Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Маркетинговые технологии формирования конкурентных преимуществ в ТОО «RG Brands Kazakhstan»

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Рынок холодного чая является хорошо развивающимся сегментом на рынке напитков. К настоящему времени категория занимает 3% общего рынка напитков, который показывают высокий потенциал роста и на данный момент имеет наибольший процент прироста. Небывалый успех категории отражает укоренившуюся национальную традицию чаепития в Казахстане в виде его холодного эквивалента, преимущественно среди молодых… Читать ещё >

Маркетинговые технологии формирования конкурентных преимуществ в ТОО «RG Brands Kazakhstan» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современное состояние отечественного рынка напитков и соков

Казахстанский рынок по потребительским тенденциям правильнее сравнивать с так называемой «северной моделью» напиточной отрасли Западной Европы, которая предлагает высокий уровень потребления соков, пива и крепких алкогольных напитков, в то время как в южноевропейских странах превалирует потребление сокосодержащих напитков и вина.

Рынок напитков делится по нескольким категориям:

  • — Соки и нектары
  • — Сладкие негазированные напитки
  • — Холодный чай
  • — Сладкие газированные напитки
  • — Энергетические напитки
  • — Бутилированная вода

На рынке соков и нектаров Казахстана активно присутствуют два местных лидера производителя компании RG Brands и Раимбек Боттлерс, а также исторически установившиеся игроки международного класса Coca-Cola, PepsiCo с импортом напитков производства принадлежащего PepsiCo завода Лебедянский (Фруктовый сад), а также Мултон, второго по величине Российского производителя, брендов Rich, Добрый; и Российский импортер WimmBillDann с его соками и нектарами J7.

Coca-Cola со своим сильным международным брендом Cappy и местным Piko сохраняет лидирующие позиции, являясь по существу единственной компанией, увеличившей свой объем в 2011 в данной категории. Раимбек Боттлерс, резко изменивший свою стратегию, пересмотрел объемы соков и нектаров в пользу сокосодержащих напитков.

Положение производителей на рынке соков и нектаров отражает рисунок.

Доли лидирующих компаний категории «Соки и нектары.

Рисунок 1 Доли лидирующих компаний категории «Соки и нектары.

Как видно из рисунка 4, лидерами на рынке соков и нектаров являются две предприятия, такие как «RG Brands» и «Раимбек Боттлерс». Один из старейших производителей на рынке Компания Голд Продукт активизировала свою деятельность, осуществив ре-брендинг бренда Goldy и выпустив на рынок новый нектар Добрыня.

Однолитровая упаковка Tetrapak является устойчивым лидером на рынке. В тоже время маленькая упаковка, рассчитанная на одну порцию, пользуется спросом в основном среди детей, и в школах.

На рынке также присутствуют соки и нектары из Европы («Pago», «Neus»), хотя их количество значительно сократилось за последние два года, так как вместе с напитками из России и Украины они считаются премиум сегментом по ценовому параметру.

Рынок Сладких негазированных напитков продолжает свой рост, с выпуском новых брендов и напитков со стороны нескольких производителей. Увеличение объемов, состоявшееся в 2011 году, несмотря на то, что темп роста был ниже, чем в предыдущие годы, ожидается к продолжению в ближайшем будущем. Это объясняется тем, что сладкие негазированные напитки имеют явное предпочтение потребителей вследствие их полезных для здоровья свойств в сравнении с газированными напитками, и относительно дешевой ценой в сравнении с соками и нектарами.

Строгая сегментации рынка сладких негазированных напитков затруднена на основании слишком большого разнообразия упаковки, ингредиентов и ценного ранжира. Категория в основном состоит из напитков местного производства, при этом производители делятся как по регионам производства, так и по каналам дистрибуции.

Как указанно на рисунке 2, компания RG Brands остается безусловным лидером в категории сладких негазированных напитков, в 2011 году, осуществив перевод большего объема соков и нектаров в настоящую категорию и достигнув 32% доли рынка. Следующим по объему производства является компания Рикс с его очень хорошо продаваемым брендом Березовый сок.

Рисунок 2 Доли основных игроков рынка «Сладких негазированных напитков».

Предприятие «Обис», в последние годы фокусируется на производстве напитков и показывает неплохие результаты, удерживая также свои 8% доли. Другие предприятия появились на рынке сравнительно недавно, это «Рауан» с брендами «Uno» и «Toy», «Алсу» начала выпускать «Самый Сок» и «Frutberry Березовый сок» в ПЕТ бутылке маленького размера (0,5л), а также «Interbeer», принадлежащая холдингу «Eldorado», который владеет франшизой на бренд «Hoop».

