Эвристический метод обучения в работе по истории
Однако не всякая беседа активизирует познавательную деятельность учащихся, способствует развитию их мышления. Учитель должен возвращаться к пройденному материалу, задавать учащимся вопросы на воспроизведение ранее усвоенных знаний. Такая беседа необходима, она подготавливает базу для усвоения нового материала. Но все вопросы ее обращены лишь к памяти учащихся. Активизация познавательной… Читать ещё >
Эвристический метод обучения в работе по истории (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Важное место в преподавании истории занимает частично-поисковый, или эвристический, метод. Смысл его заключается в том, что учитель, поставив проблему, малодоступную для самостоятельного решения, делит ее на подпроблемы и серией взаимосвязанных вопросов или аналогичных облегченных задач, включает учащихся в процесс выполнения отдельных шагов хода решения. Происходит поэтапное обучение решению исследовательской задачи. Свое выражение этот метод находит в эвристической беседе. Суть ее в том, что для поиска учениками решения какой-либо проблемы учитель выстраивает серию взаимосвязанных и вытекающих один из другого вопросов. Все или большинство этих вопросов представляют собой небольшие проблемы, решение которых ведет к решению основной проблемы[15]. Характерным признаком эвристической беседы является то, что учащиеся с помощью умелой постановки вопросов учителя и благодаря собственным усилиям и самостоятельному мышлению подводятся к приобретению новых знаний.
Излагая учебный материал методом эвристической беседы, учитель время от времени обращается к классу с вопросами, которые побуждают школьников включаться в процесс поиска.
Здесь можно использовать интеллектуальные или логические задания, которые направлены на усвоение теоретических знаний и требуют преимущественно активизации абстрактно-логического мышления. Например, выдержка, взятая из источника после изучения экономического развития России XVIII века, поможет ученикам выявить характерные черты экономической политики Петра I и Екатерины II.
Источник: «Никаких дел, касающихся до торговли и фабрик, не можно завести принуждением, а дешевизна родится от великого числа продавцов и от вольного умножения товара». Определите кому: Петру I или Екатерине II, принадлежат эти слова. Ответ должен быть обоснован. При выполнении задания учащиеся должны, во-первых, установить автора высказывания и сформулировать свой ответ; во-вторых, при его обосновании ученики должны оперировать экономическими понятиями, такими, как монополия, единый рынок, конкуренция, предпринимательство и другими; в-третьих, они, вспоминая изученный материал, могут привести конкретные факты, подтверждающие соответствие высказывания экономической политике его автора, и, в заключение, сравнить экономическую политику Петра I и Екатерины II.
Однако не всякая беседа активизирует познавательную деятельность учащихся, способствует развитию их мышления. Учитель должен возвращаться к пройденному материалу, задавать учащимся вопросы на воспроизведение ранее усвоенных знаний. Такая беседа необходима, она подготавливает базу для усвоения нового материала. Но все вопросы ее обращены лишь к памяти учащихся. Активизация познавательной деятельности определяется не самим методом беседы, а характером задаваемых вопросов. Ответ на вопрос должен опираться на имеющуюся базу знаний, но при этом не содержаться в прежних знаниях.
Поставив вопрос, учитель внимательно, не перебивая, выслушивает ответ, затем обращается к классу с предложением дополнить или исправить ошибки.
В случае, когда ученики затрудняются с ответом или начинают уходить в сторону от правильного пути поиска, с помощью подсказки, которая может быть дополнительным вопросом, учитель направляет мысль учащихся по нужному руслу.
Метод эвристической беседы может и должен применяться на внеклассных занятиях как на стадии начала изучения истории, в средних классах, так и в старших классах настолько, насколько это необходимо для максимальной эффективности обучения. Различными же на разных ступенях являются цели применения данного метода. В первом случае основной целью применения метода эвристической беседы является поддержание устойчивости внимания, а уже в 9−11 классах на первое место выходит развитие мышления учащихся[16].
Вообще нужно отметить, что решение исторических задач и сам ход эвристической беседы требуют от ученика активизации всех познавательных процессов — мышления, воображения, памяти, внимания и т. д. Для применения метода эвристической беседы учитель должен обладать довольно высоким уровнем мастерства, чтобы вовлечь в беседу весь класс.
Стоит ли учителю продумывать каждый вопрос, связь между ними, все возможные варианты ответов, подсказок при подготовке к занятию или беседу можно проводить экспромтом? Это также зависит от уровня мастерства учителя. Если учитель только начинает осваивать данный метод, то, конечно, подетальное, подробное планирование просто необходимо.