Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Экскурсионный маршрут. 
Образ Петербурга в творчестве Ф.М. Достоевского

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

К Сенной примыкает двумя своими концами Таиров переулок. Здесь стоял дом Таирова, превращенный в холерную больницу во время эпидемии 1831 года, где пострадали во время холерных беспорядков доктора (летом 1831 года была разгромлена больница в Таировом переулке, современный адрес: Садовая улица, 44). Причиной бунта послужили слухи об отравлении врачами-немцами больных холерой. Этот переулок с одной… Читать ещё >

Экскурсионный маршрут. Образ Петербурга в творчестве Ф.М. Достоевского (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Можно начать экскурсию по городу Достоевского — городу «Преступления и наказания». И лучше, если в руках у нас окажется томик этого романа. Мы начнем нашу экскурсию с Сенной площади. Но, для начала, необходимо вспомнить значение города в жизни писателя. Достоевский не мог представить свою жизнь без этого города. И хотя ему приходилось на долгое время покидать город, он всей душой всегда стремился вернуться в него. Ведь Петербург — это вдохновитель Достоевского, его муза и жизнь.

Итак, экскурсия начинается с Сенной площади. Значение ее в романе объясняет выбор нашей первой остановки. Так как экскурсия наша связана в первую очередь с романом «Преступление и наказание», то и рассматривать мы ее будем, опираясь на имя его главного героя.

Сенная площадь имела какую-то особенную притягательную силу для Раскольникова. Его постоянно что-то тянуло сюда.

" По старой привычке, обыкновенным путем своих прежних прогулок, он прямо направился на Сенную" .

" В последнее время его даже тянуло шляться по всем этим местам, когда тошно становилось, чтоб еще тошней было" .

Достоевский несколько раз возвращается к описанию Сенной.

" Близость Сенной, обилие известных заведений и, по преимуществу, цеховое и ремесленное население, скученное в этих серединных петербургских улицах и переулках, пестрили иногда общую панораму такими субъектами, что странно было бы и удивляться при встрече с иной фигурой" .

В другом месте мы находим описание вечернего часа, когда замирает торговая жизнь рынка и пробуждается другая, жуткая.

" Было около девяти часов, когда он проходил по Сенной. Все торговцы на столах, на лотках, в лавках и лавочках запирали свои заведения или снимали и прибирали свой товар и расходились по домам, равно как и их покупатели. Около харчевен в нижних этажах, на грязных и вонючих дворах домов Сенной площади, и наиболее у распивочных толпилось много разного и всякого сорта промышленников и лохмотников" .

Долгое время район Сенной площади оставался запущенным и неблагоустроенным. Обилие кабаков и ночлежных домов, соседство с печально знаменитой «Вяземской лаврой» — приютом обездоленных и опустившихся людей — превращало его в «петербургские трущобы» .

За покупками на Сенную приходил в основном трудовой люд. Тогда Сенная являлась не только торжищем, но и биржей труда — здесь предлагали себя оброчные крестьяне — каменщики, плотники. Здесь же подвергались телесным наказаниям крепостные дворовые люди.

Более века Сенная площадь была одним из самых антисанитарных мест Петербурга. Даже городская управа вынуждена была признать, что «Сенная площадь и переулки, ее окружающие… издают такую страшную вонь, которая буквально может довести человека до обморока» .

Реконструкция площади началась в 1930;х годах и продолжалась в послевоенные годы. Рыночные корпуса были разобраны, дома надстроены, а фасады их оформлены в неоклассических формах. В 1963 году открылась станция метро «Площадь Мира» («Сенная площадь»).

К Сенной примыкает двумя своими концами Таиров переулок. Здесь стоял дом Таирова, превращенный в холерную больницу во время эпидемии 1831 года, где пострадали во время холерных беспорядков доктора (летом 1831 года была разгромлена больница в Таировом переулке, современный адрес: Садовая улица, 44). Причиной бунта послужили слухи об отравлении врачами-немцами больных холерой. Этот переулок с одной стороны сохранил и поныне черты старого Петербурга. Яркое описание его жизни находим в «Преступлении и наказании» .

" Он и прежде проходил часто этим коротеньким переулком, делающим колено и ведущим к площади в Садовую…

Тут есть большой дом, весь под распивочными и прочими съестно-выпивательными заведениями; из них поминутно выбегали женщины, одетые, как ходят «по соседству» — простоволосые и в одних платьях" .

По Содовой мы вышли к каналу имени Грибоедова с его двумя мостами — Кокушкиным и Вознесенским (они, наряду с Сенной площадью, являются действующими лицами в романе).

Родион Раскольников, в своих лихорадочных блужданиях по городу, любил останавливаться на мостах и глядеть в воду. У него даже были излюбленные места.

" По обыкновению своему, он, оставшись один, с двадцати шагов впал в глубокую задумчивость. Взойдя на мост (Кокушкин), он остановился у перил и стал смотреть на воду. А между тем над ним стояла Авдотья Романовна" .

Современный же Кокушкин мост сооружен в 1946 году по проекту инженера Б. Б. Левина и архитектора Л. А. Носкова.

На канал выходит окно безобразной комнаты Сони Мармеладовой, к которому подходил Раскольников, взволнованный своим земным поклоном. И окна того дома, где было совершено убийство, также выходили прямо на канал.

Дом, в котором жила тихая Соня, был «трехэтажный, старый и зеленого цвета», фасад его выходил прямо на канал.

На углу Казначейской улицы, выходя своим фасадом на канал, поместился старый каменный дом зеленого цвета, построенный, вероятно, в начале XIX века, таким образом, он и в эпоху Достоевского был уже старый. Впечатление несколько портит казенных характер здания — здесь долгое время находилось казначейство. Современный адрес «дома Сони»: набережная канала имени Грибоедова (бывшего Екатерининского), 73.

Сравнительно недалеко мы сможем найти и тот дом, который занимает такое значительное место в романе, который Достоевский называет просто ТОТ ДОМ; я имею в виду дом, где жила процентщица. Он находился, по вычислению Раскольникова, в 730-ти шагах от его квартиры.

" С замиранием сердца и нервной дрожью подошел он к преогромнейшему дому, и выходившему одной стеной на канаву, а другою вю улицу" .

С-й переулок и К-н мост лежали на пути Раскольникова к дому старухи-процентщицы. Сокращенные и зашифрованные топонимы открывают простор для версий и догадок. Большинство исследователей сходятся на том, что дом Алены Ивановны мог стоять на углу Средней Подьяческой и набережной Екатерининского канала. Этот массивный дом действительно имеет два двора и две подворотни. Помните, Раскольников приближается к дому старой процентщицы. «Идти ему было немного; он даже знал, сколько шагов от его дома: ровно семьсот тридцать». И действительно, от дома Раскольникова до дома старухи примерно 730 шагов, если идти кратчайшим путем: Гражданская — Вознесенский мост — набережная канала Грибоедова — Средняя Подьяческая.

Следующий наш маршрут: Столярный переулок. Раскольников жил в доме Шиля, в квартире № 14, в С-м переулке, близ К-на моста, рядом с Сенной. Расшифровать эти инициалы нетрудно: Столярный переулок, Кокушкин мост, тем более что мы имеем и подтверждения в примечаниях А. Г. Достоевской.

Дом Шиля действительно существовал. В нам жил сам Достоевский перед ссылкой. Дом находится на углу Вознесенского проспекта и Малой Морской улицы. Он стоит там и теперь. Это большой доходный дом в четыре этажа, если не считать подвального. Он окрашен в бурый цвет. Почти лишен украшений. В подобном доме жил и Раскольников, но Достоевский приурочил этот дом к другому месту. Подобных домов, возникших в середине XIX века, в Петербурге сохранилось много в таких небойких местах, как Столярный переулок (ул. Пржевальского); у нас может окрепнуть надежда найти его.

Постараемся теперь более точно определить положение искомого дома в переулке. Столярный недлинен, и это облегчает задачу. Дом нужно искать сравнительно недалеко от канала. Когда Раскольников повернул к Сенной, «до его квартиры оставалось всего несколько шагов» .

Если перечесть маленькие намеки на местоположение дома в романе, то можно ответить на поставленный вопрос. Дом, где жил Раскольников, находился с левой стороны Столярного переулка, пройдя Казначейскую улицу. На углу Мещанской, по ту сторону улицы, высится старый пятиэтажный дом. Дом по типу очень напоминает описанный дом Шиля. Единственным его украшением служат редкие скученные наличники в третьем этаже. Двор — колодец, тесанный и давящий. У одной из «черных лестниц» подобие стеклянной галереи; внизу под аркой — дворницкая. Ворота дома, крыльцо, лестница — все это напоминает фигуру Раскольникова, стремившегося вырваться отсюда в новую жизнь.

Именно этот дом и принято считать домом Раскольникова, хотя неосновательно даже само предположение, существовал ли этот дом на самом деле. Но только все его приметы имеют удивительное сходство с домом, описанным в романе.

Знакомство с этим домом лучше начать с текста «Преступления и наказания» .

На этом наша прогулка-экскурсия заканчивается, для того, чтобы взять в руки какое-либо произведение Достоевского и вновь совершить маленькую экскурсию по литературному Петербургу.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой