Практический анализ комплексной работы по профессиональному самоопределению учащихся
В современном мире роль образования очевидна. Образование — одно из важнейших условий развития экономики и гражданского общества. Существенные изменения в социально-экономическом устройстве России затрагивает школу, которая вынуждена и должна изменяться, чтобы удовлетворять требованиям государства и общества. В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» подчеркивается, что… Читать ещё >
Практический анализ комплексной работы по профессиональному самоопределению учащихся (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Педагогические условия эффективной интеграции общеобразовательных школ и высших учебных заведений по профессиональному самоопределению учащихся.
В современном мире роль образования очевидна. Образование — одно из важнейших условий развития экономики и гражданского общества. Существенные изменения в социально-экономическом устройстве России затрагивает школу, которая вынуждена и должна изменяться, чтобы удовлетворять требованиям государства и общества. В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» подчеркивается, что «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны».
И одно из условий реализации этих задач — использование традиций и опыта сотрудничества с высшей школой.
Интеллектуальный потенциал подрастающего поколения многих малых и среднихгородов России достаточно высок, многие родители имеют высшее образование и настроены на академически ориентированное образование своих детей. Удаленность от крупных вузовских центров существенно усложняет для учащихся возможность непосредственного общения с представителями высшей школы, а это снижает конкурентоспособность школ таких городов на рынке образовательных услуг. Поэтому перспективными направлениями инновационной деятельности школы среднего города являются:
- — Формирование условий для профессионального самоопределения учащихся через специализацию в рамках профильного обучения.
- — Отработка механизмов взаимодействия школ среднего города с вузами с целью модернизации форм учебного процесса.
Интеграция — это объединение по какому-либо признаку объектов, частей, для того, чтобы получить взаимосвязанную систему. Образование — очень сложная система, в ней много составных частей, которые должны быть взаимосвязаны. Конечно, идеальных систем нет ни в природе, ни в обществе. Идеал недостижим, поэтому всегда есть к чему стремиться, а в образовании — тем более. Любая система работает эффективно только при наличии обратной связи, когда одно звено совершенствуется, приспосабливаясь к требованиям другого. Поэтому школа и вуз должны научиться слышать друг друга и выработать формы сотрудничества, которые позволят решить две основные задачи:
- — Повышение уровня знаний выпускников — будущих абитуриентов;
- — Информационно-профориентационная деятельность, направленная на осознанный выбор выпускниками специальности и повышение мотивации к обучению.
Основные направления взаимодействия вузов со школами на современном этапе:
- — Учебно-методическое взаимодействие, которое включает в себяподготовку и апробацию учебников, учебных и методических пособий для учащихся и учителей, работающих в школе;руководство учебной деятельностью по профильным дисциплинам; контакты учителей школ с преподавателями вузов с целью консультаций и обмена опытом.
- — Научно-методическая работа, которая содержит следующие формы: проведение совместных круглых столов по наиболее важным вопросам совместной деятельности, организация ме-тодических семинаров при ка-федрах вуза с участием преподавателей школы; организация ежегодных студенческих научно-практических конфе-ренций с привлечением учащихся школ; рецензирование преподавателями вузов исследовательских и проектных работ учащихся школ; привлечение к участию в научно-практических конференциях на базе вуза учителей школ; проведение на базе вуза предметных олимпиад и конкурсов среди учащихся средних школ;организация на базе вузов работы факультативов и научных кружков, ориентированных на учащихся школ; оказание методической помощи преподавателями вузов при разработке учебных программ средних образовательных учреждений по профильным дисциплинам; подготовка и издание сов-местных научных сборников статей, учебных пособий, мо-нографий с обобщением опыта работы учителей и методис-тов, по результатам научных исследований, организация научно-иссле-довательской деятельности учащихся старших классов под руководством преподавателей вуза, предоставление базы университета для совершенствования знаний учащихся школ (возможность пользоваться ресурсами научной библиотеки вуза), привлечение преподавателей вуза к подготовке школьников к региональным и всероссийским олимпиадам и конкурсам.
- — Кадровая работа, которая заключается в переподготовке кадров путем организации курсов повышения квалификации учителей на базе вузов;
- — Преподавательская деятельность, включающая проведение дистанционных лекцийи очных консультаций для учителей, привлечение к учебному процессу в средних школах высококвалифицированных кадров (кандидатов и докторов наук) для ведения профильных дисциплин и элективных курсов.
- -Профориентационная работа, готовящая учащихся к профессиональному самоопределению: проведение дней открытых дверей в вузе; встречи с учителями, учащимися и их родителями с целью проведения бесед о правилах приема в вуз и условиях обучения в нем; представление вуза с показом видеороликов, презентаций и рекламных буклетов о вузе и направлениях подготовки; приглашение школьников на вузовские мероприятия (смотры художественной самодеятельности, КВН).
- — Материально-техническая помощь школе: приобретение оборудования для лабораторных практикумов;помощь в издательской деятельности.
В свою очередь, школа — площадка для научного исследования. Школа — это лаборатория, база практики, предоставляющая огромный полигон для научного исследования. Здесь очень много «сырого» материала, который можно положить в основу кандидатского или докторского исследования. Специалисты вуза имеют возможность провести качественную экспертизу той богатой информационной базы, которая наработана школой за много лет. Прежде всего, это касается методологии педагогики. Поэтому возникает острая необходимость серьезной экспертизы, оценки, аудита с использованием ресурсов высшей школы. Школа также является базой практики для приобретения и совершенствования методических навыков студентов, получающих диплом учителя. Именно здесь студенты могут апробировать полученные в вузе компетенции.
Вопросы взаимодействия школ и вузов волнуют в равной степени и школьных учителей, и преподавателей вузов. Вуз принимает школьных выпускников, школы готовят вузовских абитуриентов, т. е. школа и вуз делают одно общее дело.
Но внутренний потенциал школ к обновлению исчерпывается как по объективным, так и субъективным причинам. Поэтому взаимодействие с вузами сегодня становится не желанием отдельных школ, а необходимостью для всей системы общего образования. И не зря наиболее успешными являются школы, у которых уже давно сложились прочные связи с вузами.
Бузулук — типичный средний город России. Образовательной доминантой города является Бузулукский гуманитарно-технологический институт. Многие выпускники школ города выбирают его для продолжения образования. БГТИ является центром притяжения абитуриентов из районов Западного Оренбуржья, соседней Самарской области. ЕГЭ, по результатам которого осуществляется прием в институт, несмотря на его интегративную функцию, не решает проблему повышения качества образования. Положительной стороной ЕГЭ является то, что его результаты могут быть приняты в качестве вступительных экзаменов большинством вузов страны. Отрадно, что ученики наших школ поступают в престижные вузы страны. Однако для региона и для города это минус, так как лучшие выпускники школ уезжают, а после окончания вузов Москвы, Санкт-Петербурга и Самары не торопятся возвращаться обратно. Следствием этого является значительное снижение интеллектуального потенциала региона. Поэтому в БГТИ ведется работа, направленная на активизацию взаимодействия со школами города. Многие из форм работы, перечисленных выше, уже стали традиционными, некоторые направления институт только начал осваивать. Кроме традиционной профориентационной работы, проведения Дня открытых дверей, это привлечение кафедр к работе со школьниками, привлечение учащихся и педагогов школ к участию в научно-практических конференциях, организация курсов повышения квалификации учителей в соответствии с потребностью педагогического сообщества города.
Программа взаимодействия «Школа — вуз» реализуется в МОАУ «СОШ № 1 г. Бузулука». Преподаватели вуза привлекаются к участию в учебном процессе, оказывают консультационную помощь педагогам, помогают при разработке учебных программ средних образовательных учреждений по элективным курсам. Возрождается участие школьников в ежегодных студенческих научно-практических конфе-ренциях на базе БГТИ, учителя публикуют свои статьи в институтских сборниках научных работ. Члены студенческого научного общества БГТИ приглашаются на открытие нового сезона работы школьного научного общества «Сова» и школьные научно-практические конференции. Старшеклассники участвуют в олимпиадах и конкурсах, организованных кафедрами института. Рассматривается возможность заключения договора с Оренбургской государственной медицинской академией по организации на базе школы профильных (химико-биологических) классов.
Опрос учителей школы показал высокий уровень осознания ими сущности и важности интеграции школы и вузов. Большинство опрошенных учителей школы отмечают, что взаимодействие высшей и средней школы расширяет общее образовательное пространство и повышает качество образования, а все субъекты, включенные в это взаимодействие, выигрывают. Вуз получает реальное представление об уровне подготовки современных школьников и возможность участвовать в его повышении, получая хорошо подготовленных абитуриентов и студентов.
В своюочередь, школа заинтересована в росте своего престижа и статуса на рынке образования. Учителямогут повысить свое профессионально-квалификационное мастерство, дополняя его новыми формами деятельности и новыми видами знаний. Учащиеся получат образование, отвечающее современным требованиям и стандартам, а также навыки научно-исследовательской деятельности. Родители имеют возможность узнать о требованиях к образованию в вузе, а также убедиться в правильности профессионального выбора своих детей.
Таким образом, систему сотрудничества школы с вузамидаже в небольшом городе в настоящее время можно выстроить так, чтобы максимально удовлетворить самые разные потребности учащихся, предоставить возможность получения высшего образования по разным направлениям, что позволит обеспечить выпускникам перспективную и интересную работу в будущем, конкурентоспособность и востребованность на рынке труда.
Переход к новым социально-экономическим отношениям вызывает изменение роли человека в хозяйственной системе общества, пересмотр требований к нему как к профессиональному работнику. Школа как один из важнейших социальных институтов должна оказывать учащимся помощь в адаптации к новым производственным отношениям за счет создания условий для личностного психологического роста и повышения уровня информированности о различных аспектах мира современного труда. Основная педагогическая цель занятий «Профессиональное самоопределение» в учебном плане образовательной области «Технология» — профессиональное самоопределение молодежи в условиях перехода к новым социально-экономическим отношениям и развитие конкурентоспособности выпускников школ на рынке труда. Данные занятия знакомят учащихся с многообразием мира профессий, помогают соотнести полученные знания о самом себе с существующими вариантами профессиональной деятельности, знаком с «технологией» поиска работы. Основная цель изучения данного предмета — сформировать готовность учащихся к обоснованному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учетом своих склонностей, способностей, состояния здоровья и потребностей рынка труда в специалистах.
В ходе занятий по этому разделу решаются следующие задачи:
- — обобщить у учащихся знания о сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере;
- — сформировать знания и умения объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности к человеку с учётом своих склонностей, способностей;
- — развивать представление о народном хозяйстве и потребности в трудовой деятельности, саморазвитии и самореализации;
- — формирование профессиональной компетенции в избранной сфере трудовой деятельности в сочетании с профессиональной мобильностью;
- — воспитание культуры личности во все ее проявлениях, связанных с трудовой деятельностью;
Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся Учащиеся должны знать:
- — уровень развития своих профессионально важных качеств;
- — сферы трудовой деятельности;
- — правила выбора профессии, карьеры;
- — значение правильного самоопределения для личности и общества;
- — возможности человека в развитии различных профессионально важных качеств.
Учащиеся должны уметь:
- — осуществлять самоанализ развития своей личности;
- — уметь адекватно оценивать свои склонности, интересы и способности;
- — проводить профессиографический анализ профессий и соотносить требования профессий к человеку с его личными достижениями.
Успешной реализации задач программы способствует использование разнообразных методов и форм обучения:
- — традиционные методы: беседа, лекция;
- — развивающая психологическая диагностика: комплекс психологических методик (диагностические методические процедуры; развивающие методические процедуры в виде тренинга, игр), профессиональные пробы;
- — информационно-поисковые методы: метод проблемного изложения, метод учебного диспута,
- — практическая, самостоятельная работа учащихся;
- — профконсультации.
Программа является актуальной, т.к. способствует подготовке учащихся к сознательному выбору профессии, их успешной социальной адаптации в условиях рыночной экономики, требующей от каждого работника профессионального отношения к труду, компетентности, непрерывного повышения квалификации, способности быстро приспосабливаться к новым жизненным ситуациям, мобильности и готовности к перемене труда. Свобода профессионального самоопределения предлагает адекватную оценку своих возможностей и ответственный выбор сферы приложения сил и способностей, места в жизни.
По окончании занятий учащиеся уточняют жизненные и профессиональные планы, намечают пути получения профессионального образования и трудоустройства. Учет региональных и национальных особенностей рынка труда при определении профиля обучения обеспечит обоснованный выбор выпускниками общеобразовательных учреждений направления и уровня дальнейшего профессионального образования.
Содержание занятий.
1. Вводное занятие. Основы профессионального самоопределении (1 час.).
Цели и задачи курса «Профессиональное самоопределение». Содержание занятий. Исторические сведения. Планируемый результат. Профессиональная деятельность в жизни человека. Основные признаки профессиональной деятельности.
2. Выбор профессии (2 часа).
Пути освоения профессией. Система профессиональной подготовки кадров в России. Учебные заведения и особенности получения образования и профессии в них. Учебные заведения САО.
Роль правильного выбора профессии в жизни человека. Ситуация выбора профессии. Правила выбора профессии. Ошибки и затруднения при выборе профессии. Рынок труда. Анализ и прогноз ситуации на рынке труда. Безработица.
3. Многообразие мира профессий (2 часа).
Классификация профессий. Профессия, специальность, должность. Определение степени выраженности интересов к разным группам (типам) профессий — «Дифференциально-диагностический опросник» (Климова). Презентации по типам профессий.
Профессиограммы и психограммы. Схема профессиограммы. Правила составления профессиограммы. Составление профессиограммы.
4. Внутренний мир человека и система представлений о себе и проблема выбора профессии (9 часов.).
Общее представление о личности. Формирование и развитие личности. Структура личности. Самооценка — понимание собственного «Я». Роль самооценки в профессиональном самоопределении личности. Определение уровня собственной самооценки.
Профессиональные интересы, склонности и способности. Развитие способностей. Общие и специальные способности. Деятельность как важнейшее условие проявления и развития способностей. Определение коммуникативно-организаторских склонностей (КОС).
Виды темпераментов человека. Значение темперамента и характера в профессиональном самоопределении.
Психические процессы, важные для профессионального самоопределения. Ощущение и восприятие, представление, воображение, память, внимание, мышление.
Мотивы, ценностные ориентации и их роль в профессиональном самоопределении. Классификация мотивов деятельности. Определение ведущих мотивов деятельности — методика «Мотивы выбора профессии». Профессиональные и жизненные планы. Схема личного профессионального плана. Карьера. Карьеризм. Анкета мотивов выбора профессии.
Профессиональная пригодность. Формирование профпригодности. Соответствие. Призвание. Профессионально важные качества.
5. Здоровье и выбор профессии (1 час).
Влияние здоровья на профессиональную деятельность. Требования разных профессий к состоянию здоровья человека. Особые требования ряда профессий. Медицинские показания и противопоказания для определённой профессиональной деятельности. Развитие «профессиональных» заболеваний.
6. Профессиональная проба (2 часа).
Роль профессиональной пробы в профессиональном самоопределении. Оценка способности школьника к выбору профессии. Оценка профессиональной готовности (ОПГ). Сущность понятий «интерес» и «склонности». Общие представления о склонностях и интересах. Учет интересов и склонностей при выборе профессии. Выявление и оценка профессиональных интересов и склонностей с помощью методики «Карта интересов» (модифицированная методика Голомштока). Определение профессиональных склонностей. Методы поиска работы. Принцип поиска. Правила составления профессионального резюме. Правила собеседования с работодателем. Уроки делового общения.
7. Экскурсии на предприятия САО (1 час).
Проведение экскурсий с целью ознакомления с предприятиями своего округа, требуемыми профессиями.
8. Экскурсии в колледжи САО (1 час).
Ознакомление учащихся с Государственными образовательными учреждениями среднего профессионального образования округа, в которых учащиеся смогут получить востребованную профессию или специальность.
9. Проект «Моя профессиональная карьера» (1 час).
Значение выбора профессии в жизни человека и общества; актуальность темы; цель проекта; задачи проекта. План подготовки к профессиональной карьере.
Проблема, над которой работает педколлектив ОШ № 1 пгт Багерово, полностью перекликается с основными принципами профильного обучения в средней общеобразовательной школе.
Психологическая работа в школе включена в общую систему профориентационных мероприятий, которые проводятся в школе, ориентирована на школьников и на создание условий для их полноценного развития. Психологическая работа может служить основой для грамотного построения профориентационной работы.
I. Документация психологической службы Положение о психологической службе.
План работы психологической службы на год.
Программа психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки, профильного обучения.
Банк психодиагностических методик.
Индивидуальные карты психологического развития учащихся.
Результаты психологического обследования.
Журнал регистрации индивидуальных консультаций.
Отчеты о деятельности психологической службы.
ЭТАПЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ.
- 1 этап — пропедевтический 1−4 классы это:
- — профессионально-просветительная работа;
- — формирование познавательных интересов — аморфных с элементами широких (низкий, средний, высокий);
- — формирование условия выбора допрофильного обучения.
II этап протекает как допрофессиональное самоопределение учащихся 5−9 классов (допрофильное обучение).
- — формируется условие выбора профильного обучения в старшей школе через наличие у учащихся широких интересов с элементами стержневых интересов;
- — обеспечивается проектирование собственной траектории развития ученика — человек становится субъектом собственного развития, ученик осознает «что надо знать и уметь».
Итак, допрофильная подготовка в 5−9 классах проводится для профессиональной ориентации учащихся, способствует в выборе ними направления профильного обучения в старшей школе. Формы ее реализации в нашей школе — введение курсов по выбору, факультативов, предметных кружков, МАН, предметных олимпиад.
