Психологическая помощь в спорте и физкультурно-оздоровительной сфере
Результаты ПСР могут быть ближайшие (ситуативные) — параметры ПС (изменения активности, настроения, концентрации внимания), и отсроченные по времени — развитие психических свойств и процессов (волевых качеств, организованности, сдержанности). 2] См. об этом: Пуни А. Ц. Психологические основы волевой подготовки в спорте. Л., 1977;Найдиффер Р. М. Психология соревнующегося спортсмена: пер. с англ… Читать ещё >
Психологическая помощь в спорте и физкультурно-оздоровительной сфере (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ СПОРТИВНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ
Совершенствование навыков психической саморегуляции
Феномен ПСР.
ПСР является одним из уровней саморегуляции — общей регуляции систем организма. Способностью к саморегуляции обладают все сложноорганизованные живые организмы. Сформировавшаяся в процессе эволюции система саморегуляции управляет функционированием, активностью и развитием организма и психики. ПСР в совокупности с другими уровнями регуляции — нервной и гуморальной — обеспечивает функционирование человека как сложноорганизованной живой системы.
Психическая саморегуляция (ПСР) — это воздействие на себя с помощью слов и образов в целях управления деятельностью и ПС. Психическая саморегуляция спортсмена — это система вербальных и невербальных приемов воздействия на самого себя с целью реализации двигательных задач, а также оптимизации и поддержания психических состояний па тренировках и соревнованиях.
Специфическими особенностями ПСР являются отражение и моделирование окружающей действительности, включая самого носителя психики. Посредством ПСР человек управляет своим поведением, контролирует свое состояние, выполняет физическую и умственную работу, развивает и совершенствует навыки разных видов деятельности и общения.
Проявление ПСР можно охарактеризовать, описывая ее цели, средства (приемы) и результаты (эффекты).
Цели ПСР — выполнение деятельности и управление актуальным состоянием. Включаясь в ситуацию, человек отражает ее внешние условия и, сопоставляя их со своими потребностями и возможностями, ставит цели. В качестве целей могут выступать образы предвосхищаемых результатов деятельности (выполнить прыжок, поднять штангу и т. д.) и общения (познакомиться, договориться о чем-то и т. п.).
Средства IICP — психические образы, самовоздействия вербального типа, волевые усилия и эмоциональные переживания[1]. С помощью образов (побежденный соперник, умиротворяющий пейзаж и т. д.), эмоций (злости, радости и т. д.), вербальных воздействий на себя («Спокойно!», «Терпи!», «Быстро вперед!» и т. д.) человек входит в определенное состояние и реализует действия для достижения цели деятельности.
Результаты ПСР могут быть ближайшие (ситуативные) — параметры ПС (изменения активности, настроения, концентрации внимания), и отсроченные по времени — развитие психических свойств и процессов (волевых качеств, организованности, сдержанности).
В гл. 7 было отмечено, что психические свойства и процессы проявляются в виде компонентов ПС. С помощью ПСР можно целенаправленно входить в состояния, которые стимулируют развитие свойств и процессов в желаемом направлении. Например, при длительной и систематической актуализации состояний адаптации к тренировочной и соревновательной деятельности у спортсменов формируются нужные для вида спорта волевые качества и характеристики внимания[2].
ПСР представляет собой открытую иерархически организованную систему. Компонентами системы ПСР[3] являются следующие функциональные звенья:
- — принятая субъектом цель деятельности;
- — субъектная модель ее значимых условий;
- — программа собственно исполнительских действий;
- — субъектная система критериев успешности деятельности;
- — контроль и оценка реальных наличных результатов;
- — решение о коррекции системы саморегуляции.
Как видно из данного перечня, каждый компонент выполняет особые функции регулирования, все вместе они обеспечивают целостность ПСР. Структура компонентов (функциональных звеньев) саморегуляции постоянна для всех видов произвольной активности человека, но в разных видах деятельности и ситуациях одни и те же компоненты могут быть реализованы разными психическими средствами. Таким образом, независимо от вида спорта и индивидуальных особенностей спортсмены ставят цели, программируют свои действия, оценивают результаты, корректируют саморегуляцию и т. п. Но в стрессовой соревновательной ситуации, при дефиците времени (например, во время игры, схватки с соперником и т. п.) принятие цели и решение о коррекции будут осуществляться, скорее всего, посредством самовнушения — самоприказа, а в спокойной тренировочной ситуации эти компоненты могут быть реализованы посредством самоубеждения.
- [1] См.: Дикая Л. Г. Психическая саморегуляция функционального состояния человека: системно-деятельностный подход. М., 2003.
- [2] См. об этом: Пуни А. Ц. Психологические основы волевой подготовки в спорте. Л., 1977;Найдиффер Р. М. Психология соревнующегося спортсмена: пер. с англ. М., 1979.
- [3] См.: Конопкии О. А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно-функциональный аспект) // Вопросы психологии. 1995. № 1. С. 5—12.