Синтаксис текста.
Современный русский литературный язык
Сложным синтаксическим целым называется группа предложений, объединенных общим смыслом, а также цепной, параллельной или присоединительной связью. Цепная связь раскрывает последовательное движение мысли в речи. Здесь важными являются понятия темы и ремы. Рема представляет собой в предложении начало движения мысли, то, что дальше будет каким-либо образом характеризоваться; тема — это «данное», что… Читать ещё >
Синтаксис текста. Современный русский литературный язык (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Сложное синтаксическое целое
По определению «Лингвистического энциклопедического словаря», текст — это «объединенная смысловой связью последовательность языковых единиц»: высказываний, абзацев, разделов и т. д. Обычно при характеристике текста больше всего внимания уделяется сложному синтаксическому целому, которое называется еще сверхфразовым единством.
Сложным синтаксическим целым называется группа предложений, объединенных общим смыслом, а также цепной, параллельной или присоединительной связью. Цепная связь раскрывает последовательное движение мысли в речи. Здесь важными являются понятия темы и ремы. Рема представляет собой в предложении начало движения мысли, то, что дальше будет каким-либо образом характеризоваться; тема — это «данное», что уже известно. Рема представляет собой развитие мысли, то «новое», что говорится о чем-то. Такое движение мысли от «данного», известного, к «новому», неизвестному, характеризует большинство предложений. Часто рема, т. е. то новое, что было в одном предложении, становится темой, «данным» в следующем предложении, которое требует в свою очередь новой ремы. Например: Все чаще мы говорим об экологии среды и природы. Среда же, созданная самим человеком, — не природа, это — его культура. Можно даже сказать, что природа современного человека во многом объясняется его средой, его культурой (В. Колесов). Цепная связь предложений в тексте может выражаться при помощи: 1) повтора существительного: В центре внимания исследователей был функциональный подход к проблемам правильности и нормативности. Именно этот подход позволяет превратить культурно-речевую деятельность из простого «запретительства» в позитивную программу лингвистического воспитания (Л. Скворцов); 2) замены конечного существительного в первом предложении местоимением в последующем предложении: Через минуту она увидела Сашу. Он сидел на пеньке спиной к дороге и играл веточкой (С. Антонов); 3) замены конечного существительного в первом предложении синонимом или обобщающим словом в последующем предложении: С полатей слез босоногий и бесштанный, в короткой рубашонке Василек и, зябко ежась от холодка утренней, еще не топленной избы, молча юркнул к деду на колени. Кузьма Данилович подхватил полусонного внучка (И. Уханов). Иначе говоря, входящие цепочкой в текст синтаксические единицы имеют структурные (формальные) показатели связности. Приведем пример на все случаи цепной связи: Существуют [в эстетике] две теории: «эгоизма» и «утилитаризма». Согласно первой, этичным считаются действия, направленные на удовлетворение интересов отдельной личности. Вторая теория предполагает, что этичны только те поступки, которые совершаются в интересах всех. Обе теории несвободны от недостатков, поскольку основаны на представлении о том, что цель оправдывает средства. Кроме того, они также не дают ответа на вопрос, как поступать в условиях конфликтующих интересов (Из журнала).
Параллельная связь предложений находит выражение в том, что они строятся по одному образцу, по одной модели, имеют структурные показатели связности. Например: Пришли на место. Выметали сети. Отгребли, запустили мотор (В. Крупин).
Все эти предложения построены по образцу первого: глагол-сказуемое в форме 3 л. мн.ч. прошедшего времени, отсутствует подлежащее. Таким образом, параллельная связь предложений характеризуется тем, что они: 1) строятся по одной модели; 2) имеют сходный порядок слов (рема + тема); 3) часть членов этих предложений грамматически оформлена одинаково.
Предложения в тексте могут иногда иметь присоединительную связь, которая отличается от цепной и параллельной тем, что предложения при такой связи неоднотипны по структуре. Например: Новый вариант задачи был легче. Притом (причем) он был знаком учащимся; Кругом были поля, леса, озера. А потому и отдыхать здесь было хорошо.
К сложному синтаксическому целому близко стоит понятие абзаца. Это часть связного текста, состоящая из одного или нескольких предложений с определенной мыслью и относительно законченным содержанием. Приведем пример двух абзацев из связного текста.
Человек есть тайна, но и жизнь вокруг человека также есть тайна, не открытая, быть может, даже и на десятую долю. И проникнуть в собственно человеческую тайну можно, только согласившись с большой тайной мира.
Здесь небольшая оговорка. Искусство XX века, по моему убеждению, опростило человека, сделав его или социальным придатком, или пленником моды. Герои наших книг, герои кинокартин и живописных полотен представляют в большинстве случаев портреты суетной жизни, не обремененной ни высотами, ни глубинами. Искусство, пожалуй, и само не подозревает, что оно опустилось до роли наркотика, удовлетворяющего низменные страсти. Добро бы это относилось только к эстраде, однако то же самое можно говорить и о книгах и уж, конечно, о кино. Причина появления и разрастания такого искусства — спрос на него, а спрос этот — позывы отравленного организма (В. Распутин).