Территориальные кластеры.
Региональная экономика и управление развитием территорий
Важная особенность кластеров — наличие в их составе фирм-новаторов, которыми могут быть гибкие предпринимательские структуры малого бизнеса, высших учебных заведений, НИИ, позволяющих формировать на базе кластера инновационные точки роста. В некоторых кластерах в качестве системообразующего элемента выступает организация — источник инноваций. В таком случае лидером кластера может стать НИИ или… Читать ещё >
Территориальные кластеры. Региональная экономика и управление развитием территорий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В современных условиях последующее повышение уровня жизни населения обеспечивается за счет повышения объема производства продукции. Но дальнейшее увеличение объема производства возможно только в условиях оптимального использования территории. И здесь, наряду с принципами и факторами размещения, на первый план выступают закономерности в размещении производительных сил, территориальной организации хозяйства.
Если в период индустриализации промышленности со стороны государства осуществлялась поддержка структурообразующих предприятий, обеспечивавших основное количество как спроса, так и предложения на промышленные товары, то в экономиках постиндустриального типа, активное развитие которых началось во второй половине XX в., наиболее ярко раскрываются преимущества компаний средних и малых размеров, простых в управлении и мобильных в своей специализации[1].
Именно компании малого и среднего бизнеса стали восприниматься не только в качестве агентов внедрения технологических новшеств и модернизации экономики, но и как производственные единицы регионального уровня. Малый и средний бизнес заполняют своей продукцией и услугами местные рынки, зачастую непривлекательные для крупных компаний.
Повышение конкурентоспособности и развитие экономики сопровождаются переориентацией с массового на мелкосерийное производство с гибким ассортиментом продукции.
Усиление кооперационных связей внутри скоплений компактно расположенных предприятий небольшого размера позволяет им максимально учитывать действующие рыночные механизмы и на равных конкурировать с крупными фирмами, нивелируя преимущества последних, обусловленные наличием эффекта масштаба.
Постепенно в значительной части традиционных отраслей экономики были достигнуты пределы экономической целесообразности в концентрации производства. Новые отраслевые рынки, большинство из которых связано с высокими технологиями, требуют применения новых подходов к своему развитию.
Изучение пространственного расположения фирм, агломерационных эффектов осуществлялось еще до увеличения межфирменного взаимодействия, свойственного второй половине XX в.[2] Исследованиями кластерных образований в 1970—1980;х гг. занимались шведские и французские научные школы[3].
Однако впервые наиболее подробно скопления динамично развивающихся организаций и предприятий в процессе разработки теории конкурентных преимуществ стран изучил М. Портер. Ученый выявил, что процессы кластеризации начинают проявляться при условии достижения одной или несколькими компаниями весомых позиций на мировом рынке. В дальнейшем фирма-лидер усиливает свое влияние на ближайших поставщиков, потребителей и конкурентов, что стимулирует взаимодействие между компаниями различных размеров и, как следствие, положительно сказывается на дальнейшем росте конкурентоспособности самой фирмы-лидера.
В результате подобной кооперации формируется кластер — группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере, характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга[4].
Обычно место лидера в кластере занимают фирмы — производители конечного продукта. В состав участников кластера также входят узкоспециализированные фирмы-поставщики, которые при определенных условиях сами могут стать лидерами (обычно эго происходит в случае, если обслуживаемой фирмой-поставщиком сегмент мирового рынка настолько велик, что позволяет создать па базе предприятия массовое стандартизированное производство).
Важная особенность кластеров — наличие в их составе фирм-новаторов, которыми могут быть гибкие предпринимательские структуры малого бизнеса, высших учебных заведений, НИИ, позволяющих формировать на базе кластера инновационные точки роста. В некоторых кластерах в качестве системообразующего элемента выступает организация — источник инноваций. В таком случае лидером кластера может стать НИИ или высшее учебное заведение. В состав кластера входят множество фирм, обслуживающих его функционирование[5].
Фактор географической концентрации экономических субъектов выступает в качестве одного из ключевых элементов при реализации кластерного подхода в управлении развитием территории. В то же время кластерные образования не статичны. Кластер может как расширять свое влияние, увеличивая численность участников, углубляя внутри кластерное взаимодействие, так и распадаться, свертывать взаимодействие между участниками под воздействием негативных экзогенных (изменения на рынке, влияние внешнего окружения, решения органов государственной власти и т. д.) или эндогенных (просчеты в стратегии развития кластера, конфликты между его участниками, чрезмерное усиление или ослабление внутрикластерной конкуренции, замедление процесса внедрения инноваций и т. д.) факторов кластерного развития. Значительная доля малого и среднего бизнеса в кластерных структурах также обусловливает динамику его развития[6].
Одной из наиболее распространенных классификаций территориальных кластеров выступает их ранжирование по степени развития. В ряде стран (например, в Финляндии) сегодня принято выделять следующие типы кластеров:
- • Сильный кластер. Отличительными признаками сильного кластера выступают наличие производственного, научно-исследовательского и инновационного потенциала мирового уровня, достигаемого за счет синергетического эффекта от активного взаимодействия участников. Эффективность производственных цепочек в сильных кластерах основывается на сбалансированном развитии и кооперации участников — представителей основных, вспомогательных производств и специализированных сервисов. Сильным кластерам также свойственно наличие конкурентных отношений между участниками.
- • Устойчивый кластер. Несмотря па отсутствие в таком кластере критической массы материальных и нематериальных активов для получения значительных преимуществ, кластерная структура стабильно развивается, наблюдается активное виутрикластерное взаимодействие.
- • Потенциальный кластер. В таком кластерном образовании присутствуют отдельные фрагменты производственной и технологической общности различных предприятий, взаимодействие отдельных кластерных структур имеет потенциал к дальнейшему расширению и углублению, по затруднено по причинам отсутствия отдельных элементов технологических и производственных цепочек, а также слабого коммуникационного взаимодействия потенциальных участников.
- • Латентный кластер. Латентный кластер характеризуется наличием достаточно мощных объединяющих центров и рядом малых и средних предприятий. В нем кооперационное взаимодействие имеет фрагментарный характер, не выстроена система коммуникации между потенциальными участниками, участники не соотносят свою деятельность с кластером.
- [1] См.: Геоэкономика и конкурентоспособность России: Научно-концептуальные основыгеоэкономической политики России: научно-аналитический доклад / М. Ю. Байдаков, Н. К). Конина |п др.|; под науч. ред. Э. Г. Кочетова. М.: Книга и бизнес, 2010.
- [2] См., например: Marshall A. Principles of Economics. N. Y.: Macmillan Publishing Company, 1922.
- [3] См., например: Tolenado J. Л Propos des Filieres Industrielles // Revue d’EconomieIndustrielle. 1978. № 4 (6): Soulie D. Filieres de Production et Integration Vertical // Annalesdes Mines. 1989. Janvier; Dahmen E. Development Blocks in Industrial Economics. Stockholm: The Industrial Institute for Economic and Social Research, 1991.
- [4] Cm.: Porter M. E. Clusters and Competition: New Agendas for Companies, Governments, andInstitutions // Porter M. E. On competition. Boston: Harvard Business School. 1998.
- [5] Инновационный менеджмент: учебник для академического бакалавриата / С. В. Мальцева, П. С. Федин [и др.): под общ. ред. С. В. Мальцева., 2014. С. 366.
- [6] Инновационный менеджмент / С. В. Мальцева, П. С. Федин [и др.): под общ. ред.С. В. Мальцева. С. 365.