Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Формирование личности преступника и преступного поведения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Так, состояние здоровья и некоторые особенности физической конституции могут влиять на выбор профессии, отражаться на семейном положении, обусловливать некоторые потребности, а иногда и черты характера. Стало быть, эти факторы, не являясь причиной антиобщественного поведения, могут вместе с тем оказать при определенных условиях неблагоприятное воздействие на формирование жизненных взглядов… Читать ещё >

Формирование личности преступника и преступного поведения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Рассматривая структуру личности преступника, мы могли заметить, что при ее характеристике преобладающее место занимали социальные категории и отношения. И это не случайно, так как личность — понятие прежде всего социальное.

Процесс формирования личности всегда являлся достаточно противоречивым. Но каким бы противоречивым он ни был, если он совершается в позитивном направлении, то результат его будет благоприятен, т. е. рассогласованность и противоречивость между личностью и средой неизбежны в силу относительной самостоятельности человеческого существа.

Но при неблагоприятном нравственном формировании личности происходит обратное: возникает несоответствие между свойствами личности и требованиями окружающей действительности. Это относится к таким категориям и свойствам личности, как потребности и интересы, нормы нравственности и представления о праве, привычные формы (стереотипы) поведения и оценка субъектом своей личности (самооценка). Субъект в полной мере не адаптирован к той окружающей, социальной среде, в которой он должен жить и работать, общаться с другими людьми. Процесс формирования личности преступника есть последовательное упрочение и укоренение в ней антиобщественных взглядов, привычек, ценностных ориентаций.

Если выделить основные источники нравственного формирования личности, то ими будут:

  • • сама личность со всеми имеющимися свойствами;
  • • малые социальные группы (семья, школа, производственный коллектив), в которых эта личность непосредственно формируется;
  • • общество в целом, осуществляющее политическое, идеологическое, культурно-воспитательное и иное воздействие через средства массовой информации и другие каналы. Политические, экономические и социальные условия жизни членов данного общества, жизненный опыт, формы поведения и их представления воспринимаются и отбираются личностью. Внутрии внешнеполитические события также влияют на представления и взгляды человека.

Чем же объясняются негативные особенности личности правонарушителей, если учесть, что большая часть всех этих людей воспитывалась в условиях одного и того же общества?

Главная причина заключается в том, что личность формируется под воздействием не только всего общества в целом, но и тех малых социальных групп, в которых она состоит, а это не всегда оказывается благоприятным.

Многие социальные противоречия, свойственные обществу, реализуются через малые группы. Например, наличие тех или иных социальных различий сказывается в различиях образа жизни и функционирования малых групп — семьи, родственников, друзей, соседей.

Относительная самостоятельность малой социальной группы приводит к тому, что в ней могут возникать групповые нормы поведения и ценности, не совпадающие с нормами и ценностями, принятыми обществом и санкционированными государством. Это не означает, что такие групповые образцы поведения всегда противоречат правовым или нравственным нормам общества. Часто они в этом смысле нейтральны, так как касаются только профессиональных или иных определенных интересов участников группы (традиции семьи, взаимоотношения спортсменов и т. д.).

Вместе с тем возможны и такие групповые нормы и образцы поведения, которые противоречат праву и общественной нравственности. Причем всякая малая группа создает внутренний (неформальный), а иногда и внешний (формальный) контроль за выполнением указанных норм и требований.

Наиболее острые противоречия и конфликты между групповой моралью и обществом возникают на основе расхождения между нравственными, правовыми, групповыми и иными нормами общества. Это расхождение проявляется в безнравственности, правонарушениях и преступлениях.

Серьезное место в мотивации преступного поведения занимают потребности личности. Потребность — социально-психологическая категория. Она социальна по содержанию и психологична по форме своего проявления. Они формируются в процессе социализации личности, т. е. в ходе ее жизнедеятельности, через общение с другими людьми, воздействие объективных факторов социальной среды и его взаимодействии с природной организацией индивида.

Можно выделить три вида потребностей:

  • • нормальные, удовлетворение которых одобряется обществом и правом (им соответствуют социально-одобряемые объекты и виды поведения);
  • • деформированные потребности, содержание которых искажено за счет неоправданного преобладания у личности одних видов потребностей над другими (им могут соответствовать как одобряемые, так и порицаемые объекты и виды поведения);
  • • извращенные потребности, содержание которых социально порицается. Их удовлетворение противоречит интересам общества и препятствует нормальному развитию личности (им всегда соответствуют социально-порицаемые объекты и виды поведения).

В криминологическом плане наибольший интерес представляют деформированные и извращенные потребности.

Проведенные криминологические исследования свидетельствуют о том, что преступления совершаются, как правило, при стремлении к удовлетворению извращенных и деформированных потребностей.