ІІІ этап — профильное обучение с 10 класса характеризуется тем, что:
- — существует представление ученика о спектре профессий в направлении выбранного Профиля учебы, запрос на определенную учебную деятельность;
- — сформированы: умения «учить» самостоятельно нужную информацию, запрос к школе на профсопровождение.
ОСНОВНЫЕ ЦИКЛЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В начальной школе педагог-психолог при помощи различных диагностических методов определяет возможности учащихся для продолжения обучения, наличие или отсутствие учебной мотивации, направления индивидуальной и групповой развивающей работы, необходимость организации коррекционных мероприятий. В конце обучения в начальной школе целесообразна педагогическая диагностика навыков письма, чтения и счета.
Первичные карты интересов, анкеты по их изучению могут быть предъявлены учащимся уже в 5-м классе. Безусловно, четкой картины предпочтений они не дадут, и это обусловлено особенностями возраста, тем не менее, такие исследования внесут вклад в изучение динамики интересов и склонностей. Накопление информации о профессиональных намерениях учащихся может оказаться важным для решения вопроса о профессиональном будущем учащегося.
В карте развития учитываются результаты исследований:
Прием в первый класс.
Адаптация учащихся 1, 5, 10 классов Развитие психических процессов на протяжении всего обучения.
Предпрофильной подготовки 9-х классов.
Профильного обучения 10 классов и 11 класса в рамках подготовки и сдачи ВНО.
Сопровождение одаренных учащихся, детей «группы риска», учащихся, находящихся под опекой) В 7−9 классах работа психолога ориентирована на допрофильную подготовку и представляет собой комплекс просветительских и развивающих мероприятий, основанных на психодиагностических исследованиях. Обычно применяются анкеты, беседы, сочинения, комплексы психодиагностических методик.
Таблица 2 Банк диагностических методик.
5−7 классы. | Диагностика одаренности. Социализация личности. |
8 классы. | Направленность личности Эмоциональный интеллект Карта интересов (предпрофиль). |
9 классы. | Профессиональные предпочтения. Методика «За и Против». Профиль интересов Склонность к видам деятельности Тип профессий Тип мышления Матрица выбора профессии Для исследования используются следующие методики в электронном варианте:
|
9−11 классы. | Профессиональное самоопределение (9, 11 классы) Удовлетворенность профилем обучения (10 классы) Конкурентоспособность личности (9−11 классы). |
Проведение психолого-педагогического мониторинга по определению профессиональной направленности учащихся 9 классов и готовности их к профильному обучению.
По итогам диагностики проводится консультация психолога.
Направления работы с учащимися:
- * анализ с учетом конкретных обстоятельств ситуации учащегося.
- * рекомендации тестируемому по развитию способностей.
- * объяснение того, почему та или иная профессия «подходит» или «не подходит» под показанные тестируемым результаты.
- * Повышение самооценки, формирование реалистичного уровня притязаний.
- * Активизация социальной позиции. Формирование жизненных ценностей высшего порядка.
- * Выработка навыков принятия решений: выбора профессий и путей ее получения, сдачи экзаменов, трудоустройства.
- * Психологическая поддержка; создание ситуации успеха; активизация ресурсов для достижения цели; выработка запасных вариантов.
Направления работы с педагогами:
* Психологическое консультирование педагогов. Информирование о проблемах самоопределения конкретных детей, рекомендации по педагогической коррекции проблем профильного и профессионального выбора учащихся Направления работы с родителями:
Работа с родителями строится по принципу оказания консультативной помощи. Осуществляется по следующим основным направлениям:
- * Информация о психологических особенностях учащихся, выявленных в рамках диагностики.
- * Информация об особенностях рынка труда, встреча со специалистами Центра занятости.
- * Информация о возможностях продолжения образования в своём и соседних регионах, встреча с представителями учебных заведений.
На основе выше изложенного, можно сделать общий вывод, что предпрофильная подготовка и профильное обучение способствуют профессиональному и жизненному самоопределению учащихся, их успешной социализации.
Таким образом, система психолого-педагогической поддержки учащихся — это комплексный и системный подход к решению проблем, возникающих при переходе на предпрофильное и профильное обучение; это интеграция усилий классного руководителя, педагогов, психологов, администрации школы, медицинских работников, направленных на обеспечение успешной адаптации в новых условиях обучения; это система личностно-ориентированного обучения; это регулярность и организованность, продуманность и четкая организация действий всех элементов системы; это здоровьесберегающая деятельность образовательного учреждения.