Фоностилистические особенности речи: их структура и содержание
Позднее, благодаря работам в области лингвистических исследований, как отмечает Н. А. Кожевникова, учеными был выделен отдельный стиль, который входил в систему функциональных стилей и отмечался как фонетический. Особое внимание уделялось анализу устной речи, причем это внимание усиливается в связи с разработкой теории дискурса. Возникла необходимость тщательного анализа устной речи. Так… Читать ещё >
Фоностилистические особенности речи: их структура и содержание (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Фоностилистическая дифференциация речи
Как отмечает Е. Г. Сомова, произношение по своей сути не является однородным. Это означает, что произношение может меняться под воздействием различных факторов. Если фонетическая сторона речи была бы однородным потоком, то не возникала бы необходимость фонолингвистического анализа устно представленных текстов. Однако факторы, которые изменяют произношение, не оказывают никакого влияния на передачу лингвистического значения. Такие факторы Э. Сепир называет экстралингвистическими.
Стилистика как область языкознания не ограничивается только разнообразием лексических средств для решения определенных коммуникативных задач. Зачастую особую важность приобретает звуковая сторона речевой деятельности. На основе стилистики и фонетики порождается новая научная область, новое направление в лингвистической науке — фоностилистика. Ж. В. Ганиев не рассматривает фоностилистику как раздел фонетики, а исследует данное направление как систему взглядов на различные фонетические явления. Ж. В. Ганиев актуализирует фоностилистический анализ, обосновывает его необходимость при изучении особенностей устной речи.
Фоностилистическая дифференциация речи — процесс достаточно новый. До XXI в. анализу подвергалась в основном письменная речь, на звуковую сторону устной речи не обращали особого внимания. Как пишет Ю. А. Дубовский: «Можно сказать, что свою значительную лепту внес технический прогресс: изобретение магнитофона и прочих устройств стало поворотным пунктом для фонетики и лингвистики в целом. Ученые получили возможность изучать еще одну форму реализации языка — разговорную речь, которую долгое время игнорировали. Однако не только технические изобретения сыграли свою роль. Помимо этого, изменилось само отношение к устной речи как к объекту, достойному изучения (если вы помните, первоначально она считалась недостойной научного анализа, потому что являлась отклонением от литературной нормы). Сейчас никто не уже не отрицает, что устная речь является основным средством языкового выражения».
Важной областью лингвистических исследований постепенно становится функциональная стилистика. Именно данная научная область призвана создавать систему анализа языковых средств не только в структурно-функциональном, но и выразительном контексте. Между функциональными и фонетическими стилями некоторое время не наблюдается никакого соответствия, эти стили рассматриваются в отдельности как не соприкасающиеся элементы языка. Функциональный стиль представляется набором формальных моделей, в которые средства языка организуются для передачи информации.
Позднее, благодаря работам в области лингвистических исследований, как отмечает Н. А. Кожевникова, учеными был выделен отдельный стиль, который входил в систему функциональных стилей и отмечался как фонетический. Особое внимание уделялось анализу устной речи, причем это внимание усиливается в связи с разработкой теории дискурса. Возникла необходимость тщательного анализа устной речи. Так и формируется фоностилистика, и, прежде всего, как исследовательская лингвистическая система.
Г. Г. Почепцов отмечает высокий коммуникативный потенциал устной речи по сравнению с письменной речью. Устная речь, по мнению исследователя, обращает на себя внимание, в первую очередь, фонетической, интонационной стороной. Кроме того, устная речь может сопровождаться невербальной коммуникацией. Разнообразие видов и форм в устной речи больше, чем в письменной.
Поскольку фонетический и экспрессивный элементы устной речевой деятельности тесно взаимосвязаны, то задачи фоностилистического анализа значительно расширяются и дополняются новыми уровнями исследований. Эти уровни затрагивают в основном экстралингвистические ситуации, являющиеся главным объектом фоностилистического анализа.