Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Введение. 
Система подготовки и аттестации кадров высшей научной квалификации: состояние и пути совершенствования

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Существенным моментом в вопросе реализации государственной политики в области науки, технологий и техники является проблема кадрового обеспечения этой деятельности, подготовки и аттестации научных и научно-педагогических высшей квалификации. По отношению к среднегодовой численности занятых в экономике России, кадры высшей научной квалификации составляют всего 0,4 процента, но играют исключительно… Читать ещё >

Введение. Система подготовки и аттестации кадров высшей научной квалификации: состояние и пути совершенствования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Существенным моментом в вопросе реализации государственной политики в области науки, технологий и техники является проблема кадрового обеспечения этой деятельности, подготовки и аттестации научных и научно-педагогических высшей квалификации. По отношению к среднегодовой численности занятых в экономике России, кадры высшей научной квалификации составляют всего 0,4 процента, но играют исключительно важную роль в развитии всего общества.

Расширение масштабов функционирования системы подготовки кадров высшей квалификации в стране, планирование и прогнозирование будущего контингента получателей послевузовского образования не может быть самоцелью, не связанной с общим ростом экономики страны и ростом социально-экономической эффективности.

Состояние подготовки кадров высшей научной квалификации

Кадры высшей научной квалификации в секторе высшей школы и секторе исследований и разработок.

Система образования Российской Федерации включает в себя 674 государственных вуза с 1680 филиалами в 302 городах всех 89 субъектов федерации и 341 негосударственный вуз. В числе государственных вузов действуют 569 высших учебных заведений федерального уровня с 1236 филиалами, находящихся в подчинении 22 министерств и агентств, а также 70 вузов, находящихся в подчинении администраций субъектов Федерации и муниципальных образований. Общая численность работников вузов и научных организаций системы Рособразования составляет 440,1 тыс. чел., в том числе работники учебных подразделений 407,4 тыс. чел., и работники научных подразделений — 32,8 тыс. человек. [1].

В высшей школе страны работает около 300 тыс. человек преподавателей, из которых 36 тыс. человек докторов наук и более 130 тыс. человек кандидатов наук.

В структуре научно-педагогических кадров системы Рособразования, насчитывающей 202,7 тыс. чел., доля профессорско-преподавательского состава — 93,1%, а доля научных работников — 6,9%.

Численность работников высшей научной квалификации по Рособразования составляет [2,3]:

всего — докторов наук 23,5 тыс., кандидатов наук 99,5 тыс.;

профессорско-преподавательский состав — докторов наук 19,5 тыс. (10,3%), кандидатов наук 88,7 тыс. (47,0%);

научные работники — доктора наук 1,2 тыс. (8,4%), кандидаты наук 5,5 тыс. (39,5%);

специалисты — доктора наук 35 (0,3%), кандидаты наук 335 (3,2%);

работники сферы научного обслуживания — доктора наук 15 (0,2%), кандидаты наук 178 (2,1%).

Национальная система науки в Российской Федерации представлена вузовской, академической и отраслевой наукой.

Академическая система представлена пятью государственными академиями, ведущую роль в которых играет Российская академия наук. В составе РАН центральная часть, 3 региональных отделения, 32 научных центра, включающими 395 научных организаций, расположенных в 51 городе 45 субъектов федерации. Занято исследованиями 106.2 тыс. человек, обучается в аспирантуре 18.3 тыс. человек.

Научные исследования и разработки выполняют также 2 600 отраслевых институтов и конструкторских бюро, в том числе в городах Москва — 907, Санкт-Петербург — 470. Среди регионов лидерами являются Московская — 239, Свердловская — 138, Новосибирская — 139, Ростовская, Нижегородская области и Республика Татарстан — по 110 научных организаций [4,5].

Общее число лиц, занятых исследованиями и разработками в 2003 году составило 101,8 тыс. человек, в том числе 22,9 тыс. докторов наук и 78,9 тыс. кандидатов наук.

Таким образом, общее число докторов наук, занятых в секторе высшей школы и секторе исследований и разработок составляет около 59 тыс. человек и кандидатов наук 210 тыс. человек. По отношению к среднегодовой численности занятых в экономике России, равной 65 666 тыс. чел, кадры высшей научной квалификации составляют всего 0,4 процента, но играют исключительно важную роль в развитии всего общества.

В то же время ученая степень доктора (кандидата) наук в разных странах воспринимается не однозначно. Например, в Великобритании существует мнение, что ученая степень доктора философии не нужна в деятельности, где требуются практические, профессиональные знания специалиста. Такой же подход характерен и для Германии, России, Нидерландов. В ряде государств, таких, как Япония или Соединенные Штаты, отношение к специалистам с докторской степенью принципиально другое. Во всех государствах ЕЭС в наблюдается перенос акцента с собственно подготовки обучающихся к научной работе на учет требований рынка труда, что практически означает профессионализацию программ подготовки докторов.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой