), что соответствует известным постулатам Грайса, в частности, принципу вежливости, который предполагает: 1) максиму такта («Соблюдай интересы другого», «Не нарушай границы его личной сферы»); 2) максиму одобрения («Не хули других»); 3) максиму согласия («Избегай возражений»); 4) максиму симпатии («Проявляй благожелательность»)г.

  • [1] Корнелиус X., Фэйр Ш. Выиграть может каждый: Как разрешать конфликты. М., 1992. С. 14.
  • [2] Байбурин А. К. Об этнографическом изучении этикета. С. 16 и 17, ср.:Цивьян Т. В. К некоторым вопросам построения языка этикета // Труды по знаковымсистемам. Вып. 2. Тарту, 1965. С. 144.
  • [3] См., в частности: Кларк Г. Г., Карлсон Г. Б. Слушающие и речевой акт // Новоев зарубежной лингвистике. Вып. 17. Теория речевых актов. М., 1986; Почепцов Г. Г. Слушатель и его роль в актах речевого общения // Языковое общение: единицы и регуля-тивы. Калинин, 1987.
  • [4] Кларк Г. Г., Карлсон Г. Б. Слушающие и речевой акт. С. 285.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой