Введение.
Модальные глаголы кaк средство выражения запрещения в английском языке (на примере художественных текстов XXI века)
Категория модальности — это широкая функционально-семантическая категория, которая выражается грамматическими (морфологическими, синтаксическими), лексико-семантическими, интонационными и другими средствами, а также контекстом. Изучение данной категории и анализ средств ее выражения — это предмет исследований многих лингвистов. Внимание к категории модальности не ослабевает и в наши дни, так как… Читать ещё >
Введение. Модальные глаголы кaк средство выражения запрещения в английском языке (на примере художественных текстов XXI века) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Категория модальности — это широкая функционально-семантическая категория, которая выражается грамматическими (морфологическими, синтаксическими), лексико-семантическими, интонационными и другими средствами, а также контекстом. Изучение данной категории и анализ средств ее выражения — это предмет исследований многих лингвистов. Внимание к категории модальности не ослабевает и в наши дни, так как именно посредством данной категории наиболее ярко прослеживается взаимосвязь языка и мышления. Без изучения средств выражения модальности в языке представляется невозможным изучение структуры предложения, так как каждое предложение имеет определенную модальную окраску.
Исследованию категории модальности посвятили свои работы многие известные лингвисты: А. В. Опарина, Г. Я. Солганик, Т. М. Голубева, Г. Ф. Мусаева, Е. А. Хузина, С. И. Апсатарова, Р. В. Алимпиева, И. Г. Осетров, В. В. Виноградов, Г. А. Золотова, Д. Н. Шмелев, Н. Ю. Шведова, А. Л. Крючков, С. В. Чернова Е.Н. Орехова, Л. В. Анисимова, Е. В. Алтабаева, В. В. Амосова, А. И. Аникин, Г. В. Болявина, В. В. Востоков, Ю. А. Горельникова и др. Несмотря на столь пристальное внимание к категории модальности, до сих пор не существует единого мнения относительно определения, содержания, классификации, функциональности данного феномена.
Исследователи данной языковой категории утверждают, что изучение категории модальности связано с изучением других не менее важных лингвистических вопросов: проблемы предложения, категория наклонения, категория времени глагола, проблемы частей речи, интонации и других. Выявление сущности категории модальности необходимо для правильного решения проблемы развития грамматического строя английского языка в связи с историей развития человеческого мышления в процессе активного познания действительности.
Данный факт определяет актуальность предпринятого исследования. Кроме того, актуальность определяется возрастающим интересом исследователей к категории модальности и ее проявлению и функционированию в произведениях современных англоязычных писателей, а также недостаточной изученностью одного из семантических видов категории модальности — модальности запрещения — в современной английской художественной литературе.
Цель исследования — рассмотреть и описать модальные глаголы как одно из средств выражения запрещения в английском языке.
Поставленная цель реализуется в настоящей работе путем решения следующих задач:
- — изучить и обобщить различные определения категории модальности и основных понятий, связанных с ней, представленных авторами различных теорий;
- — описать типы модальности как лингвистической категории;
- — охарактеризовать категорию запрещения в английском языке;
- — выявить средства выражения запрета в английском языке;
- — перечислить и кратко охарактеризовать модальные глаголы, выражающие значение запрещения;
- — прокомментировать основные подходы к изучению модальных глаголов;
- — провести в школе экспериментальную работу по изучению модальных глаголов со значением запрета (на примере художественных произведений).
Объектом исследования в настоящей работе является лексико — грамматическая категория модальности в современном английском языке.
Предметом исследования являются модальные глаголы как способ выражения изучаемой категории на примере современных англоязычных художественных произведений.
модальный глагол английский язык запрещение В качестве основных методов исследования используются метод лингвистического анализа, критический обзор теоретических исследований по изучаемой проблеме, метод когнитивного анализа, метод переводческих трансформаций, метод статистической обработки материалов.
Материалом исследования послужили отдельные высказывания отобранные методом сплошной выборки из произведения художественной литературы, а также примеры из обыденной речи носителей английского языка.
Теоретической базой исследования стали труды отечественных и зарубежных авторов — В. В. Виноградова, Ш. Балли, Р. О. Якобсона, А. В. Бондарко, А. П. Бабушкина, И. Р. Гальперина, В. И. Карасика, А. А. Вежбицкой, Т. В. Руссиновой, Е. А. Шмелевой и др.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что она вносит вклад в исследование категории модальности вообще и ее семантического вида — модальности запрещения — в частности, в разработку проблем грамматики, теории межкультурной коммуникации.
Практическая ценность настоящего исследования заключается в том, что материалы, представленные в работе, могут быть использованы в ходе подготовки лекционных и практических курсов по лексикологии, теоретической и практической грамматике, переводоведению, стилистике, лексикографии, при разработке авторских курсов по проблемам изучения категории модальности в английском языке, а также в преподавании английского языка в школе.
В структурном отношении представленная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. Во введении обосновывается актуальность предпринятого исследования, определяется объект и предмет исследования, ставятся цель и задачи исследования, обозначаются материал и методы исследования, объясняется теоретическая и практическая значимость исследования. Первая глава исследования посвящена теоретическим аспектам анализа категории модальности в английском языке. Вторая глава исследования посвящена выявлению и описанию различных модальных глаголов, являющихся средствами выражения модальности запрещения в англоязычном художественном дискурсе. Третья глава посвящена методическому аспекту исследования — школьному обучению модальным глаголам со значением запрещения. В заключении описаны основные результаты проведенного исследования, обозначены дальнейшие перспективы. Список литературных источников и источников примеров состоит из 60 наименований.