Роль и система хозяйственных связей торговли с промышленностью
Экономическая часть механизма хозяйственных связей в промышленности и в торговле направлена на создание системы экономических стимулов их низовых звеньев в процессе осуществления между этими сферами хозяйственных отношений. Она призвана обеспечить решение двуединой задачи. Во-первых, усилить заинтересованность торговых и промышленных организаций, предприятий в более полном удовлетворении… Читать ещё >
Роль и система хозяйственных связей торговли с промышленностью (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Сущность и содержание коммерческой деятельности по организации хозяйственных связей с поставщиками, их правовое регулирование.
В процессе общественного воспроизводства торговля и промышленность обеспечивают реализацию определенных функций, обусловленных существующим между ними разделением труда. В основе такого разделения лежат технические, технологические и другие условия и определяемая ими организация труда, необходимая, с одной стороны, для производства продукции, а с другой, для обеспечения реализации изготовленных товаров. В результате разделения труда между торговлей и промышленностью создавались благоприятные условия для углубления специализации в этих отраслях, что позволило обеспечить более высокую производительность труда. Торговля как важная составная часть экономики в процессе осуществления своих функций вступает в хозяйственные связи практически со всеми субъектами хозяйствования различных организационно-правовых форм отраслей экономики.
Специфика хозяйственных связей проявляется в сфере их действия, в том что они представляют собой организационно-экономические отношения межотраслевого характера, многозвенную систему со сложнейшими переплетениями прямых и обратных связей.
Существует ряд определений понятия «хозяйственные связи» и, в частности, «хозяйственные связи торговли с промышленностью». Например, В. В. Смортов рассматривает хозяйственные связи как «совокупность организационных, экономических и правовых взаимоотношений, возникающих между поставщиками и потребителями в процессе товарного обмена материальными ресурсами».
Некоторые ученые, указывают, что организация хозяйственных связей между торговлей и промышленностью предполагает установление определенной системы взаимосвязей.
Недостаток некоторых определений в том, что не указывается общая направленность этих связей и их цели. Часто хозяйственные связи трактуются как взаимоотношения «по поводу создания и движения продукции от производителя к потребителю», либо «по поводу обмена ценностями в процессе из создания и реализации». Целесообразно говорить не просто о движении к потребителю или об обмене ценностями, а о процессе организации выпуска и реализации товаров народного потребления, направленном на удовлетворение спроса населения.
Таким образом возможно различное понимание хозяйственных связей в зависимости от объектов и целей исследования. На макроуровне возможно говорить о хозяйственных связях между сферами производства и потребления. На микроуровне, т. е. применительно к конкретному воспроизводственному процессу, такие связи могут устанавливаться между конкретными учреждениями этого процесса, т. е. предприятиями и организациями (изготовителями, потребителями и т. п.).
В итоге, под хозяйственными связями торговли с промышленностью далее будет пониматься совокупность взаимоотношений между субъектами сфер производственной и товарного обращения по поводу организации выпуска и реализации товаров народного потребления для более полного удовлетворения спроса населения и получения прибыли [11, с. 18−22].
В состав субъектов хозяйственных связей включаются предприятия и организации торговли и промышленности, а также управленческие структуры, в чьи обязанности входит выполнение экономических, организационных и коммерческих задач по организации производства и реализации товаров народного потребления.
Как экономическое явление современные хозяйственные связи проявляются через законы формирующегося рынка. Они свидетельствуют о новых путях продвижения товаров. От того, каков характер хозяйственных связей и как они осуществляются, зависят структура и размеры предприятий, темпы обновления номенклатуры выпускаемой продукции и темпы обновления технической базы предприятий. Хозяйственные связи — «свидетели» источников финансирования деятельности предприятий и «проводники» направлений инвестиций. Через состояние и уровень развития хозяйственных связей можно проследить причины и источники спадов производства, искать пути их преодоления.
Условия современного этапа развития хозяйства таковы, что производство не способно удовлетворять современные потребности общества. Требуются особые методы хозяйствования, отвечающие требованиям перехода на новую ступень развития. Необходим новый хозяйственный механизм, способный заставить субъектов максимально использовать производственный потенциал, достижения науки и техники, всемерно экономить ресурсы, гибко и своевременно реагировать на запросы потребителей. Общество стало искать особые методы и приемы хозяйствования, дающие быстрый эффект в главном — в производственной сфере. К ним можно отнести хозяйствование на основе самофинансирования и самоокупаемости. Поэтому хозяйственные связи между субъектами приобретают новые признаки.
Становление рыночных отношений в белорусской экономике и принятие предприятиями правил рыночной игры (ориентация на потребителя, конкуренция при полной хозяйственной самостоятельности) позволяют субъектам вступать в активную экономическую и хозяйственную деятельность с четко сформулированными целями и адекватно выбранными средствами для достижения этих целей, реализация которых осуществляется через установление хозяйственных связей с партнерами. В этой связи, хозяйственные связи объективно становятся формой жизнедеятельности субъектов, одновременно выступают и формой реализации методов их хозяйствования [12, с. 79−82].
Содержание коммерческой деятельности по организации хозяйственных связей торговли и промышленности, включает следующие элементы (функции):
- — изучение и прогнозирование спроса на товары;
- — планирование объема и ассортимента товарного предложения;
- — поиск и выбор партнеров;
- — заключение различных видов хозяйственных договоров;
- — участие в рассмотрении и решении вопросов организации, размещения и специализации производства, объемов выпуска, ассортимента, качества товаров, по таре и упаковке;
- — организация дополнительных услуг, выбор форм продвижения товаров на рынок и каналов продажи;
- — участие в работе оптовых ярмарок, товарных бирж и других рыночных структур;
- — рекламно-информационная деятельность;
- — установление оптимальных условий по обеспечению актов купли-продажи;
- — применение административно-правовых норм и экономических санкций между субъектами хозяйственных связей.
Исходя из определения хозяйственных связей, при их установлении торговые организации и промышленные предприятия могут выполнять и другие функции.
На современном этапе развития экономики наиболее насущной проблемой является задача создания и налаживания эффективно функционирующего механизма хозяйственных связей торговли и промышленности.
Механизм хозяйственных связей торговли с промышленностью — это совокупность форм и методов взаимодействия субъектов хозяйствования промышленности и торговли между собой и с другими заинтересованными органами в процессе планирования и управления производством и реализацией товаров народного потребления, а так же обеспечения надлежащего уровня их деятельности в целях достижения высоких конечных результатов.
Механизм хозяйственных связей торговли с промышленностью имеет весьма сложную структуру. Он состоит из трех взаимосвязанных частей: организационной, договорной и экономической. Они образуют органическое единство, целостную систему, каждый элемент которой, выполняя свои специфические функции, дополняет другие и обеспечивает эффективное функционирование всего механизма хозяйственных связей торговли с промышленностью.
Организационно-правовой механизм направлен на регламентацию совместной деятельности торговых и промышленных предприятий и организаций по планированию и организации производства и реализации товаров. Основная его задача — это обеспечение регулирования и планомерного развития хозяйственных связей торговли с производством. Он включает порядок и формы установления и осуществления взаимоотношений между партнерами и составляет организационную основу всей системы рассматриваемых отношений.
В свою очередь, организационно-правовой механизм складывается из следующих элементов:
- — системы информационного обеспечения, в том числе системы изучения и прогнозирования спроса;
- — структуры управления и системы координации производства и реализации товаров народного потребления;
- — форм совместной деятельности в процессе взаимодействия на каждом этапе осуществления хозяйственных связей;
- — правового регулирования хозяйственных взаимоотношений торговых и промышленных предприятий.
Договорный механизм регулирует отношения между изготовителями и оптовыми покупателями товаров в процессе совместной деятельности по формированию и выполнению объемов производства и поставки этих товаров для продажи населению. Он позволяет достичь максимально возможного соответствия объемов производства, ассортимента и качества товаров потребностям рынка и спросу населения.
Договорный механизм включает в себя решение следующих задач:
- — порядок определения и учета в планировании потребностей рынка и спроса населения на конкретные товары;
- — формы и методы согласования развернутого ассортимента товаров;
- — порядок и формы оптовой продажи и закупки товаров народного потребления;
- — регламентированные условия заключения и выполнения договоров на поставку, порядок и условия осуществления самих поставок;
- — систему мер по обеспечению надлежащего выполнения торговлей и промышленностью своих обязательств [11, с.28].
Итак, при осуществлении сделок на поставку товаров торговому предприятию от поставщиков основным документом является договор, регламентирующий отношения партнеров.
Договор выполняет следующие функции:
- — закрепляет юридически отношения между партнерами;
- — устанавливает порядок и способы выполнения обязательств;
- — предусматривает способы защиты обеспечения обязательств.
Экономическая часть механизма хозяйственных связей в промышленности и в торговле направлена на создание системы экономических стимулов их низовых звеньев в процессе осуществления между этими сферами хозяйственных отношений. Она призвана обеспечить решение двуединой задачи. Во-первых, усилить заинтересованность торговых и промышленных организаций, предприятий в более полном удовлетворении потребностей рынка и спроса населения на разнообразные товары; во-вторых, повысить их экономическую ответственность за обоснованность экономических и коммерческих решений, а также за выполнение договорных и других обязательств по хозяйственным связям.
Механизм хозяйственных связей сочетает административные и экономические методы управления, причем последние применяются, как правило, для улучшения действенности распорядительных мер.
Таким образом, хозяйственные связи устанавливаются между органами управления, отдельными хозяйствующими субъектами промышленности и торговли. В результате образуется многозвенная система со сложнейшими переплетениями прямых и обратных связей.
Для эффективного управления хозяйственными связями необходимо различать существующие их виды.
В условиях административно-командной экономики оценка хозяйственной деятельности организаций означала выяснение степени выполнения установленных им заданий. Это было неотъемлемым элементом системы планирования и стимулирования. Правовое же регулирование хозяйственной деятельности представляло собой развитую систему норм, в которую вводились те или иные критерии (показатели) достижения поставленных предприятием плановых задач, выполнение договорных обязательств.
В условиях перехода к рынку и отказа от директивного планирования, естественно, отпала необходимость соизмерения результатов с установленными заданиями. Поэтому в Положении о поставках товаров (1988г.) сделан шаг в сторону развития рыночных отношений в организации хозяйственных связей между покупателями и поставщиками.
В настоящее время хозяйственные взаимоотношения торговых организаций с поставщиками регулируются пакетом нормативных документов, который представлен в таблице 1.1.
Основу правового регулирования отношений по договору поставки составляют нормы § 3 главы 30 Гражданского кодекса (далее ГК). При недостаточности данных норм для регулирования отношений по поставкам в соответствии с пунктом 5 статьи 424 ГК применяются положения § 1 «Общие положения о купле-продаже» главы 30 ГК, если иное не предусмотрено ГК и иными актами законодательства о договоре поставки.
К отношениям по поставке товара применяются правила, предусмотренные в Положении о поставках, если иное не установлено законодательством или договором. При этом следует иметь в виду, что нормы Положения о поставках распространяются на отношения между юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями, осуществляющими предпринимательскую деятельность на территории Республики Беларусь и не подлежат применению к рассмотрению споров, вытекающих из внешнеэкономических контрактов.
Следует отметить, что рыночная экономика требует новых подходов к регулированию хозяйственных связей. В этой связи в последнее время происходит интенсивное изменение нормативной базы, в том числе регулирующей экономические отношения. Немаловажное значение в условиях рыночных преобразований для юридических служб имеет не только знание, но и правильное применение (толкование) действующих нормативно-правовых актов.
Таблица 1.1 — Основные нормативные документы для регулирования хозяйственных связей по поставкам товаров.
Наименование нормативных документов. | Значение. |
1. Гражданский кодекс Республики Беларусь (с изм. и доп. по состоянию на 20 апреля 2011 г.). | Является основным нормативным правовым документом, регулирующим взаимоотношения по поставкам товаров. В нем излагаются общие положения договорного права, включающие понятия и условия договора, виды договоров в гражданских правоотношениях, порядок заключения договора, разрешения преддоговорных споров, изменения и расторжения договора и другие нормы договорного права. |
2. Закон Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (от 13 июля 2012 года № 419−3). | В нем дано общие требования к процедурам гос. закупок, основные принципы осуществления гос. закупок. Порядок размещения информации о гос. закупках и актов законодательства о гос. закупках на официальном сайте определяется Советом Министров Республики Беларусь. Информация о гос. закупках размещается на официальном сайте и электронной торговой площадке заказчиком (организатором), уполномоченным гос. органом по государственным закупкам в электронном виде. Заказчик ежегодно утверждает годовой план гос. закупок и до 8 марта текущего года размещает его на официальном сайте. |
3. «Положение о поставках товаров в Республике Беларусь», постановление Министров РБ (от 8 июля 1996 г № 444). | Выполняет 2 функции, во-первых, дает образец структуры и содержания договора, учит стороны регулировать отношения по поставкам товаром; во-вторых — исходит из принципа диспозитивности, т. е устанавливая те или иные правила дает сторонам право иным образом урегулировать в договоре многие вопросы. Определяет перечень существенных условий договоров. Стороны должны согласовать наименование товара, его количество, цену, либо им достаточно установить порядок их определения. |
4. «Положение о приемке товаров по количеству и качеству», утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь (от 3 сентября 2008 г. № 1290) «Об утверждении Положения о приемке товаров по количеству и качеству». | Выполняет общий порядок и правила приемки товаров по количеству и качеству, а также условия необходимые для проведения объективной и достоверной приемки товаров по количеству и качеству, если договором не предусмотрено иное. |
5. Постановление Совета Министров Республики Беларусь «О некоторых вопросах по внедрению товарной нумерации и штрихового кодирования» (внесения изменений и дополнений в постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 24 мая 2000 г. № 748″ постановление Совета Министров Республики Беларусь от 4 авг. 2005 г. № 862). | Определено, что наличие товарного номера, нанесенного в виде штрихового идентификационного кода на товары, является одним из существенных условий договора купли-продажи (поставки), одной из сторон которого являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие оптовую и и (или) розничную торговлю, деятельность в сфере общественного питания и использующие для ведения товарного учета автоматическую идентификацию товаров (продукции). |
Таким образом, основными нормативно-правовым документами, регулирующими хозяйственные связи по поставкам товаров на территории Республики Беларусь, является Гражданский кодекс Республики Беларусь и Положение о поставках товаров в Республике Беларусь. Вопросы, не урегулированные законодательством и нормативными актами, решаются сторонами самостоятельно в заключаемых ими договорах, которые являются юридическим документом, определяющим хозяйственные отношения конкретных субъектов по поставкам товаров.