Евгений Замятин «Мы»
Единое Государство, показанное в романе «Мы», это царство победившей утопии. Люди в нём не думают о жилье— государство обеспечивает им необходимый уровень жизненного комфорта. Жизнь в Едином Государстве предельно механизирована. Но за удобства существования пришлось расплачиваться утратой имени и индивидуальности. Единое Государство не является пародией на Страну Советов, потому что в 1920 1921… Читать ещё >
Евгений Замятин «Мы» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Портрет Е. И. Замятина кисти Б. М. Кустодиева Замятин Евгений Иванович (1884 — 1937 гг.) — русский писатель. Окончил кораблестроительный факультет Петербургского политехнического института. Принимал участие в революционном движении 1905—07, подвергался репрессиям, в 1906—11 жил на нелегальном положении. Печататься начал в 1908. Дореволюционное творчество Замятина развивалось в традициях русского критического реализма. В 1913 опубликована повесть «Уездное». В 1914 за антивоенную повесть «На куличках» писатель был предан суду. В 1916 З. уезжает в Англию. Осенью 1917 З. возвращается в Россию, участвует в редколлегии изд-ва «Всемирная литература», в журналах «Дом искусств», «Современный Запад», «Русский современник». Послереволюционное творчество Замятина проникнуто враждебным отношением к революции, глубоким пессимизмом. В статье «Я боюсь» (1921) Замятин утверждал, что у русской литературы «одно только будущее: ее прошлое». В 1924 году Замятин написал роман «Мы». Роман оказал влияние на западно-европейский антикоммунистический «антиутопический» роман 20 в. В 1932 З. выехал за границу, где не опубликовал ничего значительного.
«Мы» — роман-антиутопия Е. Замятина, опубликованный в 1924 году.
Единое Государство, показанное в романе «Мы», это царство победившей утопии. Люди в нём не думают о жилье— государство обеспечивает им необходимый уровень жизненного комфорта. Жизнь в Едином Государстве предельно механизирована. Но за удобства существования пришлось расплачиваться утратой имени и индивидуальности. Единое Государство не является пародией на Страну Советов, потому что в 1920 1921 годах Советское государство только создавалось. Однако система, господствующая в Едином Государстве, демонстрирует, к чему приводит насильственное движение к счастью, всеобщее планирование и «машинизация». Существование нумеров может быть приравнено к существованию людей в «золотом веке», во всяком случае, так считают сами граждане Единого Государства.
Государство построено на принципе несовместимости счастья и свободы. Понятие «идеальной несвободы» кажется гражданам Единого Государства единственным разумным принципом построения общества: нумера по расписанию получают возможность удовлетворять все естественные потребности. Удовлетворены потребности в пище, любви, в «зрелищах». Человечество приведено к счастью железной рукой. У счастья появилась формула: «Счастье равно блаженство, делённое на зависть». В этой формуле не учтены только духовные потребности человека. Нумера не знают таких слов — их счастье остается в сфере физиологии.
Развитие, движение вперёд в Едином Государстве уже невозможно. Нумера благоденствуют, государственная машина отлажена. Но отсутствие движения означает отсутствие прогресса.
Идеальным не только нумером, но и человеком для Замятина является нумер 1−330, в котором сосуществуют разум и иррациональное. Именно 1−330 высказывает заветные мысли автора: «А какую же ты хочешь последнюю революцию? Последней — нет, революции — бесконечны. Последняя — это для детей: детей бесконечность пугает, а необходимо — чтобы дети спокойно спали по ночам…»; «Тебе, математику, — разве не ясно, что только разности — разности — температур, только тепловые контрасты — только в них жизнь. А если всюду, но всей вселенной, одинаково тёплые — или одинаково прохладные тела… Их надо столкнуть — чтобы огонь, взрыв, геенна. И мы — столкнём».
Центральный персонаж романа Д-503 боится таких мыслей своей возлюбленной. Он вслед за всеми жителями Единого Государства воспевает «божественно-ограничивающую мудрость стен, преград». Стена отделяет «машинный, совершенный мир от неразумного, безобразного мира деревьев, птиц, животных…». Природное начало чуждо механизированному миру нумеров. Вообще, в романе «Мы» рациональное и нерациональное противопоставлены на уровне вполне материальном. Природное начало выражено не только в речах 1−330, но и в Древнем Доме, его интерьере и наполняющей его утвари, старинных платьях героини, наконец, в том, что существует за Зелёной Стеной.