Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Введение. 
Психолого-педагогические основы формирования орфографического навыка

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность этой темы заключается в том, что первые шаги на пути изучения русского языка всегда самые сложные. От того, как будут сформированы орфографические навыки на начальном этапе обучения, во многом зависит дальнейшее успешное обучение любой школьной дисциплине. В практике начальной школы используются разные пособия. Следовательно, нужно понимать не только общие подходы к вопросам обучения… Читать ещё >

Введение. Психолого-педагогические основы формирования орфографического навыка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

педагогический орфографический обучение школьник Проблема обучения детей грамоте всегда стояла чрезвычайно остро не только в педагогике, но и в социальной жизни, так как грамотность народа — это его оружие в борьбе за культуру. Поэтому достижение высокого качества орфографических навыков по-прежнему остается одной из наиболее сложных задач начального обучения.

Говоря о задачах преподавания русского языка в школе нужно подразумевать овладение нормами литературного языка. Как известно, характерной чертой любого литературного языка, в отличие от других разновидностей общенародного языка, является наличие определенных норм.

Литературный язык — это высшая, образцовая, обработанная и нормированная форма общенародного языка. Общенародный язык — это необработанный, сырой язык, частью которого являются и литературный язык, и диалекты, и жаргонизмы, и профессионализмы, и индивидуальная речь каждого.

Норма — это вырабатываемые в языке, при участии образцовой литературы, единые и обязательные для всех «правила» произношения и правописания слов, образования их форм и построения предложений [21,77]. Соблюдение норм ведёт к точности и ясности, способствует лучшему восприятию содержания речи.

Различают произносительные, лексические, грамматические, орфографические и другие нормы. Орфографические нормы представляют специфику письменной формы литературного языка.

Формирование орфографической грамотности у учащихся является одной из главных задач обучения русскому языку в школе. Важность этой задачи обусловлена тем, что:

  • 1) орфографическая грамотность выступает составной частью общей языковой культуры человека, она обеспечивает точность выражения мысли и взаимопонимания при письменном общении;
  • 2) письменная форма литературного языка отличается от устной большей сложностью в своей структуре [55,24−25].

Теоретический материал курса русского языка представляет для школьников некоторые трудности, так как представлен в большом объеме, который необходимо не только усвоить, но и уметь применить на практике. Объем этот определен официальной программой и составленными на её основе школьными учебниками русского языка. В пределах этого объема учащиеся должны научиться выделять орфограммы, находить их опознавательные признаки и в соответствии с этим применять то или иное орфографическое правило. Но выучить формулировку правила и освоить правописание с помощью правила не одно и то же. Как известно, есть учащиеся, которые, зная правило, не могут применять его на практике. Поэтому и ученые и учителя ищут новые, более эффективные подходы в организации процесса работы над формированием орфографических навыков [56,3].

Итак, проблема орфографической грамотности учащихся остается одной из центральных проблем обучения русскому языку. Особо важное значение имеет выработка орфографических навыков, основанных на сознательном использовании грамматических знаний, применение орфографических правил, предполагающих активную мыслительную деятельность учащихся.

Актуальность этой темы заключается в том, что первые шаги на пути изучения русского языка всегда самые сложные. От того, как будут сформированы орфографические навыки на начальном этапе обучения, во многом зависит дальнейшее успешное обучение любой школьной дисциплине. В практике начальной школы используются разные пособия. Следовательно, нужно понимать не только общие подходы к вопросам обучения орфографии, но и учитывать специфику каждой системы, а также программы, учебника.

Объектом исследования является процесс развивающего обучения русскому языку младших школьников, направленный на формирование орфографического навыка.

Предметом исследования являются эффективные методы, приемы и упражнения по формированию орфографического навыка.

Гипотеза: формирование орфографического навыка будет осуществляться более успешно, если в процессе обучения будут использоваться эффективные методы, приемы и упражнения в системе развивающего обучения.

С учётом выше указанного, в дипломной работе ставилась цель: выявить наиболее эффективные формы, приёмы, методы по выработке и формированию орфографических навыков у младших школьников и проверить их на практике.

Для достижения поставленной цели нужно было решить следующие задачи:

  • 1) изучить психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по данной проблеме;
  • 2) выявить наиболее эффективные приёмы работы по выработке орфографических навыков у младших школьников.

В процессе работы над исследованием были использованы следующие методы и приемы:

  • — метод наблюдения и описание его результатов;
  • — анализ учебников и письменных работ учащихся;
  • — изучение и обобщение опыта передовых учителей, работающих успешно по данной проблеме;
  • — проведение экспериментов и анализ результатов.

Теоретическую основу работы составили труды ученых по теории личостно-деятельностного подхода к обучению (Л.С. Выготский, П. Я. Гальперин, И. А. Зимняя, С.Л. Рубинштейн), по теории методов обучения (И.Я. Лернер, М.С. Скаткин), труды по русской орфографии (Л.В. Щерба, А. М Гвоздев, Л. Р. Зиндер, Р.Ф. Иванова), исследования по методике преподавания русского языка (Н.Н. Алгазина, В. В. Бабайцева, А.В. Текучев), по теории развивающего обучения.

Теоретическая значимость исследования состоит в обосновании методической системы формирования орфографического навыка учащихся начальной школы.

Практическая значимость исследования определяется тем, что материалы исследования могут найти применение в школах.

Эксперименты были проведены в средней школе № 18 г. Рудного, обобщен опыт учителей данной школы.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой