Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Прошлая жизнь. 
Проблемы буддийской философии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

VI. Соприкосновение («спарша»)23. Взаимодействие всех элементов начинается с соприкосновения; сознание вступает в связь с «органами» и с объективными элементами; этот период, являющийся шестым этапом на жизненном пути, начинается тоже еще в эмбриональном состоянии: живое существо в утробе матери начинает переживать нечто объективное, т. е. оно видит, слышит и т. д., но оно не отдает себе отчета… Читать ещё >

Прошлая жизнь. Проблемы буддийской философии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

I. Омраченность («авидья»). Тот факт, что данное лицо не подавило своих страстей и не поняло, что оно должно было это сделать, а, напротив, увлеклось бытием, будучи всецело охвачено вихрем жизни, называется его заблуждением или омраченностью. Благодаря ей те элементы, которые, сочетаясь, составляют человека, и то, что он переживает, не могли успокоиться; они продолжают волноваться и сочетаться вновь, являясь, таким образом, материалом для образования данной личности в настоящее время. Непрекращенное волнение элементов прошлой жизни объясняет, таким образом, только самый факт бытия следующего перерождения.

II. Содеянное («санскара», «карма»). Определенный образ, как человек жил, т. е. как он действовал, говорил и мыслил, т. е. его «поступки» в прошлой жизни, влияют на то, как элементы-скандхи слагаются в следующую новую жизнь, образ которой до известной степени предначертан предыдущей.

Указанные два фактора: волнение или заблуждение, т. е. самый факт бытия, и карма, его форма, являются теми двигающими силами, благодаря которым после того, как жизнь закончилась смертью, с которой сознательная жизнь как бы обрывается, элементы, входящие в состав субстрата данной личности, после известного пребывания в промежуточном бытии («антара-бхава») начинают сочетаться вновь.

Настоящая жизнь

III. Сознание («виджняна»). Первый момент новой жизни — пробуждение сознания. Существо находится в эмбриональном состоянии момента зачатия, однако в нескомбинированном еще виде имеются налицо все элементы. Ввиду преобладающей роли сознания принято называть первый момент новой жизни словом «сознание»21.

IV. Нечувственное и чувственное («нама-рупа»)22. Имеющиеся налицо элементы нечувственные и чувственные остаются еще некоторое время необъединенными, и поэтому человекэмбрион никаких еще переживаний не имеет. Это период простой наличности всех элементов во время эмбрионального состояния человека.

V. Шесть баз («шад-аятана»). Вслед за тем начинают выясняться так называемые шесть «органов»; они развиваются, но пока еще не действуют.

VI. Соприкосновение («спарша»)23. Взаимодействие всех элементов начинается с соприкосновения; сознание вступает в связь с «органами» и с объективными элементами; этот период, являющийся шестым этапом на жизненном пути, начинается тоже еще в эмбриональном состоянии: живое существо в утробе матери начинает переживать нечто объективное, т. е. оно видит, слышит и т. д., но оно не отдает себе отчета о приятности или неприятности чувств, связанных с этим. Но этот период без эмоций, по учению буддистов, продолжается еще и некоторое время после того, как данное существо родится и увидит свет.

VII. Чувство («ведана»). Только года два после рождения живое существо начинает сознательно переживать чувство приятного, неприятного и безразличного. Этот период простейших эмоций длится довольно долго.

VIII. Вожделение («тришна»). Только в 16—17 лет после рождения начинает пробуждаться новый фактор — сексуальное чувство.

IX. Стремление («упадана»). Около того же времени наступают у человека определенные стремления к тем или иным целям. Человек становится взрослым и приступает к жизни в полном смысле слова.

X. Жизнь («бхава»). Этот период является расцветом жизни: существенно новые элементы уже не появляются, но человек в этот период начинает жить более интенсивно: на протяжении жизни до момента смерти он все глубже погружается в вихрь бытия, охватывается мраком заблуждения, а этим укрепляет в себе энергию к бытию. Кроме того, своими поступками он создает в себе определенный характер; факт бытия и форма его — эти два фактора, совпадающие с расцветом жизни, являются уже переходом к следующей жизни, они — повторение в новой жизни вышеописанных двух первых членов формулы. В момент смерти сознательная жизнь опять обрывается, наступает вновь промежуточное состояние, после которого под влиянием накопившейся энергии к новому бытию и установившейся тенденции к определенной форме вновь наступает тот же самый процесс рождения, жизни и смерти.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой