Понятие о дидактических принципах и дидактических правилах
Научно-теоретическая функция дидактики заключается в следующем: дидактические исследования раскрывают сущность, характеристики структурных и содержательных элементов процесса обучения. Дидактика должна изучать также те дидактические условия, которые способствуют реализации развивающего потенциала обучения, т. е. образованию обучающихся; Развивающее воспитательно-формирующее влияние обучения… Читать ещё >
Понятие о дидактических принципах и дидактических правилах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Обучение — это целенаправленное, заранее запроектированное общение, в ходе которого осуществляются образование, воспитание и развитие обучаемого, усваиваются отдельные стороны опыта человечества.
Знания как предмет усвоения имеют три взаимосвязанные стороны:
- 1) теоретическую (факты, теоретические идеи и понятия);
- 2) практическую (умения и навыки применения знаний в различных жизненных ситуациях);
- 3) мировоззренческо-нравственную (заключенные в знаниях мировоззренческие и нравственно-эстетические идеи).
При правильно поставленном обучении учащиеся овладевают всеми этими сторонами изучаемого материала, а именно:
- 1) усваивают теорию (понятия, правила, выводы, законы);
- 2) вырабатывают умения и навыки применять теорию на практике;
- 3) вырабатывают способы творческой деятельности;
- 4) глубоко осмысливают мировоззренческие и нравственно-эстетические идеи.
Это означает, что в процессе обучения одновременно и в неразрывном единстве происходит следующее:
- 1) обогащение личности научными знаниями;
- 2) развитие ее интеллектуальных и творческих способностей;
- 3) формирование ее мировоззрения и нравственно-эстетической культуры, что делает обучение весьма важным средством воспитания.
Развивающее воспитательно-формирующее влияние обучения на личность повлекло за собой возникновение в педагогике особого понятия — «образование» .
Под образованием следует понимать овладение обучающимися научными знаниями, практическими умениями и навыками, развитие их умственно-познавательных и творческих способностей, а также мировоззрения и нравственно-эстетической культуры, вследствие чего они приобретают определенный личностный облик и индивидуальное своеобразие.
Педагогическая дидактика — теория обучения и образования, которая исследует как теоретические основы процесса обучения, так и его воспитательно-формирующее влияние на умственное, мировоззренческое и нравственно-эстетическое развитие личности.
Дидактика — теоретическая и одновременно нормативно-прикладная наука.
Исследовательская направленность дидактики:
- 1) при разработке теоретических основ обучения дидактика не может ограничиваться только раскрытием процессуальной стороны вооружения обучающихся знаниями, практическими умениями и способами творческой деятельности;
- 2) дидактика должна изучать также те дидактические условия, которые способствуют реализации развивающего потенциала обучения, т. е. образованию обучающихся;
- 3) дидактические исследования своим объектом делают реальные процессы обучения, дают знания о закономерных связях между различными ее сторонами.
Научно-теоретическая функция дидактики заключается в следующем: дидактические исследования раскрывают сущность, характеристики структурных и содержательных элементов процесса обучения.
Полученное теоретическое знание позволяет решать многие проблемы, связанные с обучением, а именно:
- 1) приводить в соответствие с изменяющимися целями содержание образования;
- 2) устанавливать принципы обучения;
- 3) определять оптимальные возможности обучающих методов и средств;
- 4) конструировать новые образовательные технологии и т. д.
Дидактика как педагогическая дисциплина оперирует общими понятиями педагогики:
- 1) воспитание;
- 2) педагогическая деятельность;
- 3) образование;
- 4) педагогическое сознание и др.