Криминологические исследования показывают, что среди преступников, особенно насильников, много лиц с психическими аномалиями, не исключающими вменяемости. Так, по результатам исследования уголовных дел в умышленных убийствах при отягчающих обстоятельствах видно, что более 10% общего числа осужденных за это преступление имели то или иное отклонение в психике. Другими исследователями установлено, что 6,1% осужденных за хулиганство находились на излечении в психиатрической больнице или состояли на учете в нервно-психиатрическом диспансере, более 50% из них страдали серьезными психическими заболеваниями. Из числа обследованных убийц, насильников и наносящих тяжкие телесные повреждения у 68,7% обнаружены психические аномалии[1].

Можно предположить, что имеется ряд социальных, особенно психологических и биологических факторов, о которых еще вообще ничего неизвестно или известно ничтожно мало. Видимо, это играет не последнюю роль в том, что мы не всегда в состоянии понять до конца действительные причины преступления, проникнуть в его глубинные механизмы. Несомненно, эти «белые пятна», отражающие современный уровень научного знания, влияют на содержание и эффективность предупредительной деятельности.

В частности, еще мало исследована проблема, которую называют «парадоксом завершения человеческой жизни». Она заключается в том, что во многих случаях те или иные формы проявления личности прекращаются еще при жизни человека, так как их «умирание» наступает раньше, чем физическое одряхление от старости. Это относится не только к лицам пожилого возраста. В значительной мере это касается людей, долгие годы ведущих антиобщественный образ жизни, систематически занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством, а также алкоголиков.

Формирование личности преступника и механизм преступного поведения создают внутренне целостное образование, а не существуют отдельно друг от друга. При этом обнаруживается неразрывная связь общественно опасной личности, мотивации ее преступного поведения и самой преступной деятельности.

Поэтому процесс снижения уровня преступности в значительной мере зависит от того, насколько правильно учитывается в практической деятельности личностный фактор, насколько эффективно контролирует общество те процессы материального и идеологического характера, которые оказывают непосредственное влияние на мотивацию поведения людей.

Вопрос о роли «приобретенного» (социального) и «естественного» (биологического) в преступном поведении человека имеет принципиальное значение. Взаимосвязь биологического и социального в человеке — это взаимодействие разных уровней движения материи, при котором биологическое выступает в качестве предпосылок, а социальное — условие развития.

На различных этапах развития криминологический мысли (науки) этот вопрос рассматривался по-разному.

Представители теологической теории видели в преступнике не человека, а существо, как бы выделенное из человеческой цивилизации, отмеченное печатью Каина.

Основатель антропологической теории — профессор судебной медицины (психиатрии) из города Турина (Италия) Ч. Ломброзо (1836—1909) — учитывал при характере совершенных преступлений преимущественно личность преступника, его антропологические свойства.

В своей основной работе «Преступный человек, написанной в 1876 г., Ч. Ломброзо, обобщив многолетние антропологические исследования душевнобольных, совершивших общественно опасные поступки и осужденных, в том числе казненных, преследовал цель найти материальный субстрат преступления.

Ч. Ломброзо высказывал суждение, что преступный человек — атавистический тип, имеющий ряд физических и психических черт, сближающих его с дикарями и первобытными людьми.

«Преступник — это атавистическое существо, которое воспроизводит в своей личности яростные инстинкты первобытного человечества и низших животных»[2].

Судить о человеке как о преступнике позволяли внешние признаки его туловища, головы, конечностей. Как мы уже отмечали, Ломброзо делил преступников на четыре типа:

  • • убийцы — стеклянные холодные глаза, налитые кровью, большой, часто орлиный загнутый нос, развитые клыки, челюсти, скулы и др.;
  • • воры — особая подвижность лица и рук, блуждающие маленькие глазки, сдвинутые брови, редкая борода, оттопыренная углом вверх ушная раковина, кривые впалые, иногда курносые носы;
  • • насильники — блестящие глаза, изнеженные черты лица, большие челюсти, вздутые губы, женственные телодвижения, развитый или сиплый голос;
  • • мошенники — лицо бледное, глаза маленькие, суровые, нос кривой, голова лысая[3].

В то же время он не отрицал роли физиологических и нравственных особенностей личности.

Основателями социологической теории были бельгийский ученый-математик и статистик Ж. Кетле и ответственный директор статистического бюро Министерства юстиции Франции Г. Тард. Основа взглядов социологических направлений строилась на отрицании концепции прирожденного преступника и перенесений признаков преступника в социальную сферу.

Каковы же конкретные биологические и социальные признаки, их взаимодействие в формировании личности преступника?

Биологический характер имеют такие признаки, как возраст, пол, а также индивидуальные физические и психологические особенности. Возрастные особенности существенным образом влияют на формирование личности. Понятно, что внешние воздействия социальной среды различны в зависимости от возраста человека. На каждом возрастном этапе развития личность с ее социальным содержанием не одинакова. Отсюда и разные реакции на одни и те же объективно сходные конкретные жизненные ситуации, в которых могут находиться люди разного возраста. Сам факт уменьшения антиобщественных поступков с повышением возврата соответствующей группы населения имеет, несомненно, социальные причины. С возрастом положительные социальные связи становятся обычно более прочными, более устойчивыми и разветвленными. Большой жизненный опыт дает возможность выбрать социально правильную линию поведения даже в сложных ситуациях. Таким образом, возраст не выступает в качестве самодовлеющей причины каких-либо «криминогенных» свойств личности, а тем более причины конкретных преступных актов поведения.

Вот лишь одно из обстоятельств, с которым связаны различные социальные проявления личности. Характер интересов, представлений о жизненных ценностях, привычек, норм и особенностей поведения в различных условиях также связан с половыми различиями, преломляемыми в психике данного человека. А это в конечном счете проявляется и в особенностях поведения. Но значительно меньшая доля в преступности женщин в сравнении с мужчинами объясняется не биологическими особенностями пола, т. е. факторами явно социального характера, а положением, которое женщина занимает в семье, быту, на производстве, в обществе. Вот почему, рассматривая возраст, как и прочие подобные показатели, следует говорить скорее о социально-биологических, а не просто о биологических признаках личности. В процессе нравственного формирования личности особое значение имеют физические и психические индивидуальные особенности человеческого организма. Они, как и половые либо возрастные различия, сказываются на формировании личности определенным образом, изменяя условия восприятия человеком внешней среды.

Так, состояние здоровья и некоторые особенности физической конституции могут влиять на выбор профессии, отражаться на семейном положении, обусловливать некоторые потребности, а иногда и черты характера. Стало быть, эти факторы, не являясь причиной антиобщественного поведения, могут вместе с тем оказать при определенных условиях неблагоприятное воздействие на формирование жизненных взглядов и привычек. Психические особенности отражаются на формировании личности в ее взаимодействии со средой, но опятьтаки по-разному. И потому утверждать без учета социальных условий, что наличие или отсутствие тех или иных психических особенностей приведет к неблагоприятным результатам в процессе формирования личности, на наш взгляд, неверно. Исследование особенностей нравственного формирования личности дает основание сделать вывод о том, что сами по себе биологические свойства личности нельзя считать причинами преступного поведения человека, самое большее — это то, что они иногда играют роль условий, способствующих или затрудняющих правильное нравственное формирование личности.

Преступность — это социальное явление, не сводимое к сумме единичных преступлений, которое имеет лишь социальные причины и условия, поэтому один биологический фактор в объяснении причин преступности участвовать не может. В личности человека и его индивидуальном поведении социальное и биологическое диалектически взаимосвязаны. При этом социальная сторона имеет господствующую роль, биологическое проявляется в поведении в преобразованном (очеловеченном) виде: биологические факторы приобретают социальное значение лишь в том или ином контексте социальной жизни в зависимости от социальных условий.

Биологические факторы могут влиять на совершение конкретных преступлений, облегчая или, наоборот, затрудняя их, определяя их форму. Однако в этих случаях решающая роль в совершении преступления принадлежит социальным факторам, сформировавшим у лица антисоциальную и асоциальную установку.

Свобода выбора поведения у человека ограничена, поскольку поведение в обществе должно учитывать социальные нормы. Поэтому отношение каждого отдельного гражданина в обществе к социальным, в том числе и правовым, нормам определяется тем, насколько они соответствуют представлениям о праве. В случае несовпадения индивидуальной воли с требованиями правовых норм и возникают ситуации, представляющие интерес для криминологов.

Однако вышеуказанные противоречия не всегда приводят к преступному поведению, потому что существует несколько вариантов поведения лиц, отрицательно относящихся к закону, а именно:

  • • соблюдать закон, несмотря на отрицательное отношение к нему;
  • • соблюдать закон, добиваясь изменения его в соответствии со своими представлениями о праве;
  • • не соблюдать закон.

Третий вариант поведения человека и признается преступным, потому что в этом случае нарушается норма, которая регулирует поведение в обществе. Именно поэтому преступления как явления присущи лишь сообществам, а это значит, что состояние преступности предопределяется общественными отношениями, господствующими в государстве[4].

Заканчивая рассмотрение данной проблемы, следует подчеркнуть, что на формирование личности преступника оказывают влияние как социальные, так и биологические факторы, но при решающей, определяющей роли все же именно социальных факторов.

  • [1] Антонян Ю. М. Преступность и психические аномалии // Советскоегосударство и право. 1979. № 7. С. 99—181.
  • [2] См.: Криминология: учебник / под ред. В. Н. Кудрявцева, В. Е. Эминова.М., 1995. С. 163.
  • [3] См.: Иншаков С. М. Зарубежная криминология. М., 1997. С. 52.
  • [4] См.: Психологическое и социальное в личности преступника. Уфа, 1994.С. 45.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой