Заключение.
Проблема систематизации знаний посредством дидактических игр
Таким образом, цель исследования — изучение особенностей применения дидактических игр в учебно-воспитательном процессе для систематизации знаний дошкольников об окружающем и выявление эффективности применения дидактических игр — достигнута; задачи реализованы. Гипотеза — дидактические игры оказывают положительное влияние на процесс систематизации знаний дошкольников об окружающем — подтверждена… Читать ещё >
Заключение. Проблема систематизации знаний посредством дидактических игр (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В первой части курсовой работы подчеркивалось, что в настоящее время накапливается все больше фактов, свидетельствующих о том, что начальные формы категориального строя мышления возникают достаточно рано, уже в дошкольном детстве, и играют важную роль в общем умственном развитии ребенка. Так, у детей 4−6 лет происходит интенсивное формирование начальных форм таких фундаментальных понятий, как пространство и время, движение и покой, изменение и развитие, живое и неживое, строение вещества, количество и качество и т. д. У дошкольников формируется своеобразная субординация этих начальных понятийных форм. В связи с этим расширение кругозора ребенка-дошкольника становится одной из важнейших задач дошкольного образования.
Наряду с наблюдениями, подвижными и творческими играми для расширения представлений детей об окружающем мире широко используются дидактические игры. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Содержание дидактических игр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет знания об окружающем, людях разных профессий.
С помощью дидактических игр педагог приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей. Многие дидактические игры ставят перед детьми задачу рационально использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира, сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения.
Одной из самых распространённых ошибок в практике обучения дошкольников является стремление дать детям как можно больше готовой систематизированной информации. При этом с большинством представлений дети уже знакомы стихийно, и не формировать знания, а систематизировать их, закреплять и отрабатывать умения свободно ими пользоваться в самостоятельной познавательной деятельности — главный смысл обучения в дошкольном возрасте.
Во второй части курсовой работы нами было проведено опытно-экспериментальное исследование с целью выявления эффективности применения дидактических игр в учебно-воспитательном процессе для систематизации знаний дошкольников об окружающем.
Анализ результатов опытно-экспериментального исследования показал, что уровень знаний дошкольников об окружающем повысился в обеих группах, однако динамика его повышения в экспериментальной группе была выше, чем в контрольной по всем показателям. Это позволило нам сделать вывод о том, что разработанный нами комплекс дидактических игр, направленных на повышение уровня знаний дошкольников об окружающем, достаточно эффективен.
Итак, результаты и выводы экспериментального исследования однозначно указывают на то, что применение дидактических игр в учебно-воспитательном процессе для систематизации знаний дошкольников об окружающем не только обосновано, но и необходимо.
Таким образом, цель исследования — изучение особенностей применения дидактических игр в учебно-воспитательном процессе для систематизации знаний дошкольников об окружающем и выявление эффективности применения дидактических игр — достигнута; задачи реализованы. Гипотеза — дидактические игры оказывают положительное влияние на процесс систематизации знаний дошкольников об окружающем — подтверждена.