Компоненты.
Анализ повести С. Кржижановского "Странствующее "Странно"
Во второй истории все приемы со временем повторяются — начало конкретное, осень: «Мой второй старт состоялся в один из дней ранней осени. За окном ветер рвал и комкал листья и швырял пылью в окна», а дальше — несколько дней в часах, несколько — у часовщика, внутри письма, сколько-то дней внутри человеческого тела и несколько — обратный путь в конверте. Когда герой вернулся в свое обычное… Читать ещё >
Компоненты. Анализ повести С. Кржижановского "Странствующее "Странно" (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Интерьер: В обрамлении рассказа описание интерьера практически отсутствует. Совершенно не понятно, где находятся беседующие. Ясно только, что это некая комната, где есть ковер, окно, дверь и где-то стоящие или висящие часы, по которым ориентируются собеседники, а так же два «истертых кожаных кресла» — на одном сидит учитель, на другое он предлагает присесть своему ученику.
В самом рассказе описание интерьера играет важную роль во всей повести, так как там применяется прием гиперболизации. Несколько квадратных метров обычной квартиры — превращаются в целый мир. В связи с чем, обычные вещи рассматриваются и описываются под необычным углом. До подоконника и стола нужно подниматься несколько дней, ковер — это целый лес и т. д.
Время в произведении, как уже было замечено, сжимается и растягивается по воле автора — целых полчаса ушло на короткое обрамление рассказа, и всего за полтора часа рассказываются два довольно длительных путешествия. Эти расчеты не трудно было сделать, так как автор, видимо преднамеренно и скрупулезно указывал на время, с этого даже начинается повесть:
- — На циферблате шесть. Ваш поезд в девять?
- — В девять тридцать, учитель.
Перед началом рассказа:
…Который сейчас?
- — Шесть тридцать.
- — Так. Может быть, у вас есть еще какие-нибудь дела?
- — Нет, учитель. До девяти я могу слушать.
В конце рассказа:
— Не пройдет и получаса, как… ваш поезд отойдет. И, чего доброго, без вас. Взгляните на циферблат: пять минут десятого. Пора. Прощайте, мой сын!
Что касается времен года, когда происходило действие рассказа, то началось все летом: «Я хорошо помню то сквозистое июньское утро, когда мой учитель, это было уже сорок с лишком лет тому назад, призвав меня к себе, начертил именно этот простой, из двух карандашных линий, знак…». Затем, после уменьшение время перестает быть конкретным и абстрагируется. Несколько дней герой поднимался до плюща, еще несколько — ждал, пока плющ вырастет до подоконника, несколько дней блуждал в ковре — для него это был лес. И много дней находился в термометре.
Когда он снова вернулся в обычное состояние — была уже зима: «Ее лицо было обернуто в складки крепа, под ногами стлался скрипучий мерзлый снег, но во мне, обгоняя медленные календарные листы, уже наступала весна».
Во второй истории все приемы со временем повторяются — начало конкретное, осень: «Мой второй старт состоялся в один из дней ранней осени. За окном ветер рвал и комкал листья и швырял пылью в окна», а дальше — несколько дней в часах, несколько — у часовщика, внутри письма, сколько-то дней внутри человеческого тела и несколько — обратный путь в конверте. Когда герой вернулся в свое обычное состояние во второй раз — был праздничный день, судя по описанию это весна, или лето.