Сущность и содержание права
Содержание" — это категория, парная категории «форма». Если есть какое-то содержание, значит имеется и соответствующая ему форма, и наоборот: если что-то выделено в качестве формы, значит требуется найти соответствующее ей содержание. В полной мере эта общая закономерность распространяется и на право. У права есть своя форма в виде источников права, из которых и черпается правовая информация… Читать ещё >
Сущность и содержание права (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Напомним, что под «сущностью» в философии понимается то главное в явлении, что определяет его природу, что делает явление самим собой, т. е. тем, что оно есть. При изменении сущности явление перестает быть самим собой и становится другим явлением. Сущность у явления, предмета одна: одно и то же явление не может иметь несколько сущностей. Хотя в философии на этот счет имеется иная точка зрения.
Сущность нужно отличать от содержания явления. Сущность — это стержень явления. А содержание образуют все те элементы и связи между элементами, которыми обрастает сущность. Содержание всегда есть результат развития сущности. Сущность явления определяет, обусловливает его содержание. Можно сказать, что содержание — это развитая или развившаяся сущность явления. В отличие от сущности содержание может меняться: могут исчезать одни его элементы и связи, появляться другие и т. д.
Содержание права — это те правила, нормы, которые заключены в праве и которые оно использует для властного регулирования поведения. Под одним из важнейших углов своего рассмотрения право есть информационная система, содержащая предписания властного характера.
" Содержание" - это категория, парная категории «форма». Если есть какое-то содержание, значит имеется и соответствующая ему форма, и наоборот: если что-то выделено в качестве формы, значит требуется найти соответствующее ей содержание. В полной мере эта общая закономерность распространяется и на право. У права есть своя форма в виде источников права, из которых и черпается правовая информация. Содержание права может меняться, но сущность его едина.
Считается, что с точки зрения марксистско-ленинского обществоведения сущность права представляет собой возведенную в закон волю господствующего класса. Однако проблема марксистского понимания права и его сущности далеко не так однозначна. Здесь нужно различать позиции ортодоксального марксизма и «марксизма-ленинизма» — марксизма, переработанного и дополненного последователями Маркса и Энгельса — идеологами большевизма. Маркс никогда не считал, что возведенная в закон воля господствующего класса, — это и есть ПРАВО. Маркс и Энгельс в работе под названием «Манифест Коммунистической партии», обращаясь к классу буржуазии, пишут следующее: «…Ваше право есть лишь возведенная в закон воля вашего класса, воля, содержание которой определяется материальными условиями жизни вашего класса»[1]. В этом высказывании авторы Манифеста на самом деле упрекают класс буржуазии в том, что буржуазия безосновательно называет правом те правила, которые отвечают лишь ее интересам, но которые она возвела в закон, т. е. сделала правилами, обязательными для всех слоев общества.
Безусловно, что и теоретики большевизма понимали, что с общечеловеческой точки зрения возведенную в закон волю господствующего класса правом называть нельзя. Но здесь был проделан определенный идеологотеоретический кульбит. Социалистическое право было объявлено принципиально новым и высшим историческим типом права, т. е. правом, принципиально отличающимся по своей сущности от эксплуататорских типов нрава. Социалистическое право выражает волю рабочего класса (и других трудовых слоев населения) как класса трудящегося и составляющего большинство населения (в союзе с другими трудящимися), поэтому законы, изданные социалистическим государством и выражающие волю рабочего класса, — это и есть право.
Современные ученые-правоведы правы в том, что сущность права следует искать через исследование его роли в обществе, социальное назначение права. Право существует лишь там, где общество неоднородно, состоит из разных групп, классов, сословий, народностей и других социальных образований, не только с различными, но и с противостоящими, сталкивающимися групповыми и частными интересами. И назначение права в таких социальных условиях состоит в том, чтобы установить согласие в обществе, создать в нем порядок или, как выразился один из российских ученых-правоведов прошлого Максим Максимович Ковалевский, создать «замиренную среду». На этой основе можно сделать вывод, что сущность права состоит в том, что оно по своей природе есть властное средство (инструмент, форма) социального компромисса в масштабе общества, установления баланса социальных интересов, справедливого распределения благ. Сущность права определяется тем, что оно содержит такие правила жизни людей, без которых вообще невозможно существование общества.
- [1] Маркс. К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. М., 1989. С. 42.