Рынок Сладких негазированных напитков продолжил свой рост в указанный период, с выпуском новых брендов и напитков со стороны нескольких производителей. Увеличение объемов, состоявшееся в 2010 году, несмотря на то, что темп роста был ниже, чем в предыдущие годы, ожидается к продолжению в ближайшем будущем. Это объясняется тем, что сладкие негазированные напитки имеют явное предпочтение потребителей вследствие их полезных для здоровья свойств в сравнении с газированными напитками, и относительно дешевой ценой в сравнении с соками и нектарами.

Строгая сегментации рынка сладких негазированных напитков затруднена на основании слишком большого разнообразия упаковки, ингредиентов и ценного ранжира. Категория в основном состоит из напитков местного производства, при этом производители делятся как по регионам производства, так и по каналам дистрибуции.

Необходимо отметить, что заявленный как сок «Органик» по своему соковому содержанию, которое менее 25%, оценивается как сладкий негазированный напиток. Третьим является бренд «Palma» от «Раимбек Боттлерс», который производился как негазированный сладкий напиток в 2010 г.

Объем категории сладких газированных напитков снизился на больший уровень, чем это ожидалось, и ниже чем в 2009 году, понижение составило 21%. Падение вызвано в основном резким снижение потребления напитков «Coca-Cola» и «PepsiCo», которые в совокупности потеряли 92 млн. литров по сравнению с прошлым годом.

Даже претерпев глубокое падение производства в 2010 году, «Кола» остается безусловным лидером в группе вкусов, в первую очередь благодаря присутствию мультинациональных и основных крупных производителей Колы на местном рынке. По сравнению с известными с советских времен лимонадами «Буратино» и «Дюшес», которые были востребованы на рынке, вкусы лимон и лимон лайм упали в объеме намного ниже. Низкокалорийные напитки до сих не приобрели популярности среди потребителей, испытывая падение в объемах второй год подряд, и в настоящее время, имея менее 1% доли рынка.

Необходимо отметить, что заявленный как сок Органик по своему соковому содержанию, которое менее 25%, оценивается как сладкий негазированный напиток. Третьим является бренд Palma от Раимбек Боттлерс.

Рынок холодного чая является хорошо развивающимся сегментом на рынке напитков. К настоящему времени категория занимает 3% общего рынка напитков, который показывают высокий потенциал роста и на данный момент имеет наибольший процент прироста. Небывалый успех категории отражает укоренившуюся национальную традицию чаепития в Казахстане в виде его холодного эквивалента, преимущественно среди молодых людей и людей среднего возраста, живущих в городе. Рынок оценен в 65 млн. литров и в $ 65 млн. Значительный рост в основном вызван неожиданно высоким увеличением объема мультинациональных брендов Lipton PepsiCo (44% рост) и Nestea Coca-Cola (68% рост). Доли рынка основных игроков указанны на рисунке.

Доли лидирующих компаний категории «Холодный чай».

Рисунок 3 Доли лидирующих компаний категории «Холодный чай».

Вкусовые предпочтения потребителей холодного чая остаются неизменными. Яблоко и клубника популярны и увеличиваются в росте, однако абсолютными лидерами являются лимон, персик и зеленый чай. В ценовом аспекте Coca-Cola и PepsiCo выделяются от прочих производителей, предлагая чаи премиум сегмента.

Основная конкуренция на рынке остается между двумя основными местными производителями компаниями Galanz Bottlers с его брендом Макси Чай, и Рикс с его раскрученным брендом Nextea. Премиум бренды показали непредсказуемо высокий рост в категории холодного чая, возможно благодаря мощной поддержке дистрибуции и маркетинга, а также за счет прекращения производства холодных чаев таких производителями, как Асемай, Интербир и др.

Одноразовая пластиковая бутылка является единственным лидирующим форматом с долей рынка в 95%. Металлическая банка очень популярна среди молодежи, однако ее объем сильно упал, и для рынка была потеряна вследствие увеличения стоимости на сырье.

Рынок сладких газированных напитков в Казахстане после небольшого спада в 2009 г. показывает рост (в среднем на 7% и 18% соответственно).

Состояние игроков рынка газированных напитков.

Рисунок 4 Состояние игроков рынка газированных напитков Как видно из рисунка, динамика рынка безалкогольных напитков позволяет предположить рост этих сегментов и в 2013 году (на 5% и 15% соответственно).

Молодая, но растущая категория энергетических напитков испытала прочный рост в течение последних лет и выросла на 17%.

Компания Рикс, владелец Dizzy, является единственным конкурентоспособным местным производителем на рынке энергетических напитков, а его энергетические напитки являются дополнением к производству ряда алкогольных напитков.

Сегментация рынка явно прослеживается, основанная на ценовом факторе в категории. Импортируемые напитки из Европы, такие как Red Bull основным дистрибутором Nord Winds и Pit Bull компаний Раимбек Боттлерс находятся в премиум сегменте и востребованы населением с высоким уровнем доходов. На другом конце рынка находится дешевый местный бренд Dizzy, так популярный в силу доступности и хорошей дистрибуции молодому населению.

Red Bull потерял свои лидирующие позиции вследствие резкого сокращения спроса на напитки премиум сегмента. В то время как более дешевые энергетические напитки местного производства Dizzy компании Рикс вышел на первое место, также благодаря агрессивной маркетинговой кампании по продвижению на рынок (рисунок 5).

Доли лидирующих компаний категории «Энергетические напитки».

Рисунок 5 Доли лидирующих компаний категории «Энергетические напитки».

Стеклянная бутылка 33cl достигла 62% доли рынка в 2012 году благодаря бренду местного производства Dizzy. Альтернативная упаковка включает металлическую банку 25cl, используемую с импортируемыми напитками Red Bull, Pit Bull и др.

Категория бутилированной воды в своем большинстве представлена местными производителями. Лидером, которой уверенно является компания Юникс с ее брендом Тассай, который занимает 21% рынка воды. Рост Тассай, который способствовал его становлению в качестве лидера рынка, сопровождался резким падением прежнего лидера компании Алекс, имея проблемы среди владельцев бизнеса. Сейчас доля компании Алекс составляет 15% на рынке. Один из бывших лидеров компания Асем Ай насчитывает свою долю рынка менее 4% в 2012 году, что связано с финансовыми проблемами в компании. Далее следует мульнациональная Coca-Cola со своим брендом Bonaqua, который потерял в объеме, но увеличил свою долю на рынке уже в 2011 г. И замыкают группу лидеров компания Обис, одна из основателей этого рынка, и компания PepsiCo, потерявшая в 2011 году 65% объема бренда Aquafina, но выпустившая в 2010 году новую товарную марку воды АSU (рисунок 6).

Доли лидирующих компаний категории «Бутилированная вода».

Рисунок 6 Доли лидирующих компаний категории «Бутилированная вода».

Как видно из рисунка, новым лидером в категории «Бутилированной воды» уверенно становится предприятие Юникс с ее брендом «Тассай», который удерживает 21% рынка воды. И это несмотря на тот факт, что предприятие отказалась от дистрибуции воды в больших (18−19 литровых) емкостях, рассматривая этот сегмент как малоприбыльный для бизнеса. Рост «Тассай», который способствовал его становлению в качестве лидера рынка, сопровождался резким падением прежнего лидера предприятия «Алекс», имевшая проблемы среди владельцев бизнеса. Сейчас доля предприятия Алекс составляет 15% на рынке.

Одноразовая ПЕТ бутылка остается единственным видом упаковки на рынке воды, за исключением очень незначительного объема в стекле (менее 1%), которое используется вместе с импортируемыми брендами премиум сегмента, такими как Боржоми (дистрибутор компания Раимбек Боттлерс) и Ессентуки (дистрибутируется компанией ВиммБилльДанн).

Молочные напитки, в основном молоко и кисломолочные напитки, являются частью национальной культуры.

Рынок молока сравнительно небольшой по сравнению с CSD, Соками и Чаем, но имеет хороший потенциал роста. Ожидается, что рост молока UHT (пастеризованного) в течение 2013;2014 выростет на 20%. На рынке доминируют местные производители, занимающие большую долю рынка в 89% (рисунок 10). При этом, собственный молочный бренд компании молоко «МОЁ» занимает второе место по охвату данного рынка.

Доля игроков рынка молока.

Рисунок 7 Доля игроков рынка молока Как видно из рисунка 7, в тройку лидеров на рынке молочных напитков входят «RG Brands», «Raimbek» и «Агропродукт». Размер рынка UHT молока в 2011 г. составил 26 млрд. тенге против 24 млрд. тенге в 2010 г. Рост рынка молока в 2011 г. составил 8%, в 2010 г. — 14%. Культура потребления UHT молока в Казахстане активно развивается благодаря постепенному отказу потребителей от неупакованного и пастеризованного молока. UHT молоко потребляют 35% населения в возрасте от 17 до 35 лет, в основном городские жители.

Специфика производства молока и молочной продукции такова, что наибольшие объемы производства молока приходятся на весну, лето, а наибольшее количество потребления молока и молочных продуктов приходится на осень и зиму, что способствует развитию производства молока с длительным сроком хранения. Также сегодня при покупке молока потребитель уделяет особое внимание проценту содержания жирности и свежести продукта. Таким образом, производители, пытаясь предугадать тенденции потребительских предпочтений, выпускают более облегченные виды молока (0,8%, 1% жирности), либо более насыщенные жирами для потребления с чаем (6%). Также производители обогащают продукт витаминами и полезными минералами, делая его еще более полезным и привлекательным для потребителя.

На рынке UHT-молока дочерняя предприятие Эмитента «RG Brands» присутствует с брендом «Мое». Целевой аудиторией торговой марки являются потребители в возрасте 25−40 лет, которым необходим здоровый и полезный продукт с большим количеством витаминов и полезных веществ для активного образа жизни.

Казахстан занимает одно из ведущих мест в мире по потреблению чая на душу населения. Стоимостной объем рынка чая в 2012 г. составил 31,9 млрд. тенге. Основная часть казахстанского рынка чая представлена рассыпным чаем, который импортируется из различных стран, преимущественно из Индии, Кении, Шри-Ланки и Китая.

Рынок чая не подвержен сезонным колебаниям и потребление чая в течение года сохраняется почти на одном уровне. В Казахстане приоритетным в предпочтении потребителей остается черный чай без добавок — 96,8% от общего объема потребляемого чая. Доля рынка фруктового чая — 0,9%, зеленого — 2,3%. Также происходит постепенное вытеснение нишевых сегментов и консолидация рынка в отношении:

  • — типа продукта: сокращается доля зеленого, фруктового, листового чая;
  • — видов упаковки: сокращается доля нестандартных упаковок;
  • — игроков: крупные игроки вытесняют с рынка более мелких.

На рисунке 8 изображена диаграмма, отображающая в себе доли предприятий на рынке чая.

Доли лидирующий предприятий на рынке чая.

Рисунок 8 Доли лидирующий предприятий на рынке чая Из рисунка 8 следует, что «RG Brands» занимает вторую позицию, уступая лишь «JV Gocal». Инновации в чайной отрасли связаны в первую очередь с изменениями в упаковке и в чайных оригинальных смесях (рецептурах). В будущем рост потребления чая прогнозируется за счет переключения потребителей с мелких брендов благодаря высокому качеству чая, ростом сегмента пакетированного чая.

Казахстан относится к рынкам, где потребление снеков находится в процессе становления. Соответственно данный рынок в Казахстане имеет огромный потенциал для роста. Данные по развитию рынка снеков Казахстана можно увидеть в следующем рисунке 9.

Доли лидирующий предприятий на рынке снеков.

Рисунок 9 Доли лидирующий предприятий на рынке снеков Из рисунка 9 следует, что главными лидерами на рынке снеков РК являются «Сибирский Берег», «FritoLay», «Bolzhau PKF». В свою очередь, «RG Brands» занимает 5 позицию.

Так как чипсы являются продуктом импульсного спроса, основными каналами распространения для них являются мелкие магазины (55%). Через открытые рынки продается всего 8% снеков. Рынок снеков подвержен сезонным колебаниям, в значительной степени коррелирующими с сезонными колебаниями рынка пива, так как снеки — сопутствующий продукт при потреблении пива. Однако в последнее время все более и более развивается самостоятельное потребление снеков. В то время как рынок сухарей и орехов падает, чипсы демонстрирует устойчивый рост и низкую чувствительность к кризисным явлениям.

Из вышеизложенного можно сделать выводы, что общие тенденции развития рынка, в целом, в ближайшем будущем можно прогнозировать дальнейший рост рынков товаров, производимых «RG Brands». «RG Brands» планирует обеспечить рост продаж за счет следующих действий:

  • — развитие зонтичных брендов,
  • — разработка ассортиментной линейки с учетом уже имеющихся на рынке продуктов конкурентов;
  • — поддержание высокого качества продуктов;
  • — высокий уровень национальной дистрибуции;
  • — постоянная маркетинговая поддержка.

Таким образом, можно сказать, что деятельность «RG Brands» на сегодняшний день преуспевает и наращивает свои темпы роста и развития как в Казахстане, так и на территории стран СНГ и Центральной Азии. Касательно планов по региональной экспансии в страны Центральной Азии и России, то результаты исследований этих рынков подтверждают их привлекательность в плане большего размера и наличия меньшей конкуренции, чем на внутреннем казахстанском рынке. «RG Brands» намеревается использовать близость значительных по своему объему рынков в приграничных с Казахстаном южных регионах России, а также относительно низкий уровень насыщенности и конкуренции на рынках Киргизии, Таджикистана, Туркменистана, Монголии и Узбекистана.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой