Право на обжалование вступивших в законную силу постановлений и решений по делам об административных правонарушениях
Перечень требований, к содержанию надзорной жалобы изложен достаточно четко. Следует обратить внимание на следующий момент: в кодексе определено, что к жалобам должны быть приложены копии ранее вынесенных по делу судебных актов. При этом делается оговорка о том, что копия решения (судебного акта второй инстанции) прилагается к жалобе в том случае, если такое решение выносилось. Это значит, что… Читать ещё >
Право на обжалование вступивших в законную силу постановлений и решений по делам об административных правонарушениях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Со временем введения в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (с 1 июля 2002 г.) на практике неоднократно возникали многочисленные вопросы о порядке применения норм главы 30 КоАП РФ, о пересмотре вступивших постановлений и решений по делам об административных правонарушениях. Подтверждением имеющимся проблемам красноречиво свидетельствует увеличивающийся из года в год поток жалоб и обращений на действия органов и должностных лиц, применяющих меры административного воздействия.
Цель: рассмотреть в данной работе:
право на обжалование вступивших в законную силу постановлений и решений по делам об административных правонарушениях;
установить, какие именно суды рассматривают в порядке надзора жалобы и протесты на постановления по делам об административных правонарушениях;
содержание жалобы;
процесс принятия жалобы;
сроки рассмотрения;
виды постановлений, принимаемых по результатам рассмотрения жалоб.
1. Право на обжалование, опротестование в порядке надзора постановления по делу об административном правонарушении, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов Вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов могут быть обжалованы в порядке надзора лицами, указанными в статьях 25.1−25.5.1 Кодекса об административных правонарушениях, а именно лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшим, законными представителями обоих названных лиц, а так же защитником виновного лица.
Вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов, могут быть опротестованы в порядке надзора прокурором.
Право принесения протеста в порядке надзора принадлежит прокурорам субъектов Российской Федерации и их заместителям, Генеральному прокурору Российской Федерации и его заместителям, а в отношении военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, — прокурорам военных округов, флотов и приравненным к ним прокурорам, Главному военному прокурору и их заместителям. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации, от 20.12.2001 г. (в редакции от 14.12.2013 г.).
2. Суды, рассматривающие в порядке надзора жалобы, протесты на постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов Согласно ст. 30.13 КоАП РФ жалобы подаются, протесты приносятся в порядке надзора в верховные суды республик, краев, областные суды, суды городов Москвы и Санкт-Петербурга, суды автономной области и автономных округов, Верховный Суд Российской Федерации.
Вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов, правомочны пересматривать в порядке надзора председатели верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов Москвы и Санкт-Петербурга, судов автономной области и автономных округов или их заместители, Председатель Верховного Суда Российской Федерации, его заместители либо по поручению Председателя Верховного Суда Российской Федерации или его заместителей судья Верховного Суда Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 23.12.2010 N 381-ФЗ).
Верховный Суд Российской Федерации рассматривает в порядке надзора жалобы, протесты на вступившие в законную силу постановление судьи по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов на указанное постановление. Указанные постановление и решения рассматриваются Верховным Судом Российской Федерации в случае, если они были рассмотрены в порядке надзора председателями соответствующих верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов Москвы и Санкт-Петербурга, судов автономной области и автономных округов или их заместителями.
- 3. Подача жалобы, принесение протеста в порядке надзора
- 1. Согласно ст. 30.14 в порядке надзора жалоба подается, протест приносится непосредственно в суд надзорной инстанции.
- 2. Жалоба, протест на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов должны содержать:
- 1) наименование суда, в который подается жалоба, приносится протест;
- 2) сведения о лице, подавшем жалобу, прокуроре, принесшем протест;
- 3) сведения о других участниках производства по делу об административном правонарушении;
- 4) указание на постановление по делу об административном правонарушении, решение по результатам рассмотрения жалоб, протестов;
- 5) доводы лица, подавшего жалобу, прокурора, принесшего протест, с указанием оснований для пересмотра в порядке надзора постановления по делу об административном правонарушении, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов;
- 6) перечень материалов, прилагаемых к жалобе, протесту;
- 7) подпись лица, подавшего жалобу, прокурора, принесшего протест.
- 3. К жалобе, протесту должны быть приложены:
- 1) копия постановления по делу об административном правонарушении;
- 2) копии решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов, если такие решения вынесены;
- 3) копия документа, которым удостоверяются полномочия законного представителя физического или юридического лица, копия доверенности или выданный соответствующим адвокатским образованием ордер, которыми удостоверяются полномочия защитника, представителя, в случае, если жалоба подписана указанными лицами;
- 4) копия жалобы, протеста, число которых соответствует числу других участников производства по делу об административном правонарушении, указанных в статьях 25.1 — 25.4, 25.11 КоАП.
Перечень требований, к содержанию надзорной жалобы изложен достаточно четко. Следует обратить внимание на следующий момент: в кодексе определено, что к жалобам должны быть приложены копии ранее вынесенных по делу судебных актов. При этом делается оговорка о том, что копия решения (судебного акта второй инстанции) прилагается к жалобе в том случае, если такое решение выносилось. Это значит, что в принятии надзорной жалобы не может быть отказано, если постановление по административному делу как акт первой инстанции до вступления его в силу по какой-либо причине не было обжаловано в вышестоящий суд.
4. Принятие к рассмотрению в порядке надзора жалобы, протеста В соответствии со ст. 30.15 КоАП РФ, О принятии к рассмотрению в порядке надзора жалобы, протеста судья выносит определение.
Судья, принявший к рассмотрению в порядке надзора жалобу, протест, обязан известить лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а также потерпевшего о подаче жалобы, принесении протеста и предоставить указанным лицам возможность ознакомиться с жалобой, протестом и подать возражения на них.
В случае, если жалоба подается, протест приносится с нарушением требований, предусмотренных статьей 30.14 и частью 4 статьи 30.16 настоящего Кодекса, указанные жалоба, протест возвращаются лицу, подавшему жалобу, прокурору, принесшему протест.
5. Пределы и сроки рассмотрения в порядке надзора жалобы, протеста Согласно ст 30.16 КоАП РФ По жалобе, протесту, принятым к рассмотрению в порядке надзора, постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов проверяются исходя из доводов, изложенных в жалобе, протесте, и возражений, содержащихся в отзыве на жалобу, протест.
Судья, принявший к рассмотрению в порядке надзора жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Это значит, что в некоторых случаях, в интересах законности, судья вправе при рассмотрении жалобы выйти за пределы указанных в ней доводов. Такая формулировка представляется ненаучной, поскольку создает слишком большую свободу для судебного усмотрения и нарушает принцип стабильности судебного решения, вынесенного по конкретному делу. Кроме того, поскольку пределы рассмотрения надзорной жалобы фактически ограниченны изложенными в ней доводами, это влечет за собой потенциальную возможность повторного заявления надзорной жалобы, в ту же надзорную инстанцию. Надзорная жалоба может быть подана в ту же инстанцию, если в ней содержатся новые доводы, отличные от изложенных в ранее поданной жалобе. Повторная подача жалобы в порядке надзора по тем же основаниям в суд, ранее рассмотревший дело в порядке надзора, не допускается.
Решение по жалобе, протесту выносится не позднее двух месяцев со дня поступления жалобы, протеста в суд, а в случае истребования дела об административном правонарушении — не позднее одного месяца со дня поступления дела в суд.
6. Виды постановлений, принимаемых по результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы, протеста В соответствии со ст. 30.17 КоАП РФ, Решение по результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы, протеста принимается в форме постановления.
По результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы, протеста выносится одно из следующих решений:
Об оставлении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста без изменения, а жалобы, протеста, рассмотренных в порядке надзора, без удовлетворения;
Об изменении постановления по делу об административном правонарушении, если допущенные нарушения настоящего Кодекса об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление.
Об отмене постановления по делу об административном правонарушении и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне рассмотреть дело;
Об отмене постановления по делу об административном правонарушении, при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
7. Содержание постановления, принимаемого по результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы, протеста В соответствии со ст 30.18 КоАП РФ, В постановлении, принимаемом по результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы, протеста, указываются:
- 1) наименование суда надзорной инстанции;
- 2) номер дела, дата и место принятия постановления;
- 3) фамилия и инициалы судьи суда надзорной инстанции;
- 4) наименование лица, подавшего жалобу;
- 5) указание на обжалуемое, решение по результатам рассмотрения жалобы;
- 6) краткое содержание обжалуемых решений по результатам рассмотрения жалобы;
- 7) доводы и требования, содержащиеся в жалобе;
- 8) возражения, содержащиеся в отзыве на жалобу;
- 9) мотивы и основания для оставления без изменения, изменения или отмены в порядке надзора постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, со ссылкой на статьи настоящего Кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях;
- 10) решение по результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы.
Постановление, принятое по результатам рассмотрения жалобы, подписывается принявшим его судьей.
Вступление в законную силу постановления, принятого по результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы, протеста.
Заключение
Пересмотр постановлений и решений в надзорном порядке, принятых в рамках производства по делам об административных правонарушениях, на сегодняшний день является комплексным правовым институтом, в котором сосредоточен разноотраслевой процедурно-процессуальный инструментарий. Среди всех административно-процессуальных средств защиты прав и свобод граждан он традиционно выявляется максимальной насыщенностью элементами, характерными для высокоразвитой процессуальной формы, принципами, статусом участников, доказательствами, документами, этапами и стадиями совершения процессуальных действий.
Стадия пересмотра в надзорном порядке дел об административных правонарушениях преследует двоякую цель: во-первых, обеспечить реализацию прав лица, привлеченного к административной ответственности, или потерпевшего на защиту от неправомерных действий и решений субъектов административной и судебно-административной юрисдикции, а во-вторых, подтвердить или опровергнуть законность и обоснованность принятых на стадиях возбуждения, рассмотрения и пересмотра дел процессуальных актов и исправить допущенные нарушения.
Список использованных источников
.
- 1. «Кодекс Российской Федерации Об Административных Правонарушениях» (коап РФ) От 30.12.2001 N 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) (действующая редакция от 14.12.2013).
- 2. Федеральный закон Российской Федерации от 03.12.2008 N 240-ФЗ.
- 3. ред. Федерального закона от 02.11.2013 N 294-ФЗ.