Каналы коммуникативного и телекоммуникационного воздействия на молодежь в информационной среде
Благодаря развитию технологий виртуальное социокультурное пространство становится доступным огромному количеству людей, и, более того, даст им возможность объединяться в сообщества. Так как изменения, происходящие в российском обществе, усиливают стремление молодежи к свободе, независимости и наиболее полной реализации своих способностей, то начинают возникать все новые и новые каналы для всех… Читать ещё >
Каналы коммуникативного и телекоммуникационного воздействия на молодежь в информационной среде (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В XXI в. формирование инновационного потенциала молодежи, принципов, приоритетов и жизненных позиций исследователи неразрывно связывают с воздействием на них информационной среды и передовых коммуникационных технологий. Поскольку в современном обществе информация приобрела роль катализатора различных процессов, формирующих личность и мировосприятие молодежи в процессе социализации, она, безусловно, является действенным и эффективным инструментом воздействия на социум.
Благодаря развитию технологий виртуальное социокультурное пространство становится доступным огромному количеству людей, и, более того, даст им возможность объединяться в сообщества. Так как изменения, происходящие в российском обществе, усиливают стремление молодежи к свободе, независимости и наиболее полной реализации своих способностей, то начинают возникать все новые и новые каналы для всех типов самореализации личности. Главное место среди них занимает виртуальное социокультурное пространство, которое в силу своей доступности и широкой распространенности становится одной из наиболее благоприятных сфер для возникновения новых, не институциональных каналов творческой и коммуникативной самореализации личности.
Молодежь особенно восприимчива к новым возможностям, открываемым технологиями, и пробует актуальные каналы творческой самореализации, активно используя их. Н. А. Лебедева в своем исследовании подчеркивает, что под влиянием тех или иных информационных потоков, предоставляемых обществу через различные информационные каналы, формируются поведенческие модели молодежи, такие как: отношение к социально значимым экономическим, политическим и иным событиям и явлениям, происходящим в России; формирование контекста восприятия текущих событий в индивидуальной и общественной жизни; разработка стратегических жизненных планов.
Указанным автором раскрыты следующие каналы коммуникационного воздействия на молодежь в информационной среде (рис. 6.1).
Рис. 6.1. Каналы коммуникационного воздействия на молодежь в информационной среде.
Наиболее эффективными каналами коммуникационного воздействия у молодежи, по мнению Н. А. Лебедевой, являются телевидение и Интернет. Согласно результатам исследования, по мнению молодежи, основным информационным источником для них является телевидение (80% опрошенных), а вслед за ним набирающий все большую популярность Интернет (50% опрошенных). Радио в качестве информационного источника отмечают 21% респондентов, а печатные СМИ — 24%. «Сарафанное» радио, предполагающее получение информации посредством общения с друзьями, родственниками и знакомыми, выбирают около 44% опрошенных.
Опираясь на представленные статистические данные, Н. А. Лебедева делает вывод о том, что основными коммуникационными каналами, через которые можно наиболее результативно осуществлять воздействие на молодежную общность, являются телевидение, Интернет и «сарафанное» радио. Именно их преимущественное использование более целесообразно при разработке проблемы коммуникационного воздействия для привлечения молодежи в наукоемкие сферы деятельности.
Также исследователь отмечает, что любой канал коммуникации использует определенные алгоритмы передачи информационного сообщения, т. е. существуют механизмы и технологии, с помощью которых информация находит своего потребителя, а в данном случае — молодежную аудиторию.
Под механизмами коммуникационного воздействия понимается «совокупность субъектов, оказывающих воздействие на объект (молодежь) посредством одного или нескольких каналов коммуникации, целью которых является достижение определенного результата». Результатом воздействия субъекта на объект, по мнению И. А. Лебедевой, может являться: формирование имиджа, стереотипа, убеждений, модели поведения; формирование лояльного или деструктивного отношения к каким-либо процессам, явлениям, событиям; формирование приоритетов и ценностных ориентиров индивида; формирование образа мышления; вовлечение индивида (групп индивидов) в значимые и стратегически важные процессы или действия; передача знаний, опыта, интеграция индивида в культурно-исторические, социально-экономические процессы; помощь в сложной жизненной ситуации; предоставление информации с целью снижения неопределенности или вероятности понижения риска при принятии решений; достижение определенных параметров развития и функционирования системы; формирование конкурентных преимуществ и поддержание системы в конкурентоспособном состоянии.
Исследуя студенчество как молодежное сообщество в возрасте от 18 до 26 лет, И. А. Лебедева делает вывод, что для современного молодого человека Интернет — привычная среда общения и досуговая деятельность. Именно на молодежь приходится основная доля пользователей Интернета.
Таким образом, роль массовых коммуникаций в социализации молодежи, формировании ее мировоззрения неоспорима, особенно в век всеобщей информатизации. М. К. Горшков и Ф. Э. Шереги отмечают, что за последние годы в России интенсивное развитие электронной информационной технологии внесло существенные коррективы во влияние традиционных СМИ на молодежь: характер информационного воздействия на молодежь из массового преобразуется в индивидуализированный; характер коммуникации уже во многом определяется не источником, а потребителем, т. е. СМИ превратились в агента удовлетворения информационных запросов молодежи; за счет интенсивного развития и широкого распространения электронных технологий увеличивается их степень информационной свободы и, соответственно, резко уменьшается потенциал государственных институтов в формировании массового сознания современной российской молодежи.
М. К. Горшков и Ф. Э. Шереги, подводя итоги исследований «Молодежь России: социологический портрет», подчеркивают, что несколько иная картина складывается при оценке молодежью степени доверия информации, сообщаемой различными источниками. Здесь неоспоримое первенство принадлежит центральному телевидению, после которого с большим отрывом и примерно одинаковым «рейтингом» следуют неформальные источники, Интернет и региональное телевидение. Еще ниже доверие информации, сообщаемой прессой и радио (рис. 6.2).
Возможность пользоваться компьютером сегодня есть у не менее 80% молодежи в возрасте 14−30 лет, в том числе 70% имеют компьютер дома, 10% имеют доступ к компьютеру по месту работы, учебы и 2−3% - в интернет-кафе, клубе.
М. К. Горшков и Ф. Э. Шереги отмечают, что доля молодежи в возрасте 14−30 лет, с той или иной частотой пользующейся Интернетом, очень велика — 73%. Делают это практически ежедневно 39%, несколько раз в неделю — 21, несколько раз в месяц — 7,7, не менее раза в полгода — 5,5%. Из приведенных данных следует, что часто пользуются Интернетом не менее 60% молодежи в возрасте 14−30 лет. Это во многом объясняется тем, что на сегодняшний день огромное число молодых пользователей Интернета имеет доступ к нему в домашних условиях.
Рис. 6.2. Рейтинг доверия источникам информации.
Частота пользования Интернетом у молодежи зависит от их принадлежности к различным социальным группам (рис. 6.3).
Рис. 6.3. Частота пользования Интернетом в зависимости от принадлежности к разным социальным группам.
Наиболее часто пользуются Интернетом молодежь, занятая в сфере малого бизнеса, студенты вузов, инженерно-техническая интеллигенция (инженеры, конструкторы) и учащиеся техникумов и колледжей. Не пользуется или практически не пользуется Интернетом молодежь, занятая в сфере сельского хозяйства, рабочие предприятий, строек, шахт, а также молодежь без высшего образования, работающая в сфере услуг, торговли или транспорта.
Данные, подтверждающие большую ценность Интернета для современной российской молодежи, были получены М. К. Горшковым и Ф. Э. Шереги при анализе ответов, полученных в результате опроса (рис. 6.4).
Рис. 6.4. Ответы на вопрос: «Что бы вы выбрали при единственно возможном выборе из пяти источников информации?» .
Предпочтения российской молодежи в 2010 г. распределились почти поровну: 47% предпочитает Интернет, 48% - телевидение. Интернет приобретает все большую значимость у самых молодых (14−20 лет), что свидетельствует о нарастании новых ипформационно-коммуникационных традиций у нового поколения. Как показал анализ ответов респондентов, разные возрастные группы имеют разные предпочтения (рис. 6.5).
Е. Р. Баткаева в исследовании, проведенном в 2012 г., отмечает, что на сегодняшний день глобальная сеть «Интернет» занимает значительное место в жизни современной молодежи. Об этом свидетельствуют данные, полученные в ходе поведенного ею исследования. В анкетном опросе в соответствующих пропорциях по критерию возраста и пола (от 14 до 30 лет) приняли участие 384 человека (24% юношей и 76% девушек) с различными формами занятости (школьники — 25, учащиеся средних специальных учебных заведений — 2,9, учащиеся вузов — 36, учащаяся и работающая молодежь — 14, нигде не учащаяся, но работающая молодежь — 23 и не учащиеся и не работающие — 0%).
Рис. 6.5. Источники информации, которые предпочли бы представители различных возрастных групп молодежи в случае единственно возможного выбора.
Е. Р. Баткаева указывает, что большинство респондентов ответили, что находятся в Интернете достаточно часто, т. е. когда есть свободное время, — 73%, 13,5% опрошенных респондентов ответили, что они находятся в сети online практически всегда, 6,5% указали, что заходят в Интернет довольно редко, лишь тогда, когда есть необходимость, и всего 7% - практически не пользуются Интернетом.
Еще одним фактом в пользу того, что социальные сети становятся основным местом проведения досуга, общения и развлечения молодежи, по мнению автора, является то, что 14% юношей и девушек все свое свободное время тратят на социальные сети: 51% проводят там несколько часов в день, 25% респондентов посещают социальные сети несколько раз в неделю, 18% проводят все свободное время в социальных сетях и лишь 6% заходят не чаще одного раза в месяц.
Анализ зависимости времени, проводимого в социальных сетях, от гендерной принадлежности респондентов выявил, что ответы респондентов как мужского, так и женского пола совпадают, т. е. они проводят в Интернете несколько часов в день — преобладающая позиция, вторая позиция — «захожу несколько раз в неделю», третья позиция — «все свое свободное время» и на четвертой позиции — «захожу не чаще одного раза в месяц» .
В результате проведенного исследования Е. Р. Баткаевой было диагностировано, что самыми популярными социальными сетями среди молодежи являются: «ВКонтакте» (ее знают 365 респондентов и 312 в ней зарегистрированы); «Одноклассники» (знает 361 опрошенный и 237 в ней зарегистрированы); «Мой мир» (знают 277 человек и 156 в ней зарегистрированы).
Дальнейший рейтинг популярности распределился следующим образом: YouTube — 254 опрошенных знают о существовании этой социальной сети и 75 респондентов в ней зарегистрированы; 149 респондентов знают о существовании сайтов знакомств и 22 из них гам зарегистрированы и активно общаются; 107 респондентов знают о наличии такой социальной сети, как «Фотострана», и 40 из них в ней зарегистрированы. Также респонденты были осведомлены о существовании таких сетей, как «Мой круг» (90 человек знают и 6 зарегистрированных пользователей), Facebook (36 знают и 31 зарегистрирован) и сеть Twitter (7 знают и 2 зарегистрированы). Также интересным является гот факт, что только лишь 10 респондентов из 384 не знают ни одной социальной сети и нигде не зарегистрированы — это всего лишь 2,6% от выборочной совокупности опрошенных.
Интересным представляется то, что, по результатам указанного исследования, 80,7% опрошенных респондентов считают, что реальное общение ни при каких обстоятельствах не может быть заменено виртуальным, это при том, что при проведении своего досуга молодежь на первое место ставит общение в Интернете и проводит в нем как минимум несколько часов в день. Таким образом, использование ресурсов Интернета среди представителей молодого поколения является основным способом получения информации. Российский посетитель сетей («ВКонтакте», «Одноклассники» и др.) в среднем тратит на «общение» в социальных сетях более шести часов в месяц, но это нахождение в «квазисоциуме» (включение в сетевые коммуникации) мало чем напоминает сферу традиционного человеческого общения, которая, по определению М. С. Кагана, характеризуется эмпатией, открытостью сознания одного человека навстречу другому сознанию и эмоционально окрашена. Однако молодые люди, понимая, что виртуальное общение не может заменить реальное, продолжают тратить большое количество времени на пребывание в Сети. Возможно, это является следствием нежелания признать интернет-зависимость.
Согласно данным, представленным ВЦИОМ, ежедневно выходят в Сеть, прежде всего, 18−24-летние молодые люди (76%), т. е. наблюдается тенденция роста. Это говорит о том, что практически повсеместная доступность Интернета привела к тому, что молодые люди практически все свое время (и свободное, и рабочее) проводят в Интернете — общаются, ищут информацию и организуют свой досуг.
Современная эпоха характеризуется интенсивной разработкой цифровых информационных технологий, которые реализуются во всех сферах деятельности человека. Указанные технологии занимают важное место в жизни молодежи. Под их воздействием происходят позитивные сдвиги в быту, общении, сферах образования и развлечений, в области творчества и профессионального самоопределения молодых людей. Вместе с тем стремительное погружение молодых людей в информационную среду имеет и некоторые отрицательные последствия, в частности формирование игровой и интернет-зависимости.