Инструменты повышения эффективности управления АПК региона и обеспечение его устойчивого развития
Одним из базовых компонентов механизма реализации стратегии развития регионального АПК должно стать инвестиционное управление агропромышленным производством, под которым понимается не только, и не столько, перераспределение государственных инвестиционных ресурсов, сколько создание условий для привлечения частного капитала в наиболее перспективные с точки зрения бизнеса… Читать ещё >
Инструменты повышения эффективности управления АПК региона и обеспечение его устойчивого развития (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Инструменты повышения эффективности управления АПК региона и обеспечение его устойчивого развития
Сейчас в период, когда российская экономика демонстрирует, пусть и недостаточно стабильный, но рост, особо актуальной становится дискуссия по проблеме выбора целезадающего вектора.
Сельское хозяйство является важнейшей отраслью экономики России, производящей продукты питания, сырье для пищевой и легкой промышленности, и обеспечивающей продовольственную безопасность государства и его политика в отношении сельского хозяйства должна строиться на принципе обеспечения продовольственной независимости от других стран с соответствующими денежными вливаниями [1].
На наш взгляд, основой формирования нового типа экономического роста, должен стать переход на путь устойчивого развития. За время своего существования теория устойчивого развития претерпела существенные изменения и в настоящее время будет более правильным говорить об устойчивом социо-эколого-экономическом развитии, при котором реализуется гармоничная взаимосвязь развития общества и природной среды. Представляется вполне логичным рассмотрение проблем перехода к устойчивому социо-эколого-экономическому развитию отдельных отраслей региона, в частности агропромышленного комплекса, и методических подходов к разработке механизмов его реализации [2−6].
Одним из базовых компонентов механизма реализации стратегии развития регионального АПК должно стать инвестиционное управление агропромышленным производством, под которым понимается не только, и не столько, перераспределение государственных инвестиционных ресурсов, сколько создание условий для привлечения частного капитала в наиболее перспективные с точки зрения бизнеса социо-эколого-ориентированные проекты.
В структуре инвестиционного механизма управления агропромышленным производством основным является распределение инвестиций, которые зададут алгоритм функционирования остальным отраслям экономики региона. Отправной точкой управления являются нескорректированные варианты инвестиционных проектов по направлениям программы развития агропромышленного производства в регионе, то есть фактически банк инициативных инвестиционных проектов. В рамках стратегии развития АПК региона должна будет анализироваться информация о качестве ранее выполнявшихся инвестиционных проектов, информация о ресурсном, техническом и технологическом потенциале участвующих в реализации программы агрои перерабатывающих предприятий. Последовательность и оптимизация распределения ресурсов обеспечивается в подсистеме распределения инвестиций, благодаря созданию информационной базы системы управления агропромышленным комплексом. Взаимосвязь моделей инвестиционного механизма управления и этапов конкурсного распределения инвестиций реализуются через использование механизмов, обеспечивающих выявление целей и финансовых возможностей потенциальных инвесторов, анализа конкретных проектов на предмет соответствия общей стратегии развития агропромышленного производства и ресурсных ограничений при формировании портфеля инвестиционных проектов.
Методология управления агропромышленным комплексом региона через его инвестиционную составляющую с целью обеспечения перехода к устойчивому социо-эколого-экономическому развитию должна включать следующие компоненты [7]:
методика комплексной оценки инвестиционных проектов по группе признаков;
методика оценки целесообразности представления налоговых льгот для потенциальных инвесторов;
методика оценки уровня риска проекта для принятия решений о возможности предоставления гарантий со стороны администрации;
методика оценки степени соответствия поддерживаемых инвестиционных проектов императивам устойчивого социо-эколого-экономического развития территорий и стратегии развития регионального АПК.
Согласно концепции развития информационно-консультационной службы АПК России, ее целью является повышение эффективности и устойчивости АПК на основе освоения достижений научно-технического прогресса, передового производственного опыта и доведения до хозяйствующих субъектов научной, технологической и рыночной информации. Реализация данной цели предполагает решение следующих основных задач [8]:
оказание содействия сельхозпроизводителям в освоении инновационных разработок, передового опыта и методов хозяйствования в условиях рыночной экономики;
сбор обработка и доведение до сельхозпроизводителей, востребованной ими информации;
консультирование сельхозпроизводителей по вопросам организации и управления производствам, эффективных технологий, бизнес-планирования, бухгалтерского учета, законодательства и т. д.;
повышение уровня знаний и практических навыков сельхозпроизводителей и сельского населения.
Механизмами достижения устойчивого развития в настоящее время, таким образом, должны стать меры государственного воздействия, действующие вкупе с саморегулирующими процессами, происходящими в АПК региона [9].
Экологическая безопасность для человека представляется в виде количественной оценки возможных изменений в природных комплексах и экосистемах, при которых не нарушаются их основные структуры, функциональные характеристики и их соотношения. Следовательно, необходимы теоретические и практические разработки экологических нормативов для обоснования оптимального использования природных ресурсов, создания экологически целесообразных технологий и разработки стандартов качества жизни [10].
Моделирование развития АПК региона на определенном временном участке, а также рассмотрение взаимосвязи его с другими показателями развития территории, на наш взгляд, позволит не только обеспечить эколого-ориентированный вектор развития, но и выбрать наименее затратные варианты решения проблем за счет сопоставления значений прироста и, направленных на его достижение, затрат.
- 1. Цвиль М. М., Шумилина В. Е. Эконометрический анализ и моделирование в сельском хозяйстве// Инженерный вестник Дона, № 4. 2014. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/N4y2014/2555.
- 2. Иванов П. М., Хуранова З. Б. Разработка алгоритма анализа динамики многокритериальных детерминированных социо-эколого-экономических систем региона // отчет о НИР. — 2011. — 33с.
- 3. Папенов К. В. Устойчивое развитие: теоретический аспект // Вестник московского университета. — Серия 6 Экономика. 1995, № 5. С. 3−18.
- 4. Унтура Г. А. Подходы к определению инновационной среды региона в рыночных условиях // Регион: экономика и социология.- 2002, № 4. С.5−29.
- 5. Finger, R. and N. Bennit, 2014. A Note on the Effects of the Income Stabilisation Tool on Income Inequality in Agriculture. Journal of Agricultural Economics, Volume 65(Issue 3): 739−745.
- 6. Berger, T. and Ch. Troost, 2014. Agent-based Modelling of Climate Adaptation and Mitigation Options in Agriculture. Journal of Agricultural Economics, Volume 65(Issue 2): 323−348.
- 7. Хуранова З. Б., Факов А. М., Мамиев Ч. М. Обеспечение устойчивого развития АПК региона // Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 30-летию КБГСХА им. В. М. Кокова «Современные проблемы теории и практики инновационного развития АПК». — 2011. — С. 334−336.
- 8. Помогаев В. М. Формирование системы информационно-консультационного обеспечения АПК // Инженерный вестник Дона. — 2010.№ 3. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2010/232.
- 9. Джерештиева Ф. А. Направления развития экономики региона // Инженерный вестник Дона, 2010, № 4. URL: ivdon.ru/ru/magazine /archive/n4y2010/269.
- 10. Бережной П. В. Основы эколого-экономического обеспечения производства экологически безопасной зерновой продукции // Инженерный вестник Дона, 2011, № 2. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2y2011/441.