Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Другие разновидности речи

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Что касается традиционного деления форм речи на монолог, диалог и полилог, то уже говорилось, что разумнее указывать на конкретное количество коммуникантов (один, два, несколько человек, большая аудитория) и на наличие наблюдателей. Имеет смысл отмечать и обусловленные собственно речевыми, когнитивными, социальными, техническими или прочими условиями особенности: может варьировать и длина реплик… Читать ещё >

Другие разновидности речи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Издавна известно противопоставление устной и письменной форм речи. Устная форма речи первична, но письменная более долговечна и престижна. Устная речь интонирована, ее сопровождают мимика и жесты. Она неразрывно связана с непосредственным восприятием обсуждаемой ситуации, поэтому речевые средства описания ситуации не столь существенны. Так, если все коммуниканты посвящены в суть дела, требования к полноте информации, к точности выражений минимальны. Как часто мы слышим диалоги такого рода:

  • Звонил?
  • —Ага.
  • — Ну?
  • — Супер! Уже бегу! Завтра в подробностях!
  • — Счастливая Ну, расскажешь.

Понять такое постороннему практически невозможно. Требования к полноте и однозначности высказываний письменной речи несравнимо выше: мы исходим из предположения, что собеседник, не поняв нас, не сможет переспросить, поэтому в письменном тексте положено прописывать каждый логический ход, доказывать каждое спорное утверждение.

Традиционная лингвистика гораздо большее внимание уделяла письменным текстам, и только во второй половине XX в. началось систематическое изучение особенностей устной разговорной речи, к которым относятся богатая интонация, нестандартный синтаксис, необычные лексические средства.

В предложенной модели коммуникации использование устной или письменной формы общения отнесено к собственно речевым условиям. При этом оказалось, что это далеко не единственный существенный классификационный признак (см. табл. 8).

Впрочем, ученые давно указывали, что устная речь в большинстве случаев бывает спонтанной, а письменная — всегда более или менее подготовленной. В предложенной модели наряду с указанием на степень подготовленности речи в списке собственно речевых условий фигурирует признак естественности общения. Если общение происходит в режиме, приближающемся к режиму реального времени — то речь (даже письменная) будет практически спонтанной, в противном случае — в большей или меньшей степени подготовленной. Очень сильно на степень подготовленности речи влияет выбор автором сообщения «официального» регистра (т.е. уважительное отношение к собеседнику и учет наблюдателей). Вот почему наспех написанная записка может содержать описки и ошибки, а спонтанная речь перед уважаемой аудиторией может быть почти безупречной. Правда, здесь играют роль и факторы иного рода — речевые способности и опыт.

Психологи установили, что способность быстро подбирать адекватные слова является одной из базовых интеллектуальных способностей человека. Если у автора сообщения эта способность развита слабо, то ему вряд ли удастся написать хороший текст даже при наличии времени для подготовки. Частично недостаток соответствующих природных данных может компенсировать опыт: чем больше человек тренируется, ориентируясь на хорошие текстыобразцы, тем больше шансов, что он преуспеет в сочинении собственного оригинального текста. Кстати, психологами установлено, что развитие речевых способностей продолжается приблизительно до 40—45 лет, причем достигнутый уровень держится после этого не меньше 20 лет, а затем происходит очень медленное его снижение. Все прочие способности достигают максимума к 20—25 годам, а потом начинают снижаться. Что касается орфографических и пунктуационных ошибок при письме в режиме, близком к естественному, то здесь важнее всего хорошая выучка, автоматизм.

Что касается традиционного деления форм речи на монолог, диалог и полилог, то уже говорилось, что разумнее указывать на конкретное количество коммуникантов (один, два, несколько человек, большая аудитория) и на наличие наблюдателей. Имеет смысл отмечать и обусловленные собственно речевыми, когнитивными, социальными, техническими или прочими условиями особенности: может варьировать и длина реплик, причем это качество не обязательно симметрично для всех коммуникантов, и степень обязательности ответных реплик, и др.

Итак, все традиционные разновидности речи легко описываются в терминах коммуникативной модели (см. п. 1.2). Во многих аспектах данная модель позволяет дать более подробные и интересные классификации, чем предлагала традиционная лингвистика.